Соотносим BMW 840i Gran Coupe с хэтчем Porsche Panamera 4 — radiradio

Соотносим BMW 840i Gran Coupe с хэтчем Porsche Panamera 4

Все «восьмёрки» Gran Coupe полноприводны, а цены стартуют с 6,89 млн рублей за дизельную 840d xDrive. Тестовая 840i xDrive (340 бензиновых сил) стоит минимум 6,96 млн ― почти как Panamera 4 (330 л.с., 6,94 млн). Но Porsche бывает и заднеприводным за 6,65 млн.

Каким бы ни оказался летний сезон, для хэтчбека Porsche Panamera 4 он будет затруднён появлением нового конкурента. В конце года стартовали продажи седана BMW 840i xDrive Gran Coupe — и посмотрите, какая фактурная сложилась пара! Атлетичными формами радуют глаз пятиметровые кузова (кстати, заметили бы вы разницу в их типе, если б не знали о ней?). Очень похожи автомобили и технически: трёхлитровые «шестёрки» с турбонаддувом выдают 330–340 «лошадей», а полный привод позволяет тратить около пяти секунд на разгон до сотни. И ни к одной из машин не подступиться без семи миллионов рублей…

Правда, стандартная комплектация BMW богаче. Porsche берёт отдельные деньги даже за камеру заднего вида (пусть и омываемую) или регулировку поясничного подпора передних кресел. Если уравнять число плюсов в приведённой ниже таблице оснащения, Panamera 4 окажется заметно дороже. И отметку в девять миллионов у нас перешагнула именно она, хотя в тестовую конфигурацию не включены ни базовое для BMW полноуправляемое шасси, ни адаптивные стабилизаторы, ни мультиконтурные кресла. Что ж, тем интереснее познакомиться с Porsche без прикрас.

Самый качественный элемент салона ― сверлёные металлические решётки динамиков. Самый дешёвый ― мелкие серебристые кнопки климат-контроля. Подогреваются не только кресла и руль, но и подлокотники. Дефицит ёмкостей для мелочей не столь остр, как в Панамере.

Оба автомобиля обходятся без хрома в отделке, и чистый классицизм Porsche смотрится богаче, весомее слегка эпатажной баварской игривости. Чтобы понять, красив автомобиль или нет, я часто пытаюсь представить, как он будет выглядеть на страницах журналов о классических автомобилях лет через 30. Панамеру вижу там легко, а Gran Coupe ― с натяжкой.

Более крупным тормозным дискам Gran Coupe (374 мм спереди) сопутствуют однопоршневые задние суппорты и чуть переусиленный привод с управлением «по проводам». У Porsche «по кругу» — моноблоки, причём спереди шесть поршней (диаметр роторов 350 мм) против четырёх у BMW.

Не то чтобы цифровой интерьер Porsche создан на века, но салон BMW, по-моему, устареет раньше. Хотя и толстый руль, и общая архитектурная массивность относятся к долгоиграющим решениям. Здесь и сейчас «восьмёрка» выигрывает за счёт более шустрой мультимедийной системы, которая и управляется логичнее (в том числе универсальным джойстиком), и радует дополнительными функциями типа выезда задним ходом по своей траектории. Хотя зимой дело усложняет задняя камера без системы очистки.

Формы монументальны, но взгляд цепляется за кондовую кнопку системы ЭРА-Глонасс на центральном тоннеле. Единственное предусмотренное место для смартфона расположено в боксе-подлокотнике. Стеклоподъёмники ― двухскоростные.

Оба кокпита обустроены богато, но в BMW режут глаз стеклянные детали на тоннеле (опция), а Panamera удивляет хлипкими всефольксвагеновскими подрулевыми переключателями. Дешёвы и дефлекторы на заднем ряду: они будто унифицированы с Гольфом. Зато в Porsche чувствуешь себя свободнее, будто дышишь легче. На ощущение пространства работает сквозная горизонталь передней панели, к тому же выше крыша.

При примерно равном запасе пространства в области коленей BMW существенно сильнее теснит задних пассажиров в области головы и особенно ступней. Третий ремень в середине есть только у «восьмёрки», но это формальность: нормально сесть в Gran Coupe поверх тоннеля невозможно.

Она здорово облегчает жизнь и тем, кто сзади. Индивидуальные кресла на втором ряду Porsche, как и в BMW, установлены весьма низко, но сами по себе уютнее и обеспечивают более удобную позу. Ступни можно разместить под опущенным до предела передним креслом. «Восьмёрка» этого не позволяет. Стоит ли говорить, что компоновка Панамеры предпочтительнее для перевозки грузов. В багажнике хэтчбека есть даже намёк на подполье, хотя докатку и там не разместить.

Пороги очень высоки у обоих багажников. По объёму, удобству пользования и трансформации Porsche выигрывает «в одну калитку». Хотя обе «калитки» оснащены быстрыми и тихими электроприводами, а также взмаховыми датчиками.

У BMW пол грузового отсека закреплён, а ремкомплект расположен слева, заужая багажник. По умолчанию на заводе ставятся шины Run Flat, но «зима» тестового автомобиля к таковым не относится. Шинная аптечка Porsche размещена в небольшом подвальчике.

За руль в любую из машин буквально проваливаешься: подушки кресел в полностью опущенном положении едва возвышаются над порогами. За сиденья с множеством регулировок, но фиксированной и довольно плотной боковой поддержкой бедёр BMW доплачивать не предлагает. Колонка ― с электроприводом, не то что у Porsche. И всё же надевать на себя Панамеру с базовыми креслами чуть проще. Они тоже цепки, а более гостеприимный профиль позволяет легче переносить дальнюю дорогу.

Хваткие спинки сидений BMW только кажутся цельными ― подголовники оснащены электроприводом. Шок: у базовых кресел Панамеры не регулируется поясничный подпор. Хотя профиль достаточно удачен, чтобы всерьёз жалеть об этом.

Приятнее запускать двигатель Porsche, вращая «ключ». В BMW кнопка стартёра теряется среди себе подобных на центральном тоннеле. Panamera с базовым двигателем ― а это первое наше с ним знакомство ― слегка вибрирует на холостых. И агрессивно порыкивает выхлопом даже на месте, причём звук уведён назад, откуда и положено подавать голос мотору порядочных Porsche. Назвать базовый хэтч медленным язык не повернётся. К тому же дуэт V-образной «шестёрки» 3.0 (450 Н•м) и восьмиступенчатого «преселектива» PDK ведёт себя хорошо именно при интенсивной работе с акселератором.

С дорожным просветом менее 13 см оба автомобиля обречены жить в крупных городах с хорошими дорогами. Правда, кузов Porsche с опционной пневмоподвеской можно приподнять на пару сантиметров при небольших скоростях.

А вот трогается Porsche 4 с лёгкой заминкой. По мере набора скорости даёт почувствовать почти все переключения передач. И даже набрав 100–120 км/ч, не избавляется от секундной задержки в реакциях на подачу топлива. На таком ходу всё ещё отчётлив бубнёж выпускной системы, хотя его маскирует заметный шум дороги уже с 60–80 км/ч. Открытие выхлопных заслонок не добавляет звуку глубины или низкочастотного бурления ― только громкости.

Лазерно-люминофорный дальний свет BMW не суперэффективен. В темноте после примерно 65 км/ч в самую даль дополнительно светят два небольших активных пучка, лишающих освещённость равномерности. Фароомыватели есть лишь у Porsche.

Силовой агрегат BMW сыгран лучше, едва ли не идеально. Сказываются и дополнительные 50 Н•м рядного мотора, и классический «автомат» вместо «робота». Gran Coupe легко и плавно трогается, чутко следует за правой педалью и особенно радует мощной покладистой тягой при выходе на обгон. Коробка выполняет свою работу почти незаметно. Да и трёхлитровый двигатель — тихоня в сравнении с V6 Porsche. Молчит на холостых и лишь едва порыкивает при больших дросселях. Даже с выпуском в режиме Sport «восьмёрка» остаётся на подпевках. Зато уровень акустического комфорта заметно выше.

Двери без рамок никак не сказываются на обзорности или акустическом комфорте. А в случае обнуления российской зимы можно и примерзания не опасаться. Оба автомобиля на удивление толерантны к асфальтовым колеям.

Уже «в базе» все российские Gran Coupe восьмой серии снабжены интегральным рулевым механизмом: редуктором с изменяющимся передаточным отношением спереди и управляемыми задними колёсами. За доплату предлагаются активные стабилизаторы поперечной устойчивости, но тестовая машина оснащена обычными. И простыми стальными пружинами, альтернативы которым нет. Шасси нашей Панамеры отличается концептуально: лишено всякой мехатроники в рулевом, зато оборудовано опциональной пневмоподвеской.

Лучшим режимом для витиеватых приборов BMW был бы «выключить всё» ― хватит проекционного дисплея. Но панель, конечно же, не гасится. Медиасистема «седьмого поколения» ― одна из лучших на рынке в целом, а не только в этом сравнении.

Минимальную разницу в точности реакции на поворот руля можно игнорировать: BMW отзывается поначалу лишь с едва ощутимой заминкой. Зато дальше исполняет манёвр необычайно живо. Явно активнее, чем Porsche, с подчёркнутой спортивностью. Руль «восьмёрки» острее и легче: медленные 90-градусные повороты не требуют перехвата. Баранку Панамеры надо вращать больше, чем на пол-оборота, прилагая заметное усилие.

Зато Панамера однозначна при быстром пилотаже и не требует мелких подруливаний, тогда как Gran Coupe то и дело приходится корректировать на дуге. Ради фотосъёмки я делаю по несколько проходов через один и тот же поворот, и, кажется, каждый раз полноуправляемая «восьмёрка» ведёт себя немного иначе. Сложно заранее подобрать верный угол руля, ещё труднее к этому привыкнуть.

Баранка совершает всего два с четвертью оборота от упора до упора, однако излишней нервозности около нуля нет. Она появляется в таких поворотах, как на фото, ― здесь водитель и рулевая мехатроника не всегда находят общий язык.

Оба автомобиля обуты в континентальные фрикционки Pirelli Winter Sottozero 3, причём одобренные производителями. Более широкие шины диаметром 21 дюйм позволяют Porsche кайфово ехать по траектории на таких скоростях, с которых BMW на 19-дюймовых колёсах откровенно просится наружу поворота. Gran Coupe чаще всего уходит именно в снос.

Добиться заноса получается только агрессивно-провокационной работой рулём или газом. В общем, выходит игриво ― но отнюдь не академично. Panamera-душка не только радует отличным зацепом, но и лучше сбалансирована в скольжениях. И вообще, несмотря на более «кольцевой», то есть скучноватый характер, Porsche ощущается и стабильнее, и быстрее.

Диапазон вращения руля ― чуть больше двух с половиной оборотов. Чувствительность на прямой сопоставима с BMW, но в крутых виражах Porsche степеннее.

Плавность хода Панамеры меняется в зависимости от скорости. Трёхкамерные воздушные подушки позволяют бархатно перекатываться через «лежачих полицейских» или неровности, характерные для грунтовок, ― но лишь примерно до 30 км/ч. На этих скоростях Porsche однозначно комфортнее BMW. Затем устанавливается паритет: что Panamera идёт плотнее, что пружинное Gran Coupe скругляя передаёт седокам много разнокалиберных колебаний.

Комбинированный щиток удачно имитирует аналоговый. В отличие от BMW всегда отображается выбранная передача. Тачскрин реагирует на касания с небольшими задержками — медиасистеме уже четыре года. Шпионы сообщают о её скорой модернизации в ходе рестайлинга.

После 60 все стыки и кочки Porsche отрабатывает жёстче и громче, чем «восьмёрка». Причём все эти наблюдения относятся к базовым режимам шасси ― у Панамеры это Normal, у Gran Coupe, что характерно, — Comfort. На обычных дорогах переводить подвеску Porsche в Sport, а тем паче в Sport Plus, бессмысленно, как и зажимать амортизаторы BMW. Даже режим Adaptive, не слетающий при перезапуске, пагубно влияет на плавность хода. Преимущество над Панамерой моментально вытряхивается. Поэтому Comfort и только Comfort.

Обзорность сопоставима. Зеркала BMW меньше, зато с существенной диоптрией и расширяющими краями — видно всё! Стойки толще, и дворник не доходит на четыре-пять сантиметров. В Панамере почти достигает края. Её вид в заднее окно заужен, у BMW мешает багажник.

Если б мне пришлось выставлять оценки за плавность хода, то с учётом всех покрытий, скоростей и особенностей вертикальных ускорений я бы присвоил одинаковый балл обеим машинам. Тем не менее в комплексе больше приглянулось шасси Панамеры. Прежде всего — выверенной, однозначной, высококлассной управляемостью.

Гарантийные условия идентичны: два года с безлимитным пробегом. Техобслуживание Porsche надо проводить раз в 15 000 км, тогда как в BMW гибким расчётом интервала ведает бортовая электроника.

Вот бы эту тележку вкупе с практичным кузовом дополнить отличным силовым агрегатом «восьмёрки», да c её акустическим комфортом в придачу! Увы, губы Никанора Ивановича не приставить к носу Ивана Кузьмича. Выбор придётся делать исходя из того, что Panamera 4 спортивнее, академичнее, и как бы вне времени, а Gran Coupe щедрее на эмоции ― но лишь для тех, кто не хочет выяснять их истинную природу.

Паспортные данные

BMW 840i xDrive Gran CoupePorsche Panamera 4
Кузов
Тип кузоваседанхэтчбек
Число дверей/мест4/4+15/4
Длина, мм50825049
Ширина, мм19321937
Высота, мм14071423
Колёсная база, мм30232950
Колея передняя/задняя, мм1627/16711671/1651
Снаряжённая масса без водителя (DIN), кг18551815
Полная масса, кг24802390
Объём багажника, л440500–1340
Двигатель
Типбензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувомбензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом
Расположениеспереди, продольноспереди, продольно
Число и расположение цилиндров6, в ряд6, V-образно
Число клапанов2424
Рабочий объём, см³29982995
Макс. мощность, л.с./об/мин340/5000–6500330/5400–6400
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин500/1600–4500450/1340–4900
Трансмиссия
Коробка передачавтоматическая, восьмиступенчатаяроботизированная, восьмиступенчатая
Приводполный, с многодисковой муфтой в приводе передних колёсполный, с многодисковой муфтой в приводе передних колёс
Ходовая часть
Передняя подвесканезависимая, пружинная, двухрычажнаянезависимая, пневматическая, двухрычажная
Задняя подвесканезависимая, пружинная, многорычажнаянезависимая, пневматическая, многорычажная
Передние тормозадисковые вентилируемыедисковые вентилируемые
Задние тормозадисковые вентилируемыедисковые вентилируемые
Рулевое управлениереечное, с электроусилителем на рейкереечное, с электроусилителем на рейке
Передние шины245/40 R19275/35 R21
Задние шины275/35 R19315/30 R21
Дорожный просвет, мм128124
Эксплуатационные характеристики
Максимальная скорость, км/ч250264
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с4,95,5
Расход топлива, л/100 км
— городской цикл10,611,1
— загородный цикл7,36,9
— смешанный цикл8,58,4
Экологический класспятыйпятый
Ёмкость топливного бака, л6890
ТопливоАИ-92–98АИ-95–98

Комплектации

Базовое оборудованиеBMW 840i xDrive Gran CoupePorsche Panamera 4
Фронтальные подушки безопасности++
Боковые подушки безопасности ++
Надувные «занавески»++
Коленные подушки безопасности++
Система динамической стабилизации++
Система предупреждения столкновений+–
Система автоторможения+–
Система предупреждения о выходе из полосы+–
Система мониторинга слепых зон+–
Система распознавания дорожных знаков+–
Адаптивные амортизаторы++
Автоматическая коробка передач++
Подрулевые лепестки++
Система start/stop++
Система переключения режимов движения++
Рулевой механизм с усилителем++
Активное рулевое управление+–
Управляемые задние колёса+–
Контроль давления в шинах++
Электромеханический стояночный тормоз++
Датчик света++
Система автоматического переключения света фар+–
Светодиодные фары –+
Светодиодные фары с лазерно-люминофорным дальним светом+–
Датчик дождя++
Датчики парковки передние и задние++
Камера заднего вида+ –
Бортовой компьютер++
Электронный щиток приборов++
Проекционный дисплей+ –
Ограничитель скорости+ –
Круиз-контроль++
Двухзонный климат-контроль++
Система доступа в салон без ключа+ –
Интерактивный ключ+ –
Мультифункциональное рулевое колесо+ –
Подогрев рулевого колеса+ –
Рулевая колонка с регулировкой по углу наклона и вылету –+
Рулевая колонка с электрорегулировкой по углу наклона и вылету+ –
Наружные зеркала заднего вида с подогревом и электроприводами регулировки и складывания++
Электрохромное внутрисалонное зеркало++
Электрохромное наружное зеркало заднего вида со стороны водителя+ –
Регулировка передних сидений по высоте++
Регулировка поясничного подпора передних сидений + –
Регулировка длины подушек передних сидений+ –
Регулировка поясничного подпора спинок передних сидений + –
Электрорегулировка передних сидений++
Память положений передних сидений, зеркал и рулевой колонки+ –
Раздельные кресла второго ряда –+
Подогрев передних сидений++
Подогрев передних подлокотников+ –
Вентиляция передних сидений+ –
Дефлекторы для задних пассажиров++
Люк для длинномеров+ –
Солнцезащитные шторки с электроприводом+ –
Медиасистема с сенсорным экраном++
Навигационная система –+
Навигационная система c показом дорожной ситуации+ –
Bluetooth++
Android Auto – –
Apple CarPlay++
Зарядные гнёзда для передних пассажиров1 USB-A, 1 USB-C1 USB-A
Зарядные гнёзда для задних пассажиров2 USB-C2 USB-A
Беспроводная зарядка для смартфона+ –
Многоцветная атмосферная подсветка интерьера+ –
Доводчики дверей++
Электропривод крышки багажника++
Взмаховый датчик открывания и закрывания крышки багажника+ –
Дистанционный запуск двигателя+ –
Отделка салона кожей++
Текстильные коврики++
Газовые упоры капота++
Легкосплавные колёсные диски++
Ремкомплект для шин++
Дополнительное оснащение BMW 840i Gran Coupe
Стеклянные элементы отделки салона63 900
Ремни безопасности с М-декором25 600
Четырёхзонный климат-контроль89 400
Подогрев задних сидений38 300
Система ведения по полосе157 500
Система мониторинга слепых зон
Активный круиз-контроль
Камеры кругового обзора46 900
Система автопарковки
Аудиосистема Bowers & Wilkins379 700
Пепельница4 200
Прикуриватель
Обивка потолка алькантарой86 900
Панорамная крыша178 800
Тонировка стёкол задней полусферы44 200
Цвет «металлик»106 500
Дополнительное оснащение Porsche Panamera 4
Матричные светодиодные фары148 901
Адаптивный свет
Фароомыватели
Пневмоподвеска 158 152
Спортивная выхлопная система250 225
Пакет Sport Chrono137 889
Электрохромные наружные зеркала заднего вида18 503
Тонировка стёкол задней полусферы40 529
Проекционный дисплей108 372
Датчики парковки передние и задние50 222
Камера заднего вида с омывателем
Подогрев рулевого колеса19 824
Система доступа в салон без ключа81 059
Взмаховый датчик открывания и закрывания двери багажника
Отделка салона кожей двух цветов316 307
Тиснение логотипа модели на центральном подлокотнике34 362
Подголовники передних и задних сидений с тиснением герба Porsche33 480
Система объемного звучания Bose104 848
Легкосплавные колёсные диски (21 дюйм)343 179
Увеличенный топливный бак (90 л)8 810
Цвет Carmine Red288 111
Цена базовой комплектации, рубли6 960 0006 942 000
Цена протестированного автомобиля, рубли8 841 9009 086 094

Техника BMW Никита Гудков

В основе BMW восьмой серии (заводской код четырёхдверки G16) — платформа CLAR, знакомая нам по «пятёрке» (на иллюстрации) и «семёрке». О последней напоминает конструкция кузова: она по большей части создана из высокопрочных сортов стали, но центральный тоннель выполнен из углепластика, а поперечина под передней панелью ― из магниевого сплава. Не обошлось и без алюминия, из которого сделаны капот, двери, крыша и моторный щит. База больше, чем у пятой серии, на 48 мм.

Спереди — двухрычажка. Сзади — многорычажная схема с пятью рычагами, но, как и для «пятёрки», пневмоподвеска недоступна. На российских машинах шасси всегда полноприводное и полноуправляемое, с адаптивными амортизаторами. Полноприводная трансмиссия — с многодисковой муфтой в приводе передней оси. Электромеханические стабилизаторы поперечной устойчивости ― опция.

Полноприводная 840i xDrive оснащается рядной турбошестёркой 3.0 (340 л.с., 500 Н•м). У неё один турбонагнетатель twin-scroll, интегрированный в головку цилиндров выпускной коллектор и давление впрыска до 350 бар. Пару ей составляет восьмиступенчатый «автомат» Steptronic.

Техника Porsche Кирилл Бревдо, Никита Гудков

Платформа MSB — плод развития «тележки» первой Панамеры и результат совместных усилий нескольких подразделений концерна Фольксваген под руководством инженеров Porsche. Это фундамент для семейства Bentley Continental GT третьего поколения и других машин. Вариативность платформы подразумевает использование заднего или полного привода при продольном расположении силового агрегата и до четырёх вариантов длины колёсной базы.

Базовая архитектура подвесок такова: двухрычажки спереди и многорычажка сзади. Стандартная подвеска — пружинная, а на продвинутых версиях используются трёхкамерные пневмобаллоны, совокупный объём которых вырос на 60%, благодаря чему удалось увеличить диапазон регулировки. Пневмоподвеска позволяет принудительно поднять кузов на 20 мм относительно нормального положения или опустить — на 28 мм спереди и 20 мм сзади.

Panamera почти цельноалюминиевая: бористая и термоупрочнённые стали используются только в критических для пассивной безопасности местах. Задние колёсные арки стальные. Жёсткость кузова на кручение возросла с 25 000 Н•м/град до 30 000. Масса неокрашенного кузова сократилась более чем на 20 кг до 329.

Дефорсировка модульной «шестёрки» c 440 сил у «эски» до 330 у простой Панамеры сочетается с ростом рабочего объёма. Он увеличен с 2894 см³ до 2995 за счёт трёх дополнительных миллиметров хода поршня. Турбокомпрессоры, как и масляные радиатор с фильтром, размещены в 90-градусном развале алюминиевого блока. Цилиндры — с плазменным напылением чугуна. Камера сгорания — с центральным расположением форсунки для оптимального смесеобразования при давлении в топливной системе до 250 бар. Двигатель оснащён фазовращателями на впуске и выпуске.

Восьмиступенчатый преселективный «робот» PDK с двумя сцеплениями весит 134,7 кг в наиболее тяжёлой полноприводной версии и способен переварить до 1000 Н•м. Три высшие передачи повышающие, хотя максимальную скорость Panamera развивает на шестой. Коробка на 28% эффективнее предыдущей благодаря более широкому диапазону передаточных чисел и сниженным потерям на трение. Время переключения сокращено на 20%.

За кадром

В этом тесте много внимания уделено нюансам управляемости. За кадром тоже поговорим об особенностях управления, но на этот раз — креслами с электроприводами и зеркалами. Кстати, через некоторое время после съёмки бортовая электроника BMW пожаловалась на трудности с  определением положения водительского сиденья.

Источник: drive.ru