XXII Историческое ралли Монте-Карло: наши Волги через 55 лет. — radiradio

XXII Историческое ралли Монте-Карло: наши Волги через 55 лет.

Освещать Историческое ралли Монте-Карло для меня стало хорошей традицией несколько лет тому назад, когда я впервые присутствовала на этом исключительном событии. Это только принято думать, что ралли на классических автомобилях — обычные заезды старичков по дорогам общего пользования: неспешные и безопасные. Возможно, в большинстве случаев так и есть — но только не здесь.

Историческое ралли Монте-Карло — гонка в полном смысле этого слова, на высоких скоростях, с обязательным требованием по выносливости как к людям, так и к технике, со сложнейшими спецучастками. Именно так охарактеризовали его в этом году новые участники, люди, которые повидали на своем автоспортивном веку и не такие ситуации — знаменитый российский гонщик Алексей Васильев, не менее известная гонщица Татьяна Елисеева, штурман Константин Жильцов, прошедший за свою богатую гоночную карьеру и «Дакары», и «Шелковый путь», и «Африку Эко Рейс», и многие другие профессиональные ралли и ралли-рейды. Илья Кашин, вышедший на старт ралли уже в седьмой раз, в этот раз выступал со штурманом Борисом Костырко, человеком, принявшим участие в бóльшем количестве ралли на регулярность, чем кто-либо еще. Илья Кашин рассказал, что в этом году Историческое ралли Монте-Карло было осложнено погодными условиями: из-за выпавшего в Европе снега некоторые спецучастки проходили с большим трудом, а некоторые и вовсе были закрыты организаторами из-за повышенной опасности.

Конечно, в любой гонке есть те, кто участвует ради победы, и те, кто приезжает, чтобы финишировать и интересно провести время, но это никак не снижает градус сложности и выносливости самого ралли.

Мы уже рассказывали в предыдущих репортажах о том, что Историческое ралли Монте-Карло впервые было проведено спустя 86 лет после первого соревнования, стартовавшего в 1911 году. Это событие в некоторой степени является реконструкцией первых гонок, когда все участники стартовали из разных точек и финишировали в одном месте. Сейчас все экипажи также берут старт из разных городов: в этом году сбор был назначен на выбор — в Барселоне, Глазго, Милане, Реймсе, Афинах и Монте-Карло, а всего на старты вышло 298 экипажей.

Однако это, XXII ралли, оказалось для нас не совсем обычным событием, и все дело в том, что помимо команды Russian Racing Group, участвовать в нем приняла решение еще одна российская команда Gorkyclassic на 21-х «Волгах».

Идея, разработка и развитие этого проекта полностью принадлежит Алексею Васильеву, который занимался всеми составляющими – от финансирования до строительства машин и воплощения в реальность всех важнейших нюансов, включая логистику и подбор экипажей. Иван Падерин и Александр Лекае, реставраторы и организаторы нескольких российских классических автособытий, в том числе и ГУМ-ралли, стали партнерами проекта. Поскольку они уже очень давно занимаются «Волгами», то команду было решено назвать Gorkyclassic.

Волги были выбраны не случайно. Дело в том, что одним из условий для того или иного определенного автомобиля в ралли является участие аналогичной модели в ралли прошлых десятилетий. И отечественные «Волги» «засветились» там, правда, всего один раз — в 1964 году: три «Волги» и два «Москвича» вышли на старт в Минске.

1964 год

Это было необычное событие для советского автоспорта: в таких международных «капиталистических» гонках участвовать было не особо принято. До этого в багаже наших гонщиков было некоторое количество соревнований в соцстранах и участие в ралли «Акрополис». Позже наши «Москвичи» ехали в ралли-марафоне Лондон — Сидней (1968) и Лондон — Мехико (1970), и ехали довольно успешно, затем были и другие свершения и победы, в том числе и весьма удачные выступления Стасиса Брундзы в европейских ралли, но вот соревнование уровня Ралли Монте-Карло было впервые, никто не ожидал задачи такой сложности, и подготовиться как следует не получилось.

На гонку были выставлены три «Волги» ГАЗ-21М в фирменной окраске «белый верх, черный низ» и два «Москвича»-403.

Экипаж одной заводской «Волги» составили гонщик-испытатель Эдуард Васькович и Геннадий Добровольский. Во второй машине отправились шестикратный чемпион СССР Вячеслав Мосолов и гонщик Леонтий Дегтярев. Третья «Волга» представляла НАМИ: там ехали гонщики-испытатели Анатолий Дмитриевский и Сергей Тенишев.

Известный пилот-испытатель МЗМА (АЗЛК) Юрий Лесовский вышел на старт вместе с Владимиром Локтионовым, на втором «Москвиче» ехали Николай Сучков и Виктор Щавелев. Руководителем звездной команды стал известный гонщик Александр Ипатенко из «Автомотоклуба».

Зарубежная пресса не обошла вниманием факт участия советских машин, но писали, что они ехали без сервисной поддержки, без предварительного ознакомления с трассой и без знания французского языка. В отечественных газетах же написали, что экипажи прошли своим ходом до Франции 4452 км, двигаясь через Польшу, Чехословакию, ФРГ, Голландию, Бельгию, Люксембург и Францию. И самыми сложными были участки через покрытые льдом и снежными заносами горные серпантины французских Альп.

В тот 1964 год из стартовавших 342 автомобилей финишировало только 163, и в их числе были и советские экипажи. К сожалению, результат наших спортсменов засчитан не был, так как они набрали слишком большую сумму штрафов за опоздания на спецучастках. Но на финише им вручили специальные медали в присутствии принца Альберта и принцессы Грейс Келли. А факт их участия в ралли дал возможность через долгие 55 лет выйти на старт двум нашим «Волгам» команды Gorky Classic: № 298 в составе Алексея Васильева и Константина Жильцова и № 302 — Татьяны Елисеевой и Марата Яруллина. И команда решила, что они обязательно заедут в Минск, где 55 лет тому назад взяли старт на Монте-Карло советские экипажи — кстати, вместе с двумя десятками иностранных участников из Голландии, Франции, Швейцарии, Англии, ФРГ и других стран — с эстакады на площади Ленина.

«Волги». Наше время

28 января команда Gorkyclassic торжественно стартовала с Красной площади около ГУМа, а отмашку стартовым флагом им давала Анастасия Нифонтова. Но это было просто красивое начало долгого пути, который далее, вплоть до центральной площади французского города Реймс, для «Волг» продолжался уже на автоплатформах: решили не рисковать и довезти их в целости и сохранности.

Команда Gorkyclassic включала в себя девять человек. Помимо четырех членов экипажа (Алексей Васильев и Константин Жильцов, Татьяна Елисеева и Марат Яруллин) в нее входили еще три механика, а также Иван Падерин и Александр Лекае.

Руководствуясь событиями 55-летней давности, команда сделала большую остановку в Минске, где состоялась пресс-конференция. Алексей Васильев и Александр Лекае рассказали журналистам много интересных подробностей, в том числе и про подготовку самих автомобилей.

Алексей Васильев: «Надо сказать, что к исторической правде эти машины имеют мало отношения, так как за прошедшие годы технический прогресс даже в исторических гонках ушел далеко вперед, и все автомобили в подобных соревнованиях едут подготовленными с использованием современных технологий. Например, Даниэль Элена, штурман Себастьяна Леба, в этом году уже не первый раз принимает участие в Историческом ралли Монте-Карло, и построил Volkswagen Golf мощностью 300 л.с. — явно отличающийся от того, что ехал в давние времена.

Но основное требование регламента состоит в том, чтобы все более-менее соответствовало той эпохе. Если двигатель был карбюраторным, то и сейчас должен быть таким. Если зажигание распределялось трамблером — он должен остаться. Организаторы прежде всего проверяют машины на соответствие той эпохе. К сожалению, нашим дедам в то время были недоступны многие возможности — например, приобретать кованые поршни и многие другие детали, которые были доступны англичанам, немцам и многим другим. И если европейцы могли позволить себе дорабатывать свои машины, то перед нашим автоэкспортом стояла задача прежде всего обеспечить продажи советских автомобилей в странах, где проходило ралли: поэтому и ехали на экспортных “Волгах” с хромом и диванами. Но, к сожалению, на 70 л.с. и барабанных тормозах было невозможно выступить как следует. Не было хорошей шипованной резины, не было запасных деталей, в том числе и коробок передач. Можно сказать, что наши серийные автомобили были неконкурентоспособными.

“Волга” — довольно крупная машина для такого соревнования, с учетом того, что оно проходит по горным серпантинам. Там самые подходящие машины — Mini, Renault Alpine и прочие компактные модели. Так что совладать с такой крупной машиной — это еще один вызов нашим пилотам. Вес наших “Волг” — 1300 кг — это с учетом “запасок” и всей подготовки. Для “Волги” вес неплохой, но соперники едут на 700–800-килограммовых машинах при той же мощности. Однако наш вес дает дополнительное преимущество в горах и на снегу — дополнительную удельную нагрузку на колеса. На тяжелом автомобиле проще ехать по снегу и в условиях плохого зацепа.

Мы подготовили серьезные аппараты мощностью 200 л.с. и 150 л.с. Двигатели — те же, что были установлены и в то время. Т.е. тогда стоял 402-й мотор, мы поставили 421-й, который можно назвать последней эволюцией того двигателя с нижневальным расположением распредвала. Но у нас стоят кованые поршни, головки блока цилиндра переделаны, поставлен карбюратор Вебер, система выпуска полностью переделана. Коробки передач — уже от последних ГАЗелей и тоже доработаны. Задний мост от 31105 с доработками.

Особое внимание мы уделили тормозам, т. к. тормоза — это слабое место 21-й “Волги”. Именно перегрев “родных” барабанных тормозов на “Волгах” стал причиной того, что в 2013 году на Историческом ралли Монте-Карло две из трех участвовавших “Волг” не смогли остановиться из-за перегрева и свалились в пропасть. Так что у нас спереди и сзади стоят дисковые тормоза с вакуумным усилителем. Тормозные диски от Ford Mondeo. Сами суппорты — переделанные “восьмые”. В результате тормоза получились очень эффективными. На обеих машинах установлены гидроусилители руля, спортивные амортизаторы Koni.

Что касается резины, то у нас с собой было два варианта — шип и нешип. Для снега нужна очень узкая шина, чтобы она хорошо прорезала снег. Из четырех рассматриваемых вариантов шин мы выбрали российскую шину “Кама 511”, которая выпускается для “Нивы”. В городском режиме она работает не очень хорошо, а для нас это был лучший вариант. Размер 175/80 R16. Нешипованную мы выбрали Goodyear Ultragrip 8 205/65 R16. Они хорошо едут по сухому асфальту и в том числе по теплой погоде, ведь в Монако ожидалось до +15 градусов.

Как я уже говорил, наши машины различаются между собой по мощности. На второй машине, которая послабее, едет Татьяна Елисеева. На ней мы поставили мягкий, эластичный распредвал, чтобы в случае необходимости Татьяна могла ехать в режиме экономии топлива, меньше останавливаться на дозаправку на длинных перегонах и при этом иметь “эластичный” мотор для снега и льда.

На наших автомобилях установлено довольно много современных деталей, но все они соответствуют духу соревнования и, главное, регламенту. Но, конечно, самое важное — иметь надежное штурманское оборудование».

Александр Лекае рассказал, что изначально для участия в историческом ралли Монте-Карло было построено три машины, но в последний момент ГАЗ, который одно время считал этот проект чуть ли не главным проектом года, отказался от участия. Так что в итоге поехали только две машины, да и состав одного из экипажей изменился.

— Для нас с Иваном Падериным — как организаторов классических соревнований в России — было важно набраться опыта и посмотреть, как это происходит на Западе. И в следующем году мы надеемся выставить более многочисленную и еще лучше подготовленную команду.

Russian Racing Group

Про экипаж еще одной российской команды, выступающей в Историческом ралли Монте-Карло на Jaguar E-Type 1968 года, мы рассказывали уже неоднократно. Именно Илья Кашин, коллекционер и реставратор уникальных классических автомобилей, в том числе большого числа «Жигулей», «Волг» и советских формул «Эстония», стал в свое время первопроходцем на этом событии, привезя во Францию целую команду на трех красных классических Ягуарах. Времена меняются, но любовь к этой длительной шестидневной гонке сохранилась, как и верность красивому заднеприводному автомобилю, и в этом году Илья вышел на старт уже в седьмой раз.

«Каждый раз по окончании это сложной гонки я говорю себе, что, пожалуй, хватит. Но каждый раз проходит месяц, и я снова чувствую, что хочу еще раз выйти на старт, и начинаю готовиться к следующему году», — сказал Илья Кашин.

Ралли

В этом году всеми тремя экипажами (две «Волги» и Ягуар) было решено стартовать из Реймса. По словам участников, Реймс — один из самых приятных городов на старте, где проводить участников ралли на центральной площади собирается по несколько тысяч человек.

Старты традиционно даются в ночь, и первый так называемый «концентрационный» этап является, по сути, длинным лиазоном и включает в себя от полутора до двух с половиной тысяч километров, в зависимости от удаленности стартового города до точки общего сбора. Финишируют экипажи днем, а затем им предстоит пройти еще два спецучастка на регулярность движения (называются они ZR) с очень строгими правилами: штраф участники получают не за минуту, а за секунду (!) времени, идущую в плюс или минус зачета, и только затем уставшие спортсмены могут наконец отдохнуть и расслабиться перед следующим сложным днем.

Кажется, будто это не слишком сложная задача, но примите во внимание возраст автомобилей и некоторых участников, которые бывают старше своих «железных коней», прибавьте к этому не всегда простые погодные условия, и вы поймете, что сутки не спать и ехать ночью по дорожной книге на старой технике не так-то уж и просто.

Уже на первом спецучастке погода продемонстрировала, что не собирается играть с участниками ралли в поддавки. Практически весь маршрут стеной валил мокрый и тяжелый снег, и главным фактором были даже не столько навыки пилота и штурмана, сколько грамотный выбор резины. И несмотря на то, что все автомобили оказались обуты в шипованную резину, именно первый день стал самым сложным, и все три экипажа финишировали с отставанием от графика и штрафами, но тяжелее всего прошел этот день для экипажа Елисеевой и Яруллина. Небольшая ошибка в навигации в итоге обошлась им очень дорого.

Результаты после финиша концентрационного этапа (первый-второй день ралли):

Jaguar E-Type № 97 — Илья Кашин/Борис Костырко — 93-е место.
«Волга» ГАЗ М21 № 298 — Алексей Васильев/Константин Жильцов — 121-е место. 
«Волга» ГАЗ М21м № 302 — Татьяна Елисеева/Марат Яруллин — 261-е место.

Классификационный этап состоял из четырех спецучастков, однако стихия разгулялась вовсю. Все экипажи стартовали по расписанию, но после прохождения первого спецучастка на тот день (или ZR3) организаторы отменяют сначала ZR4, а затем и два следующих. Обильный снегопад сделал весьма опасным прохождение горных маршрутов, и организаторы решили не рисковать — так как далеко не все автомобили и пилоты могли бы с этим справиться.

Результаты после классификационного этапа (третий день ралли):

Jaguar E-Type № 97 — Илья Кашин/Борис Костырко — 84-е место.
«Волга» ГАЗ М21 № 298 — Алексей Васильев/Константин Жильцов — 117-е место.
«Волга» ГАЗ М21м № 302 — Татьяна Елисеева/Марат Яруллин — 266-е место.

Третий день ралли оказался более позитивным. Были сложные спецучастки, много снега, но удача сопутствовала экипажу № 97 на красном Jaguar E-Type. Илья Кашин рассказал, что восьмой ZR прошел гладко, а дальше фортуна приготовила сюрприз в виде огромного молоковоза, разворачивающегося на узкой деревенской дорожке и перекрывшего весь канал. Однако нашим гонщикам повезло, задержка оказалась намного меньше, чем у остальных экипажей, а потерянные 29 секунд удалось отыграть во время экстремального броска до следующего ZR. Правда, приехав туда, участники обнаружили, что девятый ZR был отменен в целях безопасности из-за большого количества снега…

Константин Жильцов: «Все четыре спецучастка должны были быть горными, с серпантинами, перевалами, а последний ZR даже участвовал в WRC. Погода продолжает нас удивлять своими сюрпризами, везде снег и лед. В итоге организаторы отменили ZR9, поэтому по факту у нас получилось только три зачетных участка. Мы движемся по плану, машина отличная, все у нас хорошо. Денек был для нас обучающе-веселый, надо знать отлично логистику, здесь от нее зависит очень много».

Алексей Васильев: «Сегодняшний день закончился, вроде бы мы научились ехать по прибору Blink II Plus, а Костя научился его калибровать и быстро менять калибровку вперед и назад. Я научился “мочить”, но делать это аккуратно, уверенно, не рискуя, стараясь быть максимально компетентным и нежным с машиной. Кроме этого очень важно, кто после спецучастка приезжает тебя встречать из механиков, в какой момент надевают шип, а в какой обычные зимние шины. Помимо экипажа — гонщика и штурмана, надежной машины, также должна быть армия серьезно подготовленных менеджеров, администраторов, и в первую очередь — механиков. Поэтому к следующему году мы уже приняли решение, какой будет серьезная русская команда».

Результаты после финиша первого общего этапа (четвертый день ралли):

Jaguar E-Type № 97 — Илья Кашин/Борис Костырко — 42-е место.
«Волга» ГАЗ М21 № 298 — Алексей Васильев/Константин Жильцов — 75-е место.
«Волга» ГАЗ М21м № 302 — Татьяна Елисеева/Марат Яруллин — 223 -е место.

На четвертый день стихия смилостивилась к участникам, да и сами автомобили уже переместились в более теплые края. Снег остался в прошлом, промежуточные финиши согревало ласковое февральское солнышко, а во второй половине дня экипажи финишировали в Монако.

Алексей Васильев: «Мы финишировали. Конечно, было сложно в разворотных поворотах на большой и тяжелой машине, не хватает крутящего момента, потому что очень важно после медленных поворотов очень быстро ускоряться. Вся тема исторического ралли построена на соблюдении заданной средней скорости. Поскольку в медленной шпильке теряешь скорость, ты должен максимально отыграться после него. Эту фишку мы только сейчас начинаем понимать. Соответственно, рваный темп нужно почувствовать и понять. Для этого должен быть большой крутящий момент и хорошие тормоза. Нам чуть-чуть не хватает мощности, 200 лошадиных сил, которые у нас есть, для этого веса маловато. Наши конкуренты едут на более мощных машинах и на более широких колесах, их техника больше способна на "прыжок". Это очень важно в такой гонке. Поэтому мы опять делаем новые выводы на будущее».

Результаты после финиша второго общего этапа (пятый день ралли):

Jaguar E-Type № 97 — Илья Кашин/Борис Костырко — 34-е место.
«Волга» ГАЗ М21 № 298 — Алексей Васильев/Константин Жильцов — 63-е место.
«Волга» ГАЗ М21м № 302 —Татьяна Елисеева/Марат Яруллин — 212-е место.

Однако это была лишь пауза, а самое сложное ожидало всех впереди: главным испытанием стали два последних спецучастка: они традиционно проходят в темное время суток на узких горных серпантинах Альп, а февральские ночные холода обеспечивают соревнующихся не только снегом, но и коварной тонкой коркой льда на дорогах, больше похожих на чистый асфальт. В итоге на них сошло еще порядка тридцати экипажей, не справившихся с ночным заданием, но наши автомобили прошли оба отрезка благополучно и безаварийно.

Алексей Васильев: «Мы финишировали, сделали задуманное год назад, когда приняли решение построить отечественные машины, участвовать на них и попытаться сделать то, что не совершили наши деды — проехать Ралли Монте-Карло и доехать до финиша всей командой. Все здорово, машина надежная, прошла две с половиной тысячи гоночного испытания, пять дней труда, и вот мы на финише, такая радостная минута счастья».

Татьяна Елисеева рассказала сразу про всю свою гонку: «Первый день был самый насыщенный: нам повезло пройти через все погодные условия: туман, снегопад, гололедицу, слякоть. Пока взаимоотношения с обрывами стали доверительными, прошло слишком много времени. На следующий день сердце рядом с пропастью билось ровнее, но я свернула не туда. Мы пытались нагнать потерянные 20 минут, но заработали десятки тысяч штрафных и… перестали бороться. Это было позорной капитуляцией духа. Даже собрав много штрафных очков, Леша Васильев продолжал сражаться за каждую секунду и поднялся в Топ-5. К последнему этапу взаимная симпатия с машиной уже переросла в любовь-морковь, и мы с “Волгой” мчали, как бессмертные. Наконец мы ощутили магию этой гонки».

Константин Жильцов: «Гонка заканчивается, осталось только проехать через подиум и выпить шампанского. Сегодняшний день еще с утра казался нам легким и спокойным, но два вечерне-ночных допа по сумасшедшим горам на достаточно высокой средней скорости произвели неизгладимое впечатление. Сейчас это уже воспринимается как нечто совершенное и радостное, но на спецучастке чувствовали себя не очень комфортно. По результату мы сделали все максимально возможное на сегодняшний момент. Мы теперь реально понимаем, что нужно для достижения лучшего результата, как готовиться к этой гонке, что здесь необходимо и на что делать акценты. Спасибо Алексею Васильеву, который позвал меня поучаствовать в этом мероприятии, спасибо всей нашей команде, логистам, ребятам-механикам, кто нас обслуживал, второму экипажу, который тоже отлично себя проявил. Мы были сплоченным коллективом, который доехал до финиша Rallye Monte-Carlo Historique».

Илья Кашин: «Это были самые интересные этапы на всем маршруте. Смешанное покрытие: мокрый асфальт, снег и лед — заставляло все время быть настороже и преподносило сюрпризы. Мы справились с этим этапом без потерь, хотя для многих он закончился печально».

Результаты по итогам ралли:

Всего финишировало 238 из 298 стартовавших экипажей.

Jaguar E-Type № 97 — Илья Кашин/Борис Костырко — 38-е место в абсолютном зачете и девятое место в категории III.
Волга ГАЗ М21 № 298 — Алексей Васильев/Константин Жильцов — 62-е место в абсолютном зачете и пятое в категории I.
Волга ГАЗ М21м № 302 — Татьяна Елисеева/Марат Яруллин — 201-е место в абсолютном зачете, 21-е в категории II.

Алексей Васильев и Константин Жильцов были награждены Кубком автомобильного клуба Монако за финиш на «Волге» в Топ-5 в категории I!

Фото и видео: Gorky Classic, Russian Racing Group, Francis Guilbot, Automobile Club Monaco и из архивов Ивана Падерина

Источник: drive2.ru