Формула 1 Монца: сеньоры, что происходит? — radiradio

Формула 1 Монца: сеньоры, что происходит?

Прошедший Гран-при Италии оставил после себя крайне сложные эмоции. Комичные, нелепые и невероятные ситуации происходили на протяжении всего уикэнда. В какой-то момент казалось, что все сошли с ума и перед нами разыгрывают какой-то фарс: невероятные выходки пилотов и жестокие сюрпризы техники сменяли друг друга. Монца 2019 была богата на события, но запомнится она двумя глупейшими эпизодами, в которые трудно поверить: проваленным третьим сегментом квалификации и безумным поступком Себа.

Конечно, для армии Ferrari эта гонка станет настоящим триумфом команды. Для поклонников Кими Райкконена она запомнится глобальным невезением финна. Ненавистники рента-драйверов в целом и Лэнса Стролла в частности будут говорить «понабрали по объявлению»; те, кто предан Renault, уже второй день радуются нереальному финишу желтых, болельщики Макса Ферстаппена вновь, как и после Спа, посыпают голову пеплом. Мы же переживаем из-за внезапного схода по технике у Даниила Квята, у которого была невероятная гонка!

Квалификация

Основной фарс начался еще в третьем сегменте квалификации, когда Кими Райкконен попал в аварию на первом круге. Заезд был прерван красными флагами, а таймер остановлен пока эвакуировали разбитую машину финского пилота. До конца сессии оставалось чуть больше 6 минут, когда сессия была возобновлена, но никто из оставшихся 9 пилотов не торопился выезжать на трассу. И даже когда это произошло, никто не спешил уйти первым на быстрый круг. А Хюлькенберг, Сайнц и Стролл во главе пелотона вообще замедлились в надежде, что остальные их обгонят. В более-менее выигрышной позиции находились лишь Леклер и Хэмилтон, уже показавшие 1-е и 2-е время в начале сессии, да и для Renault ситуация была более чем приемлемой.

Первым, кому надоела эта история, был Шарль Леклер. Монегаск вообще во всех ситуациях ведет себя очень правильно, уже успев стать своеобразным лакмусом Формулы 1. В этот раз он первым перестал участвовать в фарсе и нажал на газ – и успел уйти на быстрый круг, хотя ему это оказалось не нужным.

В какой-то момент из боксов стали поступать отчаянные призывы своим пилотам поторопиться, но было уже поздно: над трассой сомкнулись клетчатые флаги. В результате Хюлькенберг. Сайнц и Стролл получили предупреждение, а Тото Вольф буквально обозвал всех гонщиков идиотами.

Самое интересное, что до аварии Кими тоже далеко не все успели показать время в Q3, а некоторые буквально прошли по грани: Валттери Боттасу засчитали время круга благодаря тому, что командам сообщили о режиме красных флагов чуть позже, чем этот режим был введен; а Феттеля в некотором роде пожалели, рассматривая случай, когда он выехал за пределы круга всеми четырьмя колесами. Дело в том, что с одной из камер нарушение показалось стюартам не столь однозначным.

Третий сегмент без времени закончили Лэнс Стролл и Алекс Элбон (звоночек Элбону!); Ферстаппену заменили силовую установку – и он должен был стартовать с последнего ряда. Помимо него штрафы за замену силовых установок получили Пьер Гасли, Серхио Перес и Ландо Норрис. Кими Райкконен в результате аварии в Q3 повредил коробку передач, его должны были наказать пятью позициями на старте, но в итоге команда решила поменять ему и двигатель, поставив мотор новой спецификации, из-за чего финн в итоге стартовал с питлейна. И снова нелепая ситуация: Alfa Romeo допускает глупейшую ошибку, ставя на машину Райкконена не тот комплект резины (как пилот, прошедший в Q3, он был обязан стартовать на том же комплекте софт, на котором ехал в Q2, а не переобуваться на медиум). В итоге Кими получает штраф в 10 секунд Stop&Go!

Renault и Williams – две счастливые истории в Монце

Зато Renault оказались в неожиданном выигрыше: 5-я позиция на старте у Риккардо и 6-я у Хюлькенберга! Более того, на старте гонки Хюлькенберг обходит не только своего партнера по команде, но и Себастьяна Феттеля, стартовавшего четвертым. Временно оставшись без места в Формуле 1 на следующий сезон, Нико пытается показать товар лицом. С такой квалификацией Renault может трубить в фанфары – и кто же мог подумать, что в гонке этот результат будет даже улучшен! Их четвертое место на финише по своей неожиданности может, пожалуй, конкурировать только с 14-м местом Джорджа Рассела, объехавшего на круг Райкконена, Грожана и выигравшего у своего сокомандника Роберта Кубицы почти 2 круга!

Как известно, любое событие – лишь череда ситуаций, которые к нему приводят. Двойной финиш Renault в топ-5, позволивший им обойти после Монцы в Кубке Конструкторов Toro Rosso, это также череда обстоятельств. Авария Райкконена, отсутствие результатов в Q3, разворот Феттеля в гонке, наказание Стролла, вылет Гасли, драматичный сход Квята – все это позволило им финишировать высоко в таблице, заработать много очков и наконец добиться вполне заслуженного результата. Их высокий финиш сродни подиуму Квята в дождевой Германии: просто повезло, но в Формуле 1 просто так обычно не везет, везение тоже надо заслужить.

Что же касается Рассела в частности и Williams в общем, то в Монце они впервые показали не худший среди команд результат при том, что говорили, что в Монце эффективность их машины с точки зрения сочетания прижимной силы и коэффициента лобового сопротивления и вовсе стремится к нулю! 14 и 17 строчки на финише хоть и не принесли им очков, но вполне должны были принести удовлетворение: сход Кевина Магнуссена из-за проблем с гидравликой и 16-е место Грожана без каких-то особо веских причин можно назвать окончательным позором для Haas, коллектива, который еще не так давно претендовал на то, что стать лучшим из остальных, а их схема работы бралась за пример для построения других команд.

Более того, Рассел просто поразил всех, когда на протяжении довольно долгого времени сражался с Феттелем за позицию, а после обгона еще довольно долго держался за ним, не отпуская вперед на большую дистанцию. Пожалуй, именно это сражение и напомнило нам, что перед нами не просто гонщик отстающей команды, а недавний чемпион Формулы 2, который без всяких разночтений выиграл в прошлом году чемпионат.

История Феттеля – грустная история

Если вспомнить, с чем Ferrari пришли к Монце, то ситуация с Феттелем вырисовывается довольно печальная. В Бельгии Ferrari наконец-то завоевали первую победу в сезоне, но сделал это не Себастьян, который до последнего времени считался номером один в команде, и которого команда тянула буквально за уши весь сезон, а Шарль Леклер. Правда, сделал он это после того, как Феттель по приказу из боксов беспрекословно уступил ему трассу. Мы надеялись, что этот поступок Феттеля является результатом его зрелости, ведь вспоминая Себастьяна времен Red Bull и Марка Вебера, такое невозможно было бы представить. Но Монца утверждает в других мыслях: а вдруг Себ просто расписался в собственном бессилии?

Монца для Себастьяна в этом году стала примерно тем же, чем Германия в прошлом: к сожалению, еще одна глубокая ступенька вниз, которая неизвестно куда может привести. История Феттеля – на самом деле, очень грустная история, пожалуй, одна из самых грустных за всю Формулу 1: о том, как четырехкратный чемпион мира (а таким же количеством титулов может похвастаться еще разве Ален Прост!) растерял себя за год.

Смотреть на подобное угасание чемпиона и на то, как жестоко его наказывают зрители и болельщики, крайне печально: такого отношения спортсмены не заслуживают. Одно из объективных объяснений, которое уже давно прошло по СМИ и соцсетям, а именно: несоответствие автомобиля пилотажным требованиям гонщика — вполне разумно и объективно, но, к сожалению, не покрывает всего масштаба проблемы. Таким несоответствием можно объяснить злосчастный разворот немца на 6-м круге, но то, что он делает дальше — следствие уже какой-то агонии, которую переживает пилот, и его невозможности справиться с давлением и стрессом.

За его опасное возвращение на трассу и последующий контакт с Лэнсом Строллом Феттеля наказывают самым жестким из возможных штрафов, позволяющих остаться в гонке: 10-секундным Stop&Go. И все это происходит не где-то, а в Монце, на глазах у всего руководства Ferrari и бесконечных толп болельщиков. Вернее, именно поэтому и происходит: Себ торопится вернуться в гонку и просто забывает посмотреть по сторонам. Но если такое объяснение и возможно, то только применительно к новичку, но не многоопытному чемпиону. И если до сих пор сохранение Феттеля в команде Ferrari в сезоне 2020 было более чем вероятно, то после итальянских событий ситуация, похоже, изменилась. Что скажут боссы? Посмотрим. Вряд ли что-то хорошее. Особенно на фоне ярко зажегшейся звезды Леклера.

Две гонки – две победы

Очень правильный Леклер, «ум, честь и совесть» Формулы 1, пока не совершил ни одного поступка, за который ему могло бы быть стыдно. У него за плечами трагичная история потерь: Жюль Бьянки, отец, даже гибель Антуана Юбера он принял на свои плечи. Он уважительно относится к соперникам и старшим товарищам, уважает приказы команды и не допускает нелепых ошибок, говорит перед подиумом в Италии на хорошем итальянском – перед этим спросив разрешения у интервьюера. Даже с Максом Ферстаппеном он борется как-то так, что Макс выглядит не как гонщик с 7-ю победами в Формуле 1, а как мелкий хулиган.

Его взлета мы ожидали еще в первой половине сезона, однако, помним, как отчаянно хваталась Scuderia за свои шансы с Феттелем. Дохваталась. Можно сказать, что только благодаря Максу Ферстаппену (и, конечно, Шарлю Леклеру) и его двум последним крайне неудачным гонкам позиции Ferrari в Кубке Конструкторов пока сохраняются на второй строчке. Но вот посмотрите: как только Бинотто ослабил хватку на шее Леклера, в команде все сразу встало на свои места. Вторая подряд победа Шарля — сначала в Спа, а теперь и на родине тиффози, и все это после того, как половину сезона Ferrari не могли добиться ни одной!

Две гонки и две победы – вот все, что понадобилось Леклеру для того, чтобы обойти своего титулованного товарища по команде в личном зачете. А теперь, почувствовав вкус виктории и получив своеобразный карт-бланш, он уже вряд ли остановится, благо, что и новый мотор, который гонщикам Scuderia поставили на этом этапе и который станет основой для разработок двигателя на следующий год, оказался весьма и весьма удачным – по крайней мере, оба Mercedes как ни старались, справиться с Леклером не могли. И это при том, что прошлые пять лет Серебряные стрелы были в Монце непобедимы.

Леклер получил победу, Ferrari получили нового лидера, тиффози получили нового героя. Все счастливы. Все ли?

Помимо Haas и Феттеля в Монце были и другие неудачники. Карлос Сайнц пострадал не по своей вине: на питстопе механики плохо закрутили колесо, и уже на выезде с питлейна McLaren был вынужден остановиться. Пожалуй, в этой ситуации режиссеры трансляции уже никак не могли обойти сей факт вниманием, но и здесь кадры были на редкость скупыми. Последнее время только ленивый не обратил внимание на то, как старательно Формула 1 обходит в своих репортажах Карлоса Сайнца, а в некоторых СМИ появились довольно любопытные теории о том, что Формула 1 таким образом борется за коммерческие показы и своего зрителя в Испании.

Неудачником можно назвать и Хэмилтона, хотя такой эпитет к британцу как правило не применим. Но неудачный 3-й сегмент в квалификации, не слишком хороший старт в гонке, когда в самом начале Боттас сумел его опередить, неудачное сражение с Леклером и неудачный питстоп, который не принес ожидаемого результата по андеркату Леклера, а затем еще и ошибка на торможении перед первым поворотом и потеря места в пользу Боттаса – что-то такого уже давно е случалось с пятикратным.

Но, конечно, главный титул неудачника получает Макс Ферстаппен, команда Red Bull, да и вообще вся «ферма быков и телят», которые вот уже второй гран-при подряд со свистом пролетают мимо подиумов и полноценных очков.

Третье место Ферстаппена в чемпионате под угрозой

В Бельгии Red Bull делала большие ставки на Ферстаппена, его скорость, бесстрашие и вроде состоявшееся позднее взросление. Именно поэтому, поменяв двигатели Элбону и Квяту под штрафы на гриде, они сохранили старые моторы Максу и Пьеру. Если бы у них был штатный предсказатель, он бы посоветовал сделать наоборот, потому что уже на первом круге голландец пилотирует в своем стиле, сталкивается с Райкконеном и сходит.

Впрочем, наоборот бы тоже не помогло. В Италии Ферстаппен повторяет ситуацию – и опять на первом круге. Стартовав 19-м на новом моторе, он начал активно бороться за позиции, не рассчитал скорость и сразу же вылетел, угодив в отбойники и повредив носовой обтекатель на своей машине. В итоге внеплановый длинный питстоп на замену детали и возвращение на трассу позади Райкконена.

Отыграться в ходе гонки ему не удалось, и никаких высоких результатов он показать не сумел. Судя по радиопереговорам, у нового мотора Honda были проблемы, в том числе с потерей мощности. 8-е место на финише – это явно не то, о чем мечтал Кристиан Хорнер или сам Макс, особенно на фоне успехов Леклера. Большое значение имеет и машина, но Шарль почти не допускает таких ошибок, а теперь после того, как давние соперники обменялись двумя победами каждый, их разделяет всего три очка в личном зачете. Пока ведет Макс, но долго ли это продлится?

Звоночек для Элбона

В Монце Александер Элбон финишировал шестым, на две позиции выше Макса Ферстаппена. Хотелось бы его похвалить, но по большому счету пока не за что. На эту тему после гонки в Спа хорошо высказался Даниил Квят.

«Не знаю, почему вы называете это хорошим началом, — цитирует Даниила Championat.com. — Он на 36 кругов застрял позади меня, хотя был за рулём „Ред Булл“. Если бы он остался в „Торо Россо“, то да, это была бы потрясающая гонка, но он был в „Ред Булл“, так что… Факт в том, что мы боролись и я удерживал болид „Ред Булл“ позади большую часть гонки в Спа — а там фактор машины очень важен».

В этот раз ситуация не сильно изменилась. Элбон стартовал безо всяких штрафов с 8-го места, а финишировал не просто шестым, а ПОЗАДИ двух Renault. И это вряд ли можно назвать успехом.
На старте Элбон пропускает вперед Лэнса Стролла, который отыгрывает сразу две позиции, обгоняя еще и Карлоса Сайнца. На четвертом круге происходит «стычка» между Элбоном и Сайнцем, Элбон проходит испанца, но тот контратакует, возвращает позицию, а Элбон вылетает в гравий и откатывается на 11-е место, оказываясь перед Квятом и Гасли. Тут возникает интересная ситуация: Red Bull ожидают, что стюарты отреагируют на действия Карлоса Сайнца, который спровоцировал вылет Элбона, но судьи отвечают, что «все было в рамках дозволенного в соответствии с новой гоночной философией». Фактически Red Bull сам наступил на свои грабли, точнее, на грабли Ферстаппена.

К 15-му кругу Элбон поднимается на 7-ю строчку, но во многом это происходит и благодаря тому хаосу, который творился на трассе на 6-м круге, вылетам, контактам и штрафам Феттеля и Стролла. Элбон продолжает атаковать, но в середине гонки получает 5 секунд штрафа за обгон Магнуссена за пределами трека во второй шикане и вновь откатывается назад. В итоге лишь 6-й на финише, а в сочетании с 8-м местом Ферстаппена это всего лишь 12 очков против 25 у Ferrari. Так что красные увеличивают отрыв.

Квят и Toro Rosso снова на высоте

Мы все помним невероятный подиум Даниила в Германии, причиной которого стала моментальная реакция команды на происходящее на трассе и чистейшая, безошибочная гонка самого Квята.

Если бы не проблемы с новым мотором Honda, в Монце команда тоже могла бы добиться высокого результата. На 28-м круге на трассе включают режим желтых флагов из-за остановки Карлоса Сайнца на выезде из пит-лейн: испанцу плохо прикрутили колесо на пит-стопе. Toro Rosso реагируют моментально! Квят тут же заезжает на питстоп и возвращается на трассу без потери позиций. Более того, благодаря сходу Сайнца он оказывается шестым, в то время как Элбон восьмой, Гасли – 12-й, а Ферстаппен – 13-й!

Что касается самого Квята, то тут меньше всего хочется сглазить, но вот уже который Гран-при подряд он проводит очень сильные гонки. Ухватил удачу за хвост в Германии? Возможно. А может быть это просто последовательные и созревшие изменения в самом пилоте вместе с грамотной работой команды и доведенной до ума машиной. Ну и удача, конечно. Потому что только сочетание всех этих факторов может дать нужные результаты. К сожалению, сход в Монце не позволил оценить комплексно рост команды и пилота, но, уверены, у нас еще будут шансы.

Mercedes. Тут все просто

Для чемпионской команды и будущего 6-ти кратного чемпиона (а сомнений в этом нет), гонка в Монце была невнятной, беспомощной, но по большому счету не сыгравшей никакой роли. В Кубке конструкторов Mercedes еще более упрочили свое положение, набрав 33 очка против 25 у Ferrari. Боттас отыграл у Хэмилтона два очка, но вряд ли они изменят ход борьбы за титул. Хэмилтон показал, что он может ошибаться, Боттас показал, что он все равно на подхвате, подиум продемонстрировал, что и на Mercedes есть управа.

Важнее всего Монца стала для Ferrari. После пяти лет безраздельного царствования Mercedes Scuderia сделала царский подарок всем тиффози.

Grazie, ragazzi!

Следующий Гран-при состоится в Сингапуре 21-22 сентября

UPDATE:

Ого!
Только что пришло на почту:
Haas F1 Team and Rich Energy have amicably agreed to end their partnership together in the FIA Formula One World Championship with immediate effect. While enjoying substantial brand recognition and significant exposure through its title partnership of Haas F1 Team in 2019, a corporate restructuring process at Rich Energy will see the need for a revised global strategy. Subsequently, Haas F1 Team and Rich Energy concluded a termination of the existing partnership was the best way forward for both parties. Haas F1 Team would like to express its thanks and best wishes to the stakeholders at Rich Energy.

Конец игры. Haas потеряла поддержку Rich Energy, и можно не сомневаться, что результаты в Монце сыграли в этом первостепенную роль.

РЕЗУЛЬТАТЫ ГОНКИ

Лучший круг: Льюис Хэмилтон (Mercedes) 1:21.779 (51 круг, 255.014 км/ч)

Источник: drive2.ru