В одну реку дважды. История возвращений в Формулу 1 — radiradio

В одну реку дважды. История возвращений в Формулу 1

Говорят, что в одну реку дважды не войти, однако история Формулы 1 знает несколько случаев, когда пилот, по каким-то причинам завершивший свои выступления в королевских гонках, вновь возвращался за руль автомобиля Формулы 1. Некоторые из этих историй были удачными, многие нет, а несколько из них мы можем наблюдать в реальном времени.

Когда в конце прошлого года доктор Хельмут Марко совершенно беспардонно выставил Даниила Квята и из команды Toro Rosso, и из программы Red Bull, взяв на его место Брендона Хартли, никто и подумать не мог, что уже в январе Даниил объявит о начале своего сотрудничества со Scuderia Ferrari, а спустя 18 месяцев вернется в Red Bull и Toro Rosso. Но такова специфика рынка пилотов Формулы 1 — сначала тебя неожиданно вышибают, а потом столь же неожиданно берут назад…

После внезапного заключения контракта Даниэля Риккардо с Renault фланги команды Red Bull оказались оголены: в программе Red Bull не осталось пилотов с достаточным количеством баллов в лицензии, которые могли бы выступать в Формуле 1. Хельмут Марко, обдумав ситуацию, решил дать шанс Пьеру Гасли, взяв его на место второго пилота в команду к Максу Ферстаппену — именно так, а не иначе: Марко уже давно заявил, что строить свою команду они намереваются вокруг молодого голландца, которому, по их мнению, суждено стать чемпионом мира.

Это означало, что в 2019 году у Toro Rosso появляются вакансии пилотов, и с составом нужно было решать быстро: хорошие незанятые еще пилоты разлетались как горячие пирожки. Так что Хельмут Марко вновь обратил свои взгляды в сторону Даниила Квята — у которого за плечами уже есть 72 старта в Гран-при Формулы 1, и чьим лучшим результатом стало второе место в Венгрии 2015 года.

«Я никогда не расставался с надеждой вновь вернуться в гонки», — прокомментировал предложение д-ра Марко 24-летний Даниил, который прошедший сезон отработал пилотом по развитию команды Ferrari. Честно говоря, было бы странно, если бы Даниил упустил свой даже не второй, а третий шанс, который дается буквально единицам. И гордость совершенно ни при чем, когда речь идет о Формуле 1.

Интереснее, что же привело к такому решению Хельмута Марко — особенно после того, как в прошлом году он исключил Даниила не только из команды, но и из всей программы Red Bull?

«Он изменился», — сообщил австриец в интервью телеканалу Sky Sports. «Он очевидно стал более зрелым. К тому же он успел поработать с другой командой, сумел прочувствовать всю атмосферу, набраться опыта, увидеть их рабочую программу и понять, как на самом деле сложно получить место пилота Формулы 1».

«Все это время мы находились в контакте. Он знал о планах Даниэля Риккардо. И узнал о них даже раньше, чем большинство из нас. Мы даем ему еще один шанс, потому что мы всегда считали, что он очень быстрый. Что же касается его психологических проблем, я думаю, он их решил. Сейчас он стал гораздо более зрелым пилотом, и мы уверены, что увидим от него столь же зрелые решения и позитивные гонки. Я уверен, что мы снова увидим настоящего Квята …».

«Настоящий» Квят, про которого говорит Хельмут Марко, это тот самый пилот, который когда-то попал в книгу рекордов как самый молодой гонщик, набравший очки; тот, кто принес Red Bull два подиума и набрал в 2015 году очков больше, чем его партнер по команде Даниэль Риккардо. А вовсе не тот, кто затем оказался вовлеченным в огромное количество аварий…

Однако Квят не первый, кто получил еще один шанс в Формуле 1. На самом деле было немало пилотов, кто сумел вернуться в серию: кто-то с бо́льшим успехом, кто-то с меньшим, но тем не менее… 

Даниил Квят

Даниил Квят, у которого за плечами было уже довольно много подиумов и побед в молодежных формульных сериях, в том числе и в рамках программы Red Bull, пришел в команду Toro Rosso в 2014 году. Его первым напарником стал Жан-Эрик Вернь. Вернь был старше его на четыре года и выиграл у Квята его первый сезон по очкам 22:8. Однако когда Феттель объявил о переходе в Ferrari, в партнеры к Даниэлю Риккардо взяли именно Квята, а не Верня: Даниил был более перспективным.

И действительно: помимо того, что в Венгрии он поднялся на серебряный подиум, он еще и опередил Риккардо на три очка по итогам сезона в личном зачете. Следующий сезон тоже начался неплохо: уже на Гран-при Китая Даниил завоевал бронзу, но затем случился Сочи…

Безусловно, Гран-при России стал только поводом для увольнения Квята из Red Bull и перевода его назад в Toro Rosso — ведь Йос Ферстаппен уже давно обрабатывал руководство программы и команды, подготавливая место своему сыну Максу, — зато повод был великолепный, надо признаться…

Перевод к «телятам» не прибавил Даниилу оптимизма. И несмотря на то, что он остался в команде на 2017 год, доехать его до конца ему не удалось. В октябре прошлого года Хельмут Марко объявил об исключении его из программы.

Но как часто бывает в таких ситуациях, не потерять полностью веру в себя Даниилу помогла женщина. Келли Пике была с ним в самые сложные для российского пилота времена, и она же была рядом, когда Даниил объявил о заключении контракта с Ferrari — о карьере пилота по развитию команды. И хотя это никак нельзя сравнить с местом боевого пилота, вероятно, именно спокойный сезон в Ferrari помог Даниилу вновь собраться и обрести уверенность в себе.

Ромен Грожан

Свой первый шанс в Формуле 1 Ромен Грожан получил с командой Renault, заменив в конце сезона 2009 на оставшиеся семь гонок Нельсиньо Пике. Грожан пришел в старшую серию из GP2 и начало карьеры было, прямо скажем, слабым: ни одного финиша выше 13-го места плюс несколько аварий.

Вместе со сменой руководства в команду из Энстоуна пришли и новые владельцы, которые привели с собой своих пилотов, и Грожан остался без места. Для француза это был серьезный удар. Он хотел окончательно уйти из автоспорта и, в связи с увлечением кулинарией, готовился стать шеф-поваром в одном из французских ресторанов.

Однако Renault включили Грожана в программу поддержки, так что он смог выступать в нескольких формульных сериях, например, Auto GP и GP2. Он сумел выиграть эти чемпионаты, а в 2012-м вновь вернулся в команду из Энстоуна, которая теперь носила название Lotus.

Как говорится, остальное — уже история. У Ромена Грожана были свои сложные периоды, но он оказался отличным пилотом, завоевав десять подиумов и принеся первые очки команде Haas. Сейчас он один из самых возрастных пилотов на гриде, тем не менее и в 2019 году продолжит выступать в Формуле 1 за американскую команду.

Кевин Магнуссен

Что же касается нынешнего партнера Грожана по команде Haas Кевина Магнуссена, то он пережил не одну, а целых две аналогичных ситуации в своей карьере в Формуле 1.

Свой сезон 2014 года он начал в команде Mclaren, которые пригласили его заменить Серхио Переса. Уже в первой гонке датчанин занял второе место, однако затем его результаты стали снижаться. И виной тому был не только сам пилот, но и недостаточно хорошая машина.

Однако в конце 2014 года McLaren объявили, что со следующего сезона в паре с Дженсоном Баттоном будет выступать Фернандо Алонсо, явно превосходивший своим талантом новичка Магнуссена.

Кевину предложили остаться в команде резервным пилотом и пилотом по развитию, но когда Andretti Motorsport предложили перейти ему в «Индикар», Mclaren заблокировали сделку. А в октябре 2015 года Mclaren официально освободили его от контракта. С тех пор Кевин провел много тестов, включая DTM, LMP1 и «Индикар», однако решения на наступающий сезон так и не было найдено.

Так что тот факт, что в январе 2016 года он получил место боевого пилота в команде Renault в качестве поздней замены Пастору Мальдонадо, можно назвать его маленькой — или даже большой — победой.

Однако сезон для Renault не задался. И несмотря на то, что на Гран-при России Магнуссен завоевал седьмое место, а в Сингапуре — десятое, его контракт с Renault не был возобновлен.

И вновь — открытый вопрос относительно карьеры и будущего в автоспорте, который был решен благодаря команде Haas, которая после первого удачного сезона подписала контракт с датчанином и на 2018 год, а теперь продлила его на 2019-й.

Брендон Хартли

История Брендона Хартли — это история о том, что нужно верить в себя и не сдаваться, даже если другие в тебя не верят.

В 2008 году Хартли, будучи в программе Red Bull, стал тест-пилотом Toro Rosso и работал с командой на протяжении двух сезонов, однако в 2010 году новозеландец был исключен из программы Red Bull как не оправдавший надежды, так что, казалось, все его шансы оказаться в Формуле 1 стали равны нулю.

Однако все может измениться в одночасье. Благодаря участию в качестве пилота вместе с командой Porsche в чемпионате мира по гонкам на выносливость, Хартли завоевал два очень важных титула: победителя Ле-Мана и чемпиона мира в классе прототипов LMP1. Это полностью реабилитировало его имя, продвинуло карьеру и вновь вернуло на радары бывших боссов в Red Bull. Так что когда перед Хельмутом Марко в 2017 году возникла дилемма, кого пригласить в команду Toro Rosso, он позвонил Брендону Хартли.

Неплохо завершив сезон-2017 с итальянской командой, Брендон получил полноценный контракт на 2018 год. Однако в конце этого года руководство команды сочло, что Хартли недостаточно хорошо проявил себя по ходу сезона, и предпочло вновь от него избавиться.

Останется ли Брендон Хартли в системе Red Bull в каком-то другом качестве — пока неизвестно. Возможно, ему предложат контракт резервного пилота, но это станет известно немного позже.

Фелипе Масса

Фелипе Масса закончил выступления в Формулы 1 в 2017 после внушительных 269 стартов и 38 секунд обладания титулом в 2008 году. Однако начало пути в королевских гонках было для бразильца совсем не простым…

В Формуле 1 Фелипе Масса оказался в возрасте 20 лет, когда присоединился к команде Sauber в качестве партнера Ника Хайдфельда. Уже во второй своей гонке Масса сумел набрать очки, доказав наличие таланта, однако этого было мало. Из-за частых ошибок на трассе он не слишком хорошо зарекомендовал себя, и уже к следующему сезону ему предпочли Хайнца-Харальда Френтцена.

Оставшись без контракта боевого пилота на 2003 год, Масса соглашается стать тест-пилотом Ferrari — и это окажет серьезную помощь в его формировании как спортсмена. Год спустя повзрослевший, помудревший и набравшийся опыта в работе рядом с Михаэлем Шумахером, он снова вернется в Sauber и больше уже ни разу не оглянется назад.

Но для него, конечно, все могло бы сложиться иначе — если бы те, кто находился рядом, потеряли в него веру.

Алекс Занарди

Человек-легенда, Алекс Занарди совершил невероятный путь от двукратного чемпиона мира в серии CART Indycar до паралимпийского героя. Однако его карьера в Формуле 1 оказалась чрезвычайно короткой для того, чтобы талант мог вполне себя проявить. Уже через несколько гонок за команды Jordan и Minardi в 1991 и 1992 годах Занарди подписал контракт на полный сезон 1993 года с командой Lotus, где должен был выступать вместе с Джонни Хербертом. Но во время свободной практики на Гран-при Бельгии Занарди попал в серьезнейшую аварию в Eau Rouge.

Восстановление заняло у Занарди весь оставшийся сезон, а также и часть 1994 года. Из-за этого ему пришлось попрощаться как с командой Lotus, так и с Формулой 1 в целом. После выздоровления Занарди обратил свои взгляды в сторону американской серии CART, где выиграл два титула и стал героем и любимцем Америки благодаря своему жизнелюбию и таланту.

Стал ли Алекс Занарди самым большим упущением Формулы 1? В Williams посчитали, что да — и пригласили его в команду в 1999 году, чтобы дать еще одну возможность проявить себя в королевских гонках.

К сожалению, возвращение Занарди в Формулу 1 оказалось не слишком удачным. Итальянец пытался приспособиться к новым автомобилям, но безуспешно, в итоге набрал лишь одно очко в выступлениях за английскую команду.

Разочарованный результатами, Занарди вернулся в серию CART, где вновь попал в аварию в 2001 году — и совершенно чудовищную. После пит-стопа на непрогретой резине он не справился с управлением, его закрутило, и в него на полном ходу врезался другой пилот. Занарди пришлось ампутировать обе ноги до колена, но уже к концу года он научился передвигаться на протезах, а в 2003 году на специально оборудованном автомобиле вновь вышел на трассу. С тех пор Алекс Занарди с удивительным мужеством продолжает участвовать в автогонках. А в этом году он принял участие в первом ночном этапе DTM в Мизано за рулем BMW

Тимо Глок

Многие запомнили имя Тимо Глока благодаря Гран-при Бразилии 2008 года: ведь именно его на последнем круге сумел обогнать Льюис Хэмилтон в борьбе за свой первый титул чемпиона мира. И благодаря ему Фелипе Масса наслаждался чемпионством всего 38 секунд. А произошло это всего лишь потому, что было решено оставить его на сликах, в то время как остальные пилоты переобулись в дождевую резину.

Карьера Тимо Глока началась в 2004 году, когда команда Jordan выпустила его на замену Джорджио Пантано на Гран-при Канады: немец в тот день финишировал седьмым и привез важные очки. Затем он провел с Jordan еще три заключительных этапа этого сезона, однако в 2005 году места в команде для него не нашлось.

За этим последовала непростая карьерная лестница в сериях Champ cars и GP2, а параллельно в 2006 же году Глок работал на тестах с командой BMW Sauber и подписал с ними контракт второго тест-пилота на следующий сезон. После аварии Роберта Кубицы на Гран-при Канады 2007 у Тимо были все шансы выйти на старт, но тогда руль достался Себастьяну Феттелю.

Благодаря победе в сезоне 2007 в серии GP2 Тимо Глок сумел вернуться в Формулу 1 вместе с Toyota на два года, пока команда не покинула Формулу 1. Лучшим его результатом стало десятое место в личном зачете.

В 2010-м Тимо Глок заключил контракт с Virgin Racing на роль основного пилота, а затем продолжил свои выступления за команду Marussia. После досрочного расторжения контракта в начале 2013 года Тимо Глок перешел в серию DTM.

Роберто Морено

Пожалуй, термин «наемник» или «контрактник» больше всего подходит бразильцу Роберто Морено, который неоднократно вновь и вновь возвращался на грид Формулы 1. Свой первый шанс выйти на старт гонки он получил в 1982 году во время Гран-при Голландии в составе команды Lotus, когда заменял Найджела Мэнселла. Однако дебют сложился весьма неудачно: он не сумел квалифицироваться, не был допущен к старту и до 1987 года больше ни разу не появился в Формуле 1.

Пик его карьеры пришелся на 1990 год, когда в конце сезона он заменял Алессандро Наннини в команде Benetton. Тогда уже в первой гонке на Гран-при Японии он сумел занять второе место и подписал полноценный контракт с командой на сезон-1991, где выступал вместе со своим другом Нельсоном Пике. Однако с приходом в команду Михаэля Шумахера его услуги оказались не нужны, его уволили.

Вслед за Benetton последовали краткосрочные контракты с Jordan, Minardi и Andrea Moda, но карьера Морено в Формуле 1 пошла на спад.

Сезоны 1993-93 годов прошли для него вне Формулы 1, в 1995-м он вновь предпринял попытку вернуться с командой Forti, однако это был сезон, который лучше было бы забыть, и, не набрав за год ни одного очка, Морено объявил о завершении своей карьеры в Формуле 1.

Удивительно, но недавно он вновь был замечен в паддоке Формулы 1. Вполне возможно, что ему еще хватает боевого задора, чтобы лелеять планы своего возвращения…

Карл Вендлингер

Еще один пример настойчивости и силы духа, несмотря на обстоятельства.

Этот австрийский автогонщик принимал участие в гонках Формулы 1 за команды March (Leyton House) (1991–1992) и Sauber (1993–1995). Его лучшим результатом было четвертое место — в 1992, 1993 и 1994 годах. По итогам 1993 года он стал 12-м в личном зачете.

Однако во время Гран-при Монако 1994 года в первой практике он попал в тяжелейшую аварию на выезде из тоннеля и шлемом ударился в торец металлического ограждения. Без сознания его эвакуировали в госпиталь, где на протяжении нескольких недель Карл находился в состоянии комы и, конечно, до конца года был на реабилитации.

Но уже в начале 1995 года Вендлингер полностью восстановился и возобновил контракт с Sauber, где должен был выступать вместе с Хайнцем-Харальдом Френтценом. К сожалению, Вендлингер так и не смог показать за рулем Формулы 1 высоких результатов, вследствие чего контракт с ним был расторгнут как раз перед Гран-при Монако. Петер Заубер в конце сезона дал ему еще один шанс, пригласив принять участие в двух последних гонках сезона, но и здесь без особого успеха.

Это были его последние гонки в Формуле 1, после чего Вендлингер перешел в кузовные серии и весьма успешно выступал в чемпионатах FIA GT, DTM, ELMS и гонке 24 часа Ле-Мана.

Мика Хаккинен

Мика Хаккинен начал свою карьеру в Формуле 1 с выступлений в 1991 году за команду Lotus. В 1993 году он заключил контракт с McLaren в качестве тест-пилота, однако очень скоро занял место ушедшего Майкла Андретти.

В ноябре 1995-го во время финального этапа на первой квалификации у него на машине лопнула шина, и на огромной скорости почти 200 км/ч его McLaren врезался в ограждения.

В таких авариях не выживают: удар перекрыл доступ кислорода к мозгу пилота. Когда с Хаккинена сняли шлем, он захлебывался кровью. У него была травма черепа и сильное внутреннее кровотечение, которое мешало ему дышать. Он бы не выжил, если бы врач не сделал ему трахеотомию прямо в кокпите автомобиля. Затем пилота отправили в больницу, не будучи уверенными даже в его способности выжить.

Однако уже в следующем сезоне он был готов вернуться в гонки, а команда McLaren — принять его назад. Тем не менее команда организовала ему секретные тесты на трассе Поль Рикар, чтобы убедиться в его способности вернуться за руль гоночной машины. В случае плохих результатов ему уже была готова замена в лице Яна Магнуссена, отца Кевина, который в то время выполнял функцию тест-пилота в команде.

Мика Хаккинен справился с задачей, в 1997 году одержал свою первую победу, а в 1998 и 1999 годах дважды становился чемпионом мира.

Михаэль Шумахер

Семикратный чемпион, двукратный вице-чемпион и еще трижды обладатель бронзовых наград по итогам сезона Формулы 1 начинал свою карьеру в 1991 году, когда вышел на старт Гран-при Бельгии по приглашению Эдди Джордана, замещая пилота команды, угодившего в неприятности. Шумахер тогда сразу квалифицировался на седьмом месте, что, учитывая все обстоятельства, было очень высоким результатом. А в 1994 году Михаэль уже выиграл свой первый титул.

В 1996 году он подписывает контракт с Ferrari и в первый же год трижды поднимается на первую ступень подиума. Для Ferrari, чьи успехи на тот период в Формуле 1 отнюдь не были выдающимися, это были серьезные результаты. А в 2000 году он завоевывает для Красной команды первый титул за 21 год их ожидания.

Впереди у них еще шесть ярких лет взлетов и падений, но после неудач в 2005-м и 2006-м Шумахер объявляет, что уходит из спорта по окончании сезона — тем не менее остается в команде в качестве эксперта и советника.

Попытка вернуться в Ferrari в 2009 году на Гран-при Европы окончилась неудачей. Михаэль Шумахер должен был заменить Фелипе Массу, попавшего в аварию, но у него самого были проблемы со здоровьем после падения с мотоцикла.

Болельщики грустили: все непременно ожидали возвращения Красного Барона. Еще больше многих расстроило реальное возвращение Михаэля — ведь в конце 2009 года он подписал трехлетний контракт, но не с Ferrari, а с Mercedes. Три сезона с Серебряными Стрелами не принесли Шумахеру былого величия, и только в 2012 году он вновь сумел подняться на подиум.

Такие результаты никак не вязались с блестящей карьерой чемпиона, и в конце 2012 года Михаэль Шумахер объявляет об окончательном завершении карьеры. Ну а еще через год происходит несчастный случай на горных лыжах.

Роберт Кубица

Историю состоявшегося возвращения Роберта Кубицы в Формулу 1 уже все окрестили «волшебной сказкой со счастливым концом», хотя делать какие-то выводы еще пока очень рано. Одно можно сказать: Роберт заслуживает огромного уважения своим мужеством и целеустремленностью и на своем примере показывает, что даже несбыточные желания могут исполниться, если верить в их реализацию.

Роберт Кубица стал первым польским гонщиком за всю историю Формулы 1, дебютировав на Гран-при Венгрии 2006 года. Он ровесник Льюиса Хэмилтона (разница в возрасте у них составляет ровно один месяц) и, вполне возможно, не менее талантливый пилот, однако сравнить их достижения уже вряд ли получится.

В 2006 году, когда Хэмилтон еще сражался за титул в GP2, молодой поляк заключил контракт тест-пилота и третьего пилота в команде BMW Sauber, и в середине сезона уже занял место боевого гонщика вместо ушедшего Жака Вильнева.

Через два года Роберт впервые завоюет поул-позицию в Бахрейне, а в Канаде и вовсе одержит победу (пока первую и единственную). Интересно, но в 2008 году, когда Хэмилтон завоевал свой первый титул, показатель средней финишной позиции у него был ниже, чем у Кубицы! А по итогам сезона Роберт занял четвертое место — после Массы и Райкконена. И это на машине, которая в разы уступала McLaren и Ferrari.

Следующий год также принес ему всего один подиум, однако прогресса не наблюдалось, и в 2010 году Роберт переходит в Renault F1 Team. Здесь дела у спортсмена пошли веселее: он трижды поднимается на подиум, а за сезон зарабатывает 136 очков — вдвое больше, чем в своем лучшем сезоне с Sauber. Все это время Кубица непрерывно работает над собой и старается самосовершенствоваться. Именно это стремление к совершенству и стало роковым в его судьбе.

Чтобы еще больше развить свои навыки вождения, Кубица отправляется на ралли Андорры, где попадает в тяжелейшую аварию. Результатом столкновения автомобиля с рельсом безопасности стали серьезнейшие травмы правой руки и ноги, и врачи даже говорили об ампутации. Но чудо-медики сумели спасти руку, и после двух с половиной месяцев в госпитале Кубицу выписали.

Восстановление шло долго и медленно, и, по словам самого пилота, процесс часто поворачивался вспять, реабилитация закончилась только к осени 2012 года, однако функционал руки снизился вполовину. Но желания человека имеют способность реализовываться. Уже в 2013 году Роберт Кубица принимает участие в сезоне WRC-2 и выигрывает его. Дальше он участвует и в других соревнованиях, а к концу 2016 года рука начинает функционировать намного лучше.

2017 год стал годом возвращения в тесты Формулы 1. За этот сезон с командой Renault Роберт проехал много сотен километров и теперь уже понимал, что возвращение в гонки не так уж и невозможно. Но по итогам сезона Renault предпочли ему Карлоса Сайнса, и в конце года Кубица принял участие в тестах для команды Williams Martini Racing, однако команда заключила с ним контракт лишь в качестве тест-пилота и пилота по развитию, отдав предпочтение Сергею Сироткину.

В 2018 году выбор у него был шире, в том числе Ferrari, контракт с которыми его ждал в сезоне-2011, если бы не авария. Но одно дело должность тест-пилота и пилота по развитию, хоть и в Ferrari, и совсем другая история — карьера боевого пилота. И хотя развитие Williams продолжается по нисходящей, Кубица счастлив — его мечта о возвращении сбылась.

 
…Конечно, этими примерами не исчерпывается список «возвращенцев». История Ники Лауды стала основной для книг и даже фильмов, а возвращение Кими Райкконена в Формулу 1 в команду Lotus, выступление за Ferrari, а в следующем году и за Sauber, где начиналась его карьера — прекрасная тема для отдельного рассказа. Так что еще будет достаточно поводов продолжить разговор на эту тему.

Фото взяты из открытых источников
Материал создан для портала Drom.ru

Больше информации про автоспортивные события у меня на телеграм-канале: t.me/first_place

Источник: drive2.ru