Остаться в живых. Как испытывают гоночные автомобили? — radiradio

Остаться в живых. Как испытывают гоночные автомобили?

Летом этого года ленты новостей облетели фотографии с тестов Volkswagen Motorsport – прототип новой Volkswagen Polo R5 буквально развалился прямо на трассе. Во время заездов на юго-западе Франции в одном из поворотов у машины отвалилась вся задняя подвеска с дифференциалом, приводами, колёсами…

Механики Volkswagen Motorsport изучают останки машины

А это то, что осталось поворотом ранее…

Однако тесты такого рода – когда тест-пилот должен не сохранить автомобиль, а разрушить его – не исключение, а норма. И проводили их с давних пор…

Вернёмся на 33 года назад. А начну я свой рассказ с небольшой предыстории – иначе будет не так интересно.

По мнению членов команды Lancia Martini во времена группы Б лучшим тест-пилотом был Мики Биазон – он лучше остальных мог объяснить нюансы поведения автомобиля.

Этот кадр сделан в Тоскане на обычных тестах Lancia Delta S4 перед Ралли Санремо 1986 года. За рулём – Мики Биазон

Однако для более тонкой настройки под специфичные трассы команда делала ставку на двух других гонщиков – Маркку Алена для тестов перед Ралли 1000 озёр и Хенри Тойвонена перед Тур де Корс. Эти факты в принципе известны и в этом нет ничего нового.

Вот видео с тестов Lancia Martini в рамках подготовки к Ралли 1000 озёр 1986 года:

Но была отдельная группа тест-пилотов, о которых мало кто знает.

Их имена – Вальтер Ростаньо, Микеле Раньери, Раффаэле "Лелле" Пинто, а также Фабрицио Табатон и Дарио Черрато. Да-да, в этом списке "секретных" тест-пилотов в 1985-1986 годах были и гонщики незаводских коллективов Grifone Esso и Jolly Club. Чем же занималась эта группа? Для чего могучей Lancia Martini пришлось привлечь сразу пять гонщиков, при этом оставив в покое своих основных пилотов?

Гонщик слева в синем комбинезоне – молодой Вальтер Ростаньо. Обратите внимание – машина с так называемыми юбками. Это тесты прямо во время Ралли Санремо – инженеры Lancia Martini подсмотрели у Peugeot 205 turbo 16 E2 похожую конструкцию и поспешили её протестировать.

Эту пятёрку бросили на самые сложные и тяжёлые с точки зрения нагрузки на гонщиков тесты – испытания на надёжность. Как они проходили? Но для начала – пару слов о тестовом полигоне.

В 80-е годы для испытаний на надёжность Lancia пользовалась гравийным треком, расположенным на территории комплекса Pista di prova di Nardò della Fiat – говоря по-русски тестовой трассой Нардо компании Fiat. Да-да, это тот же испытательный комплекс, что сейчас принадлежит Porsche Engineering и зовётся Nardò Technical Center. Но 30-35 лет назад трасса принадлежала Fiat и там в том числе "резвились" и тест-пилоты раллийной команды Lancia Martini.

Трасса Нардо в наши дни

Помимо асфальтированного трека есть на территории комплекса и гравийная трасса – нет, не та, что совсем недавно использовалась для тестов Lamborghini Urus, первого "паркетника" итальянского производителя. Вряд ли Ламбо прошла через ту программу испытаний, что доставалась раллийным Lancia.

Прототип Lamborghini Urus на ровной грунтовке полигона Нардо

Гоночную Delta S4 загнали на специальную трассу, которая была предназначена для испытаний военной техники – проще говоря танковый полигон! Покрытие? Острые камни, песок. Этот трек механики называли "убийцей машин".

Уже не такой красивый кадр, нежели предыдущий. Это – танковый полигон Нардо. Ноябрь 1985 года.

Помимо тяжёлого покрытия добавляла остроты и конфигурация – трасса изобиловала трамплинами, причём весьма и весьма серьёзными.

2015 год. Слева направо: тест-пилот Вальтер Ростаньо, руководитель тестовой бригады Lancia Martini и один из создателей Lancia Delta S4 Витторио Роберти, журналист Лука Гастальди. Фото сделано на презентации книги, которую мы написали совместно с Витторио и Лукой.

Основной тест-пилот команды Вальтер Ростаньо – мы познакомились с ним на презентации – рассказал мне забавный факт: «В одном месте трасса проходила вдоль бетонного забора высотой метра два. За время тестов каждый из нас много раз проезжал мимо него, а там как раз было несколько трамплинов. Постепенно тебе становилось скучновато – трасса-то одна и та же, надоедает. И я развлекался тем, что на высоких трамплинах разглядывал то, что находится за забором – там рядами стояла военная техника».

Оцените высоту того самого забора – он на заднем плане…

То есть машина взлетала на высоту более двух метров, а тест-пилот в полёте ещё и успевал по сторонам смотреть и на танки любоваться, мда…

А это – машина на одном из маленьких подбросов

Итак, с трассой разобрались. Теперь о программе тестов. Они проводились на протяжении 7-10 дней подряд. Дистанция – 1000 километров. Задача – постараться максимально разрушить автомобиль Lancia Delta S4. Не разбить в результате аварии, а именно уничтожить машину, которая едет в боевом гоночном режиме. Да-да, самые настоящие тесты на разрушение.

Пример того, как тест-пилотам удалось-таки подбить машину

Остановки? Только на дозаправку, смену водителей и ремонт – поломки ликвидировались и машина отправлялась обратно на трассу. Эдакие «24 часа Ле-Ман» сотого уровня. В среднем в день тест-пилоты успевали проехать 100-130 боевых километров – больше не удавалось из-за остановок на ремонт.

Тест-пилоты ломают, а механикам чинить…

Попутно Lancia привлекла к тестам консультанта Fiat профессора Антонио Даль Монте – директора института науки спорта, возглавлявшего работы по направлению физиологии и биомеханики. У сидевшего в кресле штурмана инженера Джорджио Гатти был с собой специальный компьютер(!), который собирал информацию с датчиков, установленных на амортизаторах подвески, в передней и задней части шасси, а также шлеме пилота и на каркасе безопасности возле его головы.

Не надо смеяться – для 1985 года это просто супертехнологии!

Собранные данные позволяли проанализировать изменение состояния экипажа по ходу столь тяжёлых тестов. Чёрт побери, вдумайтесь, это был 1985 год!

Механики за работой

Первые тысячекилометровые тесты Lancia Delta S4 состоялись в начале ноября 1985 года – машина ещё не успела дебютировать в чемпионате мира по ралли. В феврале 1986 года тестовая бригада вернулась на трассу Нардо и провела ещё одну тестовую сессию. Оба раза использовался один и тот же автомобиль – шасси №205.

И вновь машина отправилась на трассу…

Кстати, этой машине так и не довелось толком засветиться на гонках – её единственным выступлением осталось португальское Ралли Lois Algarve, на котором за рулём этого автомобиля в октябре 1985 года выступил и сошёл Маркку Ален.

После двух тестовых сессий на надёжность шасси №205 использовалось для других тестов (аэродинамика, шины, настройки), а также в качестве автомобиля ознакомления – их итальянцы называли muletto. Да-да, в те годы в качестве машин ознакомления можно было использовать раллийные автомобили группы Б! Такие времена были…

Ну и последнее. Отмечу, что на танковом полигоне Нардо "насиловали" не только полноприводную Lancia Delta S4 – ещё раньше там по аналогичной программе доставалось моноприводной Lancia Rally 037. Для чего? Просто команда готовила машины для гравийных Ралли Акрополис и Ралли Сафари. Запас прочности к этим гонкам должен был быть избыточным…

1984 год. Нардо. Всё тот же Вальтер Ростаньо мучает Lancia Rally 037

Проводили подобные тесты и соперники итальянцев – и тоже в условиях секретности. Скажем Audi испытывала машины на территории… социалистической Чехословакии, на полигоне Десна.

Тесты Audi Quattro S1 в Чехословакии

Прошли годы, но работа на тестах раллийных автомобилей не сильно изменилась – инженеры, механики и гонщики по-прежнему испытывают своё "оружие" в самых сложных условиях с тем, чтобы выявить неисправности, которых можно будет избежать во время гонок:

Это тесты Volkswagen Polo R WRC в 2017 году:

А это Себастьен Ожье на Ford Fiesta RS WRC в 2018 году:

Вот так мучают гоночные автомобили на тестах. И всё для того, чтобы потом они меньше ломались в гонках…
———————-
Спасибо, что прочитали.

Источник: drive2.ru