Гран-при Сингапура: гонка с привкусом мексиканского перца
«Мерседесам не подходит трасса в Сингапуре! Почему забыли сказать об этом Хэмилтону?»
Под этими словами одного из представителей Formula 1 после уикенда в Сингапуре хочется подписаться дважды — после квалификации и после гонки: результаты, показанные во время этого уикенда британцем, невероятно хороши. И сразу же возникает следующий вопрос: Ferrari, какого черта, что случилось? Вы что, окончательно растеряли свою мощь, скорость и умение побеждать за последние несколько этапов и заранее сдались в борьбе за титул?
Но все же, честно говоря, в этой гонке для меня главным героем дня стал Сергей Сироткин — человек, который дал красивый и хладнокровный бой Серхио Пересу, возомнившему себя вдруг по какой-то причине звездой вседозволенности.
Ночную гонку в Сингапуре сложно причислить к самым насыщенным или обгонным в сезоне, однако она настолько завораживающе прекрасна с визуальной точки зрения, что ее можно смотреть, не отрываясь, даже если на трассе ничего не происходит. Однако в этот раз помимо красоты ночного города мы получили еще ряд весьма острых моментов, приправленных мексиканским перцем — так что жаловаться не пришлось.
Воскресенье начинается в субботу
Еще задолго до старта первых заездов свободной практики Гран-при Сингапура люди, причастные к Формуле 1, обсуждали фаворитов гонки и склонялись не в пользу Mercedes. Любопытно, но даже у букмекеров шансы на победу у Ferrari к Mercedes оценивались как 2:1. Трасса сложная, жаркая, с большим количеством поворотов — длиннобазным Мерседесам должно было быть сложно бороться с более короткими и быстрыми Ferrari. И вроде бы первые три практики полностью подтверждали этот тезис: у Красных наконец появился шанс отыграться и сократить свое отставание как в борьбе за титул, так и за Кубок конструкторов.
В первой сессии лучший из двух Mercedes Хэмилтон показал шестое время, правда, в отличие от лидеров заезда, оба Mercedes выезжали на самой жесткой резине — Soft. Лидерство здесь осталось за Red Bull. Во второй практике самым быстрым стал Кими Райкконен, в третьей топ опять заняли обе Ferrari. Первый сегмент квалификации вообще едва не стал фатальным для Хэмилтона, который едва удержался на грани, чтобы не вылететь: 14-е время! Во втором он слегка поправил свои дела, оказавшись четвертым по результатам круга, но вот третий сегмент фактически подписал капитуляцию Ferrari — Льюис не просто собрал лучший круг квалификации, опередив ставшего вторым Макса Ферстаппена на 0,3 секунды, а Феттеля на 0,6 секунды, он еще показал какое-то совершенно сумасшедшее время, улучшив прошлогодний результат поул-позиции Себастьяна Феттеля почти на 3,5 секунды — 1:36.015! На видео можно увидеть сравнительный круг за поул-позицию этого и прошлого сезонов.
Однако квалификация это одно дело, а вот гонка — совсем другое, особенно, когда рядом с тобой стартует сразу два непредсказуемых пилота: слева — горячий и молодой Ферстаппен, сзади — горячий и не такой молодой Феттель. А мы хорошо знаем, что в некоторых ситуациях рядом с ними лучше не оказываться.
Тем не менее старт для головы пелотона проходит без эксцессов. Хэмилтон спокойно уходит вперед, Феттель пытается обогнать Ферстаппена, но тот грамотно и красиво от него закрывается, Боттас остается четвертым. Равновесие в первой шестерке более-менее будет сохраняться до самого финиша. Правда, Феттель все же обойдет на первом круге голландца — прямо перед выездом автомобиля безопасности, но эта позиция останется за ним ненадолго…
На 11-м круге по командному радио Mercedes проскакивает стратегическая деза для Ferrari: Хэмилтон сообщает, что его резине «осталось недолго». С мостика Ferrari эта информация сразу же отправляется Себастьяну Феттелю, правда, тот отвечает: «Я ему не верю». Тем не менее Феттеля, идущего на втором месте с небольшим отставанием, уже через четыре круга зазывают на пит-стоп и… обувают в комплект ультрасофт!
«Мы сами себя побеждаем». Что не так с пит-стопом Феттеля?
Для того, чтобы понять, какую ошибку допустили стратеги Ferrari, нужно проанализировать шинную тактику во время Гран-при Сингапура.
Pirelli привезли в Сингапур три состава: самый мягкий гиперсофт, следующий — ультрасофт и еще один — через шаг — софт. Лучшие времена в квалификации пилоты показывали именно на комплектах гиперсофт, однако даже сами шинники признавали, что деградация этого состава в Сингапуре так велика, что он может хорошо работать только первые 11-13 кругов. Ультрасофт готов был выдержать в два раза дольше, а софт — чуть ли не в четыре раза.
На протяжении всего сезона было понятно, что у машин Mercedes есть определенные проблемы с самыми мягкими составами, а первая практика, где они работали исключительно с составом софт, это только подтверждала.
Сами Pirelli рекомендовали командам использовать следующую тактику:
Третий момент: трасса в Сингапуре «собирается» на улицах города, и как всякая городская трасса, располагает минимальным набором мест для обгонов. И даже зоны открытия DRS настолько короткие, что воспользоваться ими в полной мере сложно. Это говорит о том, что стратегия с двумя пит-стопами, несмотря на предложение Pirelli, для победы в этой гонке была заранее провальной, равно как и стратегия с одним пит-стопом с заменой гиперсофта на ультрасофт. Тем не менее в команде Ferrari поступают именно так: на 15-м круге Себастьян Феттель заезжает в боксы и получает шины с фиолетовыми ободками.
Можно предположить, что это был опережающий пит-стоп с расчетом оказаться впереди соперников после их заезда на питлейн, но уровень риска был настолько велик с учетом состава комплекта, что имел минимальные шансы на успех. Так и получилось. Хэмилтона зазывают на пит-стоп уже на следующем круге — чтобы Феттель на свежих шинах не имел возможности сократить отставание. Пит-стоп британца длится на доли секунды дольше, но Себастьян попадает в трафик, и Хэмилтон выезжает не просто перед ним, а еще имея буфер в виде Серхио Переса. К тому же на его машине теперь стоит комплект софт, и Льюис явно не собирается больше в боксы. Следом на смену шин отправляется Боттас, и тоже получает софт, а вот затем происходит то, чего в Ferrari явно не ожидали: после своего пит-стопа обутый в софт Макс Ферстаппен отыгрывает позицию у Себа, успевая выехать на трассу на доли секунды раньше!
Феттель мог бы попробовать обогнать Макса, но риск был слишком велик, поэтому немец оставляет все как есть и лишь сообщает по командному радио: «Слишком поздно, эти шины не выдержат до конца. Есть ли еще что-то, что я должен знать, пока не поздно?».
Реакция же Макса идеально проста: «Дааа!» — радостно кричит он по радио и тут же получает совет от своего инженера: «Окей, а теперь сфокусируйся!».
Несмотря на то, что большинство гонок в Сингапуре было выиграно с поул-позиции, у Феттеля тем не менее был вполне реальный шанс побороться за лидерство, но, как сказал он потом сам во время интервью перед подиумом, «мы сами себя побеждаем».
Так произошло и в этот раз. На свой второй пит-стоп Себастьян Феттель все же не заехал (хоть здесь хорошо!), понимая, что в этом случае не сможет вернуться даже на третье место. Он сумел проехать для ультрасофте 47 кругов — больше, чем кто-либо другой, но уже ни о какой борьбе за позиции речи и не было. В итоге лишь бронзовый подиум и еще десять очков отставания от Хэмилтона.
Безусловно, математически 40 очков за шесть гонок отыграть реально, но вряд ли кто может рассчитывать на такое чудо.
«Мал перец, да сильно щиплет» (вьетнамская пословица)
Пилотом дня в Сингапуре выбрали Макса Ферстаппена, и вполне заслуженно. Но вместе с этими выборами очень хотелось провести и другие — за титул Антипилота дня. И здесь равных бы не было Серхио Пересу.
Уже на первом круге гонки (в третьем повороте) в середине пелотона разыгрывается настоящая драма для команды Racing Point Force India, которая провела блестящую квалификацию, показав седьмое и девятое время в третьем сегменте.
Эстебан Окон, совершив несколько удачных ходов сразу после старта, готовится атаковать по внешней траектории своего напарника, но Серхио Перес ловким движением руля отправляет его в бетонные ограждения. Машина Окона разбита вдребезги, но сам француз цел, хотя и зол, и держит себя в руках. В ответ на просьбу журналиста прокомментировать произошедшее, Эстебан сообщает, что «и так все было видно», но он сначала посмотрит картинки и поговорит с командой, а потом будет обсуждать случившееся.
На трассу выходит автомобиль безопасности. Видео: столкновение Переса и Окона.
Руководитель команды Racing Point Force India Отмар Зафнауэр тоже считает, что в случившемся виноват Перес: «Я сказал ему, что это неприемлемо! Я видел, что слева было достаточно пространства. Он был просто обязан дать место своему партнеру. … Последнее подобное происшествие между ними произошло в прошлом году в Спа, и тогда мы ввели командную тактику. Так что если они опять начнут делать то же самое, мы будем вынуждены принять те же меры».
Однако этого инцидента Пересу было мало.
Середина гонки. 29-й круг. Сергей Сироткин, совершивший свой первый пит-стоп на третьем круге под автомобилем безопасности по технической необходимости (в его переднем крыле застряла деталь от разбитой машины Окона), в неплохом темпе удерживает 13-ю позицию.
Перес на гораздо более быстрой машине тем не менее догоняет его после своего пит-стопа и пытается пройти. Сергей на протяжении трех кругов достойно обороняется: ведь он не круговой, и идет борьба за позицию. Более того, его подбадривают и из боксов Williams: «Продолжай делать то, что ты делаешь!».
Переса откровенно бесит тот факт, что на машине, которая на несколько секунд быстрее Williams, он не может справиться с отстающим (rear man), и сообщает об этом по радио, но оттуда вместо слов поддержки получает разумное объяснение, что Сироткин тоже участвует в гонке. При этом Сергей хладнокровно выбирает более правильные траектории и вообще ведет себя спокойно.
На 33-м круге Перес вновь предпринимает атаку на прямой и оказывается более быстр, что естественно. Неестественным только является его следующий маневр, когда он движением руля направляет свою машину в Williams Сергея. Сироткин удерживает автомобиль на трассе и продолжает движение, а вот Перес получает прокол левого колеса и вынужден заехать в боксы. Еще один проезд по питлейну пилот Force India получает в качестве штрафа и финиширует в гонке на 16-м месте — стартовав седьмым.
Force India — ноль очков.
Видео: столкновение Переса и Сироткина.
К сожалению, машина Сергея тоже пострадала:
«Это была битва. Я сражался всю гонку, каждое ее мгновение. Мы были на хороших позициях в начале гонки и вплоть до момента контакта с Force India. Этот контакт привел к серьезным повреждениям на моем автомобиле, и после этого гонка превратилась для меня в выживание. Сингапур — сложный трек для обгонов, так что я все равно продолжал бороться насколько возможно, чтобы сохранять позицию, но круг за кругом это становилось все более сложно, машина понемногу начинала разваливаться. Но я могу сказать, что я выжал и из себя, и из машины все, что было возможно, чтобы продемонстрировать лучший результат».
По словам Сергея, именно эти повреждения автомобиля и привели впоследствии к инциденту с Хартли на 45-м круге, за который он получил штраф в пять секунд. В итоге за 13 кругов до финиша Сергей заезжает в боксы для замены резины и отбытия штрафа. Однако свежий комплект гиперсофта уже никак не может повлиять на его позицию на финише. Все равно 19-й. Но все же финишировавший.
Но! Несмотря на то, что Перес упорно продолжает считать виноватым в столкновении Сироткина (об этом Сергей рассказал в неофициальном интервью Алексею Попову после гонки), несмотря на самый низкий результат в гонке, зрители оценили красоту борьбы российского пилота!
В голосовании за пилота дня Сергей стал вторым, набрав 16% голосов, как и Фернандо Алонсо, и совсем немного уступил Максу Ферстаппену, который заработал 19% голосов!
Леклер, Алонсо и… Квят
Первые шесть пилотов финишировали в том же порядке, что и стартовали. Для Force India гонка стала, пожалуй, самой провальной за этот сезон: даже растеряв очки после смены лицензии, они уже поднялись на седьмое место и имели все шансы побороться по крайней мере с McLaren. После Монцы их разрыв увеличился на шесть очков — до 26.
Зато удача улыбнулась Renault: обе машины финишировали в Топ-10; Шарль Леклер, подписавший контракт с Ferrari на четыре (!) года, также заработал очередные очки. Но вот, пожалуй, самой удачной среди команд второго эшелона гонка стала для Фернандо Алонсо. Стартовав 11-м, он сумел пробиться до седьмого места, что на его машине можно приравнять к победе.
Что касается Алонсо, то пока в его жизни не все складывается столь же удачно. Незадолго до Гран-при Сингапура Honda объявили, что они не планируют сотрудничать с Алонсо в серии Indycar, а это значит, что следующий сезон оказывается для Фернандо в подвешенном состоянии.
Дело в том, что свои планы в «Индикаре» Алонсо предварительно связывал с командой McLaren, которая в свою очередь предполагала сотрудничать с Andretti Autosport. А Andretti участвуют в американской серии на машинах с моторами Honda. Так что все прошлогодние эскапады испанца в сторону Honda ему же самому и вышли боком.
Из приятных новостей: слухи о том, что Даниил Квят подписал контракт с Toro Rosso и в 2019 году будет выступать за эту команду, становятся все более и более настойчивыми. Однако официальное объявление о контрактах на следующий сезон д-р Марко обещал сделать в Сочи. Неспроста…
И про судейство
Пожалуй, в отсутствие строгого регламента для судей и при постоянной смене судейского состава решения, которые принимают эти люди, — одна из самых сложных областей для обсуждения.
Сегодняшняя гонка в этом смысле очень показательна.
Рассмотрим инциденты и наказания за них.
1. Авария Окона и Переса. Действия мексиканца привели к тому, что другой пилот оказался в стене, и его гонка была испорчена. При этом, судя по видео и мнению команды, Перес вполне мог оставить место Окону — просто не хотел, чтобы его обогнали. Инцидент оставлен без наказания.
2. Авария Переса и Сироткина. Наказание Пересу — проезд через питлейн.
3. Инцидент Магнуссен и Хартли. Причина: Магнуссен выдавил Хартли с трассы. Оставлен без наказания.
4. Сироткин и Грожан. Причина: неподчинение синему флагу. Наказание Грожану — пять секунд.
5. Сироткин и Хартли. Причина: Сироткин выдавил Хартли с трассы. Наказание Сироткину — пять секунд.
В первом случае сложно сказать, какое наказание следовало бы применить, но оставлять без внимания такое нельзя, ибо подобные ситуации опасны. К тому же инциденты, когда один пилот не оставлял места другому, штрафовались постоянно, даже если ничего криминального не происходило. Достаточно вспомнить Макса Ферстаппена и Валттери Боттаса на прошлой гонке в Монце, когда Макс получил пять секунд штрафа за аналогичное прегрешение, но с меньшими последствиями.
Во втором случае сразу на ум приходит инцидент в Баку-2017 между Феттелем и Хэмилтоном, где Феттель получил штраф в десять секунд. Здесь комментарии, думаю, излишни. Мнения по поводу аварии в Сингапуре расходятся, но только касаемо суровости наказания: от согласия с решением судей до черного флага или дисквалификации Переса на несколько Гран-при.
Третий и пятый случай вообще во многом идентичны, и странно применять разные решения.
И только в ситуации с Грожаном наказание оправданно.
Стоит ли в принципе раздавать столько штрафов и штрафных баллов, если мы хотим видеть зрелищные гонки? Здесь нужно прежде всего определиться руководству серии. Если безопасность на первом месте, тогда да: дисквалификация Переса (потому что если он даже не хотел столкновения и это произошло по недомыслию, его действия вредны, опасны и могли привести к серьезной аварии, а Формула 1 — это не песочница). Если владельцы серии хотят шоу, тогда наказание Ферстаппена в Монце и Сироткина в Сингапуре — это неоправданный перегиб.
И решить этот вопрос могут только в верхушке Ф1, так как разъяснения Чарли Уайтинга после каждой гонки хороши, но бессмысленны, ведь надуманные аргументы скоро закончатся.
фото: с сайтов Formula1.com, smpracing.ru и из соц.сетей пилотов и команд F1
Источник: