Гран-при Германии: какой интересной может быть гонка без Mercedes! — radiradio

Гран-при Германии: какой интересной может быть гонка без Mercedes!

Провал Хэмилтона, разбитый вдребезги Mercedes Боттаса, авария Леклера в стиле дежавю, прорыв Феттеля из хвоста на подиум, первое очко Williams, семь сошедших автомобилей в течение гонки — и все это для меня лично стало просто фоном по сравнению с феноменальным подиумом Даниила Квята в качестве подарка Келли Пике к рождению их общей дочери!

Бронза Квята, на мой взгляд, — самое красивое из всего, что случилось в этот день на Гран-при Германии. И это событие лучше всего подтверждает талант Даниила и цепочку всех неслучайностей, которые сначала привели его в Формулу 1, а затем и вернули туда еще раз.

Прежде всего, в его бронзе в Хоккенхайме есть большая заслуга команды Toro Rosso и их стратега, который на 45-м круге зазвал Квята одним из первых на пит-стоп за сликами. Это стало поворотным моментом в гонке для Toro Rosso, но и сам Даниил был очень быстр, очень уверен и совершенно безошибочен, отработав на отлично все, что от него требовалось, не допустив ни одной из тех ошибок, которые позволяли себе и лидеры, и большинство других пилотов. А шестое место Алекса Элбона и вовсе вознесло Toro Rosso на пятую строчку в Кубке конструкторов следом за Mclaren.

Гонка в Хоккенхайме не предвещала никакого коллапса. Mercedes готовился отмечать свое 125-летие — и планировал это сделать с помпой, как и подобает в таких случаях. Новая ливрея на автомобилях, костюмы в ретростиле для механиков и менеджеров, парад классических гоночных Mercedes, и даже решение Тото Вольффа наконец допустить съемочную команду Netflix в боксы — все это должно было сыграть на руку лидерам в Кубке конструкторов и увековечить их очередной триумф.

Подготовились Серебряные стрелы и с технической точки зрения, привезя много обновлений. Первым и самым важным стала система охлаждения двигателя, которую получили как заводские автомобили, так и все клиенты команды. Система охлаждения стала намного более «габаритной» — за счет этого у Mercedes даже немного раздулись бока. После этого некоторые эксперты утверждали, что Mercedes привезли в Хоккенхайм и более легкое шасси, иначе бы вес машины увеличился. В команде это не отрицали, но и не подтверждали. Плюс у Mercedes появились и обновления по аэродинамике, которые коснулись днища, заднего крыла, боковых диффузоров и некоторых других элементов.

Предполагалось, что новая система охлаждения поможет справиться с невероятной жарой, которая накрыла на той неделе Европу.

Клиенты Mercedes Racing Point привезли в Германию обновления передней подвески. Следующее серьезное обновление они ожидают теперь к осени. Как сказал представитель Racing Point, команда и рассчитывать не могла на такие новинки в середине сезона, если бы не финансовые вливания Лоренса Стролла. Обновления сработали у Серхио Переса, который в квалификации сумел стать восьмым, а вот для Лэнса Стролла все осталось неизменно: лишь 15-я позиция.

Новинки привезли и в Toro Rosso, но результативными, по крайней мере в начале уикенда, они не стали: невысокие позиции обоих пилотов в пятницу и слабая квалификация в субботу (Квят — 14-й, Элбон — 16-й).

Интересно складывается ситуация с автомобилями в Haas. Кевин Магнуссен в этот раз сел за руль во многом обновленного автомобиля, а вот Ромэн Грожан попросил вернуть ему ту конфигурацию, на которой он выступал в Мельбурне. И эта история получила неожиданный результат: Магнуссен на новой машине квалифицировался лишь 12-м, а вот Грожан стартовал в гонке с шестой позиции.

И что вы думаете? Очередная гонка, и очередное столкновение двух партнеров по команде, хотя и не сильное. Штайнер просто в бешенстве.

Многие команды придавали большое значение Гран-при Германии, но, наверное, не было ни одного пилота, для которого эта гонка была бы столь важна в личном плане, как для Себастьяна Феттеля. Трасса в Хоккенхайме является для немецкого пилота фактически домашней, и в то же время очень сложной и даже драматичной.

Именно здесь наступил тот черный поворотный момент его карьеры, когда в прошлом году, будучи лидером, он вылетел перед трибунами, потерял машину, гонку и начал терять свою карьеру. Здесь же ему было необходимо реабилитироваться, чтобы закончить (надеемся!) этот цикл неудач — как в своих глазах, так и в глазах команды и преданных фанатов, которые до сих пор прощают ему все ошибки и провалы. К тому же за плечами у Феттеля лишь одна победа в Хоккенхайме, и та за команду Red Bull еще в 2012 году. Себастьян даже приготовил особый шлем, который практически в точности повторял раскраску шлема пятикратного чемпиона DTM Бернда Шнайдера, когда тот выступал в Формуле 1.

И надо же было так случиться, что в субботу на квалификации именно на Ferrari Феттеля отказала турбина — еще на выезде на трассу во время первого сегмента квалификации, после чего немецкий пилот был вынужден вернуться в боксы ни с чем, а затем и стартовать в гонке с последнего места! В довершение к этому в начале третьего сегмента теряет мощность вторая Ferrari: у Шарля Леклера отказывает топливный насос, он тоже остается без времени и вынужден стартовать десятым.

К выходным жара готовилась отступить, прогнозы обещали дождь уже в субботу, но квалификация прошла еще посуху. Эта гонка ожидалась первой дождевой в сезоне, и на самом деле более неудачного совпадения сложно было и придумать.

Особенность трассы в Хоккенхайме заключается в том, что конфигурация Гран-при очень плотно соседствует, фактически соприкасается в последнем повороте с отрезком дрэгстрипа. И если еще несколько лет тому назад одним из условий проведения Гран-при Формулы 1 было обязательное снятие клеевого покрытия, то в этот раз клей на дрэгстрипе решили оставить. Сочетание клеевого покрытия с водой, в данном случае с дождем, — штука совершенно адская. Любой автомобиль становится на таком покрытии неуправляемым — это одна из важнейших причин, по которым заезды по дрэг-рэйсингу не проводятся в дождь.

Но именно последний поворот и стал тем самым местом, камнем преткновения, где случалось большинство происшествий: дождь — это всегда дополнительный фактор внезапности, к тому же в пелотоне были спортсмены, которые еще не выезжали в дождь за рулем формулы 1…

Уикенд начинался по накатанному сценарию: уже в свободных практиках Ferrari стараются проехать по максимуму, Mercedes традиционно скрывает свою скорость, а Williams не просто плетутся в хвосте пелотона, но и проигрывают сами себе порядка секунды по сравнению с прошлым годом. Однако справедливости ради надо отметить, что в первых двух практиках и остальные команды проигрывали себе прошлогодним — и причиной тому, конечно, стала крайне жаркая погода. Да и в квалификации прошлогодний рекорд Себастьяна Феттеля перекрыть не смогли.

В воскресенье дождь зарядил с самого утра, к моменту старта гонки он прекратился, но асфальт все еще был очень мокрым, а местами — просто покрыт лужами. Вода убывала быстро, однако старт дали под автомобилем безопасности. Более того, Берт Майландер на протяжении нескольких кругов продолжал возглавлять пелотон, что уже начинало вызывать смутное беспокойство в боксах: подобные круги не идут в зачет, а вот топливо на них все равно расходуется.

В дальнейшем это решение дирекции гонки получило свое объяснение: Майкл Маси, заменивший на посту Чарли Уайтинга, ожидал подходящего состояния трассы, чтобы дать старт с места. Такое решение приняли впервые с того момента, как эта возможность была закреплена в регламенте.

Интересно, как проявились характеры и амбиции пилотов в этой ситуации. Радиоэфир был полон различных комментариев из кокпитов, но «комментаторы» разделились на два лагеря. Одни — как, например, Карлос Сайнс, утверждали, что трасса все еще очень мокрая и опасная, другие, как Макс Ферстаппен и Кевин Магнуссен, требовали скорейшего начала гонки.

Так или иначе, но три круга спустя все пилоты вновь выстроились на стартовой решетке, и старт был дан.

Макс Ферстаппен, так рвавшийся в бой, не смог хорошо стартовать: его машина забуксовала, ее повело в сторону, и в итоге голландец потерял сразу две позиции и пропустил вперед Валттери Боттаса и Кими Райкконена. Провалился вниз и Даниил Квят — с 14-го на 18-е место.

Много потеряли на старте также Серхио Перес, Карлос Сайнс и Пьер Гасли, а вот Себастьян Феттель сразу же отыграл шесть мест. Шарль Леклер также поднялся с десятого места на шестое.

Оба Mercedes стартовали очень уверенно: Хэмилтон сразу же стал отрываться от своего напарника, но и Боттас оказался не промах. Казалось, что после пятничных многочисленных вылетов и разворотов, когда он едва-едва успевал «отловить» свой автомобиль, финн провел работу над ошибками и собирался в гонке посоперничать с Льюисом.

Тем временем трасса начинает подсыхать, но не везде: кое-где сохраняется высокая влажность покрытия, и именно на таком месте происходит первая авария этой гонки — Серхио Перес не справился с управлением, его машину закручивает, и она тормозит в стену. На трассу выходит автомобиль безопасности — уже второй за эту гонку, если считать стартовую процедуру. И это дает толчок волне пит-стопов для замены дождевых комплектов резины на промежуточные.

Те из пилотов, кто успел заехать первыми, смогли это сделать без излишней суеты, но вот затем на питлейне стало жарко, когда плотно идущие автомобили столь же кучно заезжали к боксам. Удивительно, как еще не произошло ни одного столкновения, хотя Леклер и Грожан были чрезвычайно близки к этому. После пит-стопа команда выпустила Леклера прямо под колеса Haas — спасибо Грожану, который успел вовремя оттормозиться, иначе бы заблокированными могли оказаться почти все позади них. Судьи рассмотрели этот эпизод и наказали Ferrari денежным штрафом за небезопасный выпуск.

На протяжении несколько кругов после рестарта происходит активная борьба за позиции. Ферстаппен рвется обогнать Валттери Боттаса, ошибается, вылетает и получает порцию успокоительного из боксов с просьбой вести себя сдержаннее.

Даниэль Риккардо тоже начинает наверстывать упущенное: стартовав 13-м, он в начале гонки потерял четыре позиции, и теперь перед ним стояла задача реабилитироваться. Но вот беда: на 14-м круге его двигатель выпускает клубы белого дыма, машина замирает на трассе, не сумев добраться до питлейна. На трассе вывешен режим виртуального автомобиля безопасности — но всего лишь на круг: Renault убирают очень быстро.

Кажется, трасса продолжает подсыхать, и на 17-м круге дирекция гонки даже разрешает использование DRS, однако следом за этим приходит информация о приближающемся очередном заряде дождя. К тому времени Макс Ферстаппен уже третий, а Нико Хюлькенберг прессингует Леклера за четвертое место! Феттель? Феттель — седьмой, и ему не нужен никакой DRS, он и так летит словно на крыльях. Пробует полетать и Карлос Сайнс, но в отличие от Себастьяна Феттеля у него это получается в прямом смысле: на 19-м круге он вылетает с трассы, но ловит машину и возвращается в гонку.

В целом все происходит в штатном режиме, но на 21-м круге Haas вдруг принимают рискованное решение: переобувают Кевина Магнуссена в комплект софт. Через два круга с этими же целями на пит-стоп отправляется Себастьян Феттель, а затем их примеру начинают следовать и другие конюшни — и все это несмотря на предупреждение о приближающемся дожде. Распределение сил на трассе настолько сложное, что команды решают использовать любой шанс, чтобы опередить соперника. Ферстаппен тоже переобувается, но ему ставят медиум и допускают ошибку: Макс жалуется, что не может справиться с резиной и прогреть ее, а затем его разворачивает на трассе и он едва успевает поймать свой автомобиль.

Из всего пелотона на удочку со сменой промежуточной резины на слики не попадаются всего четыре пилота — это Сайнс, Хюлькенберг и два Williams. Они решают, что в таких условиях резина с протектором все же безопаснее сликов, и оказываются правы: трасса все еще слишком скользкая.

Но вообще вся эта история с беспорядочной сменой резины очень напоминает хаос и беспомощность, когда практически ни одна команда не была готова к дождевой гонке и в своих действиях все руководствовались эмоциями, а не логикой. Потому что только те, кто четко следовал системе шиной стратегии, и оказались в итоге в выигрыше. Давно ли вы видели по четыре-пять пит-стопов за гонку, да еще чтобы промежутки между некоторыми длились буквально один-два круга? Не доказывает ли это тот факт, что все пытались подглядеть друг у друга готовое решение и использовать его, не думая?

На 28-м круге Ландо Норрис останавливается на обочине из-за потери мощности, над трассой вновь вывешивают желтые флаги, и вновь команды используют эту возможность для пит-стопа — для многих уже третьего. Дело в том, что на питлейне уже начинает накрапывать дождь, и вот тут Ferrari и Mercedes допускают по грубейшие ошибки, стоившие им многих очков и позиций на финише. С разницей в круг они зовут на пит-стоп Леклера и Хэмилтона, и в то время как другие вновь ставят промежуточные комплекты, эти обувают машины в слики.

На 29-м круге Шарль Леклер выезжает на шинах софт, и уже к концу круга буквально висит в рекламных плакатах на барьерах безопасности. Машина Шарля повреждена, выбраться самостоятельно из гравия он не может, и больше напоминает муху, которая путается в паутине. Ну а буквально следом за ним происходит авария и у Льюиса Хэмилтона, ровно напротив въезда на питлейн — но не со столь катастрофическими последствиями. Хэмилтону удается выбраться из гравия самому, хоть и со сломанным носовым обтекателем и поврежденной резиной, и он напрямую пересекает трассу в сторону боксов и совершает при этом нарушение: объезжает столбик-маркер не с той стороны.

Это в буквальном смысле еще одно дежавю немецкого этапа прошлого года, когда Хэмилтон также нарушил правила заезда на питлейн, но не был оштрафован. В этот раз судьи более справедливы и наказывают его пятисекундным штрафом. Сложно сказать, то ли это было спонтанное решение у пилота Mercedes, то ли он вновь сумел все моментально просчитать, но если бы он действовал по правилам и ехал лишний круг до разрешенного въезда на трассу, потери бы были намного большие.

Но вот что поразило, так это растерянность команды, которая никак не ожидала Льюиса: механики бегали из боксов к автомобилю и обратно, не понимая, что им нужно делать. И только некоторое время спустя работа нормализовалась: принесли и поменяли носовой обтекатель и сообразили, какую резину ставить — промежуточную.

Эта история стоила Льюису и Mercedes очень дорого: в гонке, но не в чемпионате. Имея такое огромное преимущество по очкам перед соперниками, они теоретически могли себе позволить один потерянный Гран-при, но иногда именно эти баллы и оказываются решающими в финальном сражении.

Будучи на промежуточном комплекте, Льюис возвращается на трассу пятым, начинает набирать темп и догонять своих соперников. Но к этому моменту в лидеры гонки выходит Макс Ферстаппен — и вот этот человек точно просто так не отдаст никому свое лидерство.

Усилившийся дождь приводит к ошибке у Нико Хюлькенберга — теперь он теряет машину, вылетает в гравий и застревает там. Для Renault это катастрофа: они очень рассчитывали на возможные очки в гонке, а в этот момент теряют все, что у них есть. И как выясняется позже, они не просто теперь уступают McLaren почти в два раза по очкам (70 против 39), но и пропускают вперед Toro Rosso.

На этом злоключения Renault в этот уикэнд не заканчиваются: на обратном пути из Хоккенхайма их грузовик попадает в аварию. Водитель госпитализирован, но серьезных повреждений у него нет.

Для эвакуации автомобиля Хюлькенберга на трассу выпускают автомобиль безопасности — и вот этот момент и становится поворотным в гонке. После рестарта сначала Стролл, а затем Квят и Магнуссен заезжают, чтобы переобуться на слик. Их стратеги реагируют моментально на изменившиеся условия, и хотя сначала кажется, что это ошибка, именно это решение и меняет исход гонки: Макс Ферстаппен остается в лидерах, а вот за ним держатся Стролл и Квят! Боттас только четвертый! Гасли — седьмой, Феттель девятый, а Хэмилтон — 12-й, и не только благодаря отбытому пятисекундному наказанию, но и потому, что заехал на пит-стоп одним из последних!

А вот дальше началось невообразимое. Сначала Квят отыграл второе место у Стролла и показал лучший круг, а затем в свой крестовый поход отправился Себастьян Феттель.

Через несколько кругов Хэмилтона, которого считают царем дождевых гонок, снова разворачивает, покрышки полностью испорчены, так что ему приходится вновь отправиться в боксы. Капитанский мостик понимает, что Льюис теперь вряд ли сможет приехать хотя бы в очках, и переключается на Боттаса, давая ему приказ: «Атакуй!». Честный Валттери, который понимает, что единственный сейчас защищает честь команды, бросается вперед, но не рассчитывает усилия. Его машину срывает и выбрасывает с трассы, происходит серьезная авария, но пилот жив и невредим. Но вместе с этим инцидентом полностью улетучиваются и надежды Mercedes хоть на какой-то более-менее достойный финал гонки в Гран-при.

А чуть раньше происходит еще одно событие, которое остается незамеченным: Роберт Кубица опережает Джорджа Рассела, что затем приведет к появлению у Williams первого очка.

На вылете Боттаса история не заканчивается: на последних кругах происходит контакт Алекса Элбона и Пьера Гасли. Гасли теряет управление, вылетает с трассы и повреждает свой автомобиль. После пятничной аварии на тестах, когда ему поменяли почти всю машину, такая история может оказаться не слишком полезной для француза.

Тем временем Феттель продолжает подъем в классификации. Он играючи разделывается с Сайнсом и Строллом и приближается к Даниилу. В этот момент хотелось надеяться, что Квят удержит свое второе место, но он совершенно правильно решает не рисковать и удержать синицу в руке. Финиш гонки и третье место!

Но и на этом все не закончилось. Через несколько часов после финиша судьи дисквалифицировали оба автомобиля Alfa Romeo за несоответствие настроек сцепления регламенту. Они посчитали, что на старте обе Alfa Romeo потратили времени меньше, чем должны были, и тем самым фактически совершили фальстарт. За это они были наказаны 30-секундным штрафом, что отбросило их с седьмого и восьмого мест на 12-е и 13-е, освободив строчки для Хэмилтона и Кубицы в том числе. Так Роберт набрал свой первый балл в чемпионате.

Меньше всего пит-стопов в этот раз совершил Карлос Сайнс — три. Больше всего — Льюис Хэмилтон и Кевин Магнуссен — шесть. Семь пилотов сошли. Количество аварий, разворотов и вылетов не поддается первичному подсчету. Но что главное: зрители наконец-то довольны: случилось то, о чем все мечтали — мы стали свидетелями сражения в Формуле 1 без участия Mercedes!

Результаты гонки

Лучший круг: Макс Ферстаппен (Red Bul Racing) 1:16.645 (61 круг, 214.839 км/ч)

Источник: drive2.ru