Гран-при Австрии: «А что, так можно было?» — radiradio

Гран-при Австрии: «А что, так можно было?»

Нужно ли было наказывать Ферстаппена, или о том, как судьи отобрали у Ferrari вторую победу подряд.

Вот уже второй раз за короткий период времени я задаю себе вопрос, какой я хочу видеть Формулу 1. И зритель во мне говорит, что все эти штрафы и судейские гонки — никуда не годная история. Просто потому, что гонщикам надо давать бороться на трассе — иначе никакой регламент, никакая аэродинамика никогда не вытащат Формулу 1 из того самого места, где она сейчас находится.

За что Феттеля лишили победы в Канаде? За то, что Льюис сказал, что это было опасно? Но Хэмилтон со всем его опытом 100% знал, что именно так все и произойдет, и именно поэтому успел притормозить. За что инцидент между Ферстаппеном и Леклером в Австрии находился на рассмотрении? За то, что оба не хотели сдаваться? Но ведь именно ради таких моментов зритель и идет смотреть гонки — чтобы понять, у кого кишка тонка, а у кого нет. Леклер мог уступить, но он этого не сделал. Молодец! Ферстаппен мог его додавить и додавил. Молодец вдвойне. Я как зритель категорически не хотела, чтобы Макса оштрафовали и отобрали у него победу — потому что в этот раз он достоин ее в несколько раз больше, чем Шарль Леклер: ведь он обгонял, атаковал и жал на газ, справляясь с большинством тех же проблем, что и Леклер, но лучше него. Если организаторы не хотят, чтобы происходили ситуации, подобные противостоянию Ферстаппена и Леклера, значит, надо делать гравийные ловушки или проводить гонки на городских треках с бетонными стенами. Тогда один из двух пилотов не упирался бы до последнего, а физически был вынужден уступить раньше.

На самом деле если бы ситуация Феттель — Хэмилтон разыгрывалась не на городской трассе в Монреале, а на Red Bull Ring, все бы происходило точно так же: Феттель широко выходит после своей ошибки, Хэмилтон перемещается правее в зону безопасности, чтобы избежать столкновения, и затем бы победил тот, у кого крепче заварено. В данном случае победил Макс, и это не стало сюрпризом.

А вот дальше начинается «судейство». И сейчас, когда судьи уже приняли решение оставить победу Максу Ферстаппену, мне хочется спросить: а в чем разница с Канадой? Я была бы рада, если бы мне ответили, что «мы решили дать гонщикам бороться». Но проблема в том, что ответ другой: судьи решили расценить эту ситуацию как гоночный инцидент.

Вполне возможно, что при рассмотрении обоих случаев с разных ракурсов и разных камер суперподкованные в миллидвижениях рулем судьи и в самом деле углядели различия. Но проблема в том, что для обыкновенного зрителя разницы нет никакой, и в одинаковых случаях они видят противоположные решения. Что уже само по себе подрывает весь судейский авторитет.

На деле есть два, даже три выхода из создавшейся ситуации. Во-первых, и это самое главное — надо дать гонщикам бороться. В квалификации за такие ошибки следует наказывать — как это произошло в Австрии с Хэмилтоном и Райкконеном. А в гонке — просто не обращать внимания, если не случилось откровенного беспредела, как это было, например, в ситуации с Феттелем и Хэмилтоном в Баку за автомобилем безопасности. Что для этого нужно? Изменить регламент или просто сказать судьям.

В «Индикаре» подобные ситуации немыслимы. Желтые флаги или автомобиль безопасности там появляются уже в беспрецедентных случаях, все остальное разрешается — без грубости, но в борьбе. Именно поэтому «Индикар» так интересно смотреть.

Возвращаясь к Формуле 1, второй выход из ситуации — судить всех одинаково, а не искать лазейки. Если есть правило, по которому штраф получает тот пилот, что не оставил места на треке другому, значит, в соответствии с ним должны быть наказаны все. И Феттель, и Ферстаппен. Если есть правило, по которому нельзя пересекать линию четырьмя колесами, то и здесь штрафы должны распространяться на всех — и на Хэмилтона, и на Риккардо. А не так, что кому-то предупреждение, а кому-то — пять секунд.

Ну и третье — может, все же выбрать единую судейскую бригаду, чтобы было с кого спрашивать?

Решение оставить победу за Ферстаппеном, на мой взгляд, на этом Гран-при единственно правильное, чтобы окончательно не убить дух гонок. Но что делать с правилами? И тут ответа пока нет.

Гонка в Австрии произошла по той схеме, о которой уже давно мечтало большинство зрителей — Гран-при без Mercedes. Т. е. формально команда на гриде, но в борьбе за победу не участвует. Этакая утопия сезона-2019.

Проблемы у Mercedes начались еще в пятницу. Сначала утечка масла на двигателе машины № 77, затем и авария Валттери Боттаса. Поврежденное крыло у Льюиса Хэмилтона, Леклер, опередивший обе серебряные машины во второй и третьей практике, и, наконец, квалификация, которая не принесла Льюису ожидаемого поула даже в «режиме вечеринки»: его обыграл все тот же Шарль Леклер.

Кажется, проблемы были у всех: Ферстаппен также разбил машину, у Карлоса Сайнса была утечка гидравлики, с гидравликой же были проблемы и у Себастьяна Феттеля — он даже не смог выехать на трассу в третьем сегменте квалификации. Но на фоне уже привычной стабильности Mercedes это было странно. Что оказалось еще более странным — так это штраф Хэмилтона в три позиции на старте за то, что он помешал Райкконену в первом сегменте квалификации. Ощущение было одно: что-то пошло не так…

Вообще на весь австрийский Гран-при нужно сделать одну большую скидку — на жару. 35 градусов, по словам очевидцев, не на солнце, а в тени, и 56 градусов температура полотна кого угодно сведут с ума: и пилотов, облаченных в многослойную огнепрочную одежду, и тонкие механизмы автомобилей, и даже судей в кондиционированном помещении. Так что, похоже, и блокировка Расселом Квята, из-за которой чуть не случилась серьезная авария, и совершенно непонятное поведение машин Haas, которые отлично прошли квалификацию, но растеряли все преимущество в гонке, и перегревающиеся Mercedes, и потеря на старте пяти позиций Ферстаппеном, и даже пятое место на гриде Хэмилтона, внезапно ставшее четвертым — это все стороны одной медали. Австрия изобиловала сюрпризами.

Несчастья Феттеля компенсировал его напарник Леклер, неожиданно (хотя, наверное, уже все же ожидаемо) выстрелили McLaren, совершенно удивительный результат показали в Alfa Romeo, обеими машинами пройдя в третий сегмент квалификации — давненько мы такого не видели! И в то же время совершенно потерянная гонка для двух Toro Rosso, которые выступили в Австрии совсем уж невнятно: отсутствие прижимной силы, темпа, да еще и запоротый пит-стоп у Даниила Квята — все это в совокупности привело к тому, что про этот этап команде не хочется и вспоминать.

Другое дело — Макс Ферстаппен. Говорят, только благодаря его фанатам прирост зрителей на Red Bull Ring составил порядка 30%. Оранжевые сектора однозначно превалировали над всеми другими трибунами. Ну а памятуя его прошлогоднюю победу, болельщики и вовсе были настроены радикально.

И вот старт гонки. Леклер и Ферстаппен стартуют с первого ряда решетки, про которую уже объявлено, что она — самая молодая за всю историю Формулы 1. Прогревочный круг, автомобили выстраиваются, красные огни загораются один за другим, затем гаснут, машины срываются, Леклер удерживает лидерство, Боттас прорывается наверх, Норрис сражается за высокие позиции, а Макс… А где Макс?

Ферстаппен еле-еле берет старт и откатывается назад, пропуская вперед всех, кого может: Боттаса, который отлично стартовал с третьей позиции, Хэмилтона, Райкконена, Норриса, Феттеля и только Пьер Гасли оказывается позади Red Bull № 33, но это уже никого не удивляет. Трибуны в шоке, команда не понимает, что происходит, но Ферстаппен не берет в голову и начинает отыгрывать позицию за позицией. Свое восхождение наверх проводит и Феттель, такое впечатление, что он прокладывает Максу путь, который вслед за ним совершает обгоны. На пятом круге Феттель уже четвертый, а Ферстаппен — пятый. Впереди Леклер и два Mercedes. Что делать? Дилемма…

При этом мы помним, что в первой десятке только Ферстаппен, два Mercedes и Карлос Сайнс стартовали на медиуме, а у всех остальных обут софт, и вспоминаем, что во Франции при более низких температурах этот самый софт приходил в негодность уже буквально за семь-восемь кругов, но в Австрии совсем другая история. Единственный, кто меняет софт на хард в соответствии с рекомендациями Pirelli на 11-м круге, это Кевин Магнуссен, пожалуй, главный неудачник этого Гран-при. Квалифицировавшись очень высоко, на пятом месте, он получает плюс пять позиций на решетке из-за замены коробки передач, а затем и вовсе на гриде промахивается мимо своего места и получает очень суровый штраф проездом по питлейну. В итоге откатывается назад и никак не может компенсировать отставание, а затем еще и деградация резины и еще один пит-стоп. Гонка полностью потеряна — он финиширует предпоследним, и позади только Кубица. У Грожана результат ненамного лучше: он 16-й с одним пит-стопом при старте на 11-м месте.

Все остальные пилоты чувствуют себя на колесах с красным ободком, который обозначает в Австрии состав С4, очень неплохо на протяжении 20 кругов и более. Даже Боттас на медиуме заезжает на пит-стоп раньше двух Ferrari на софте. Скорее всего, именно пит-стоп Боттаса и послужил сигналом для Скудерии также отправиться на питлейн. Сначала они зазывают Феттеля — да так скоро, что механики не успевают вынести колеса (потом Ferrari будут оправдывать это неработающей радиосвязью, но кажется, что проблема именно в моментально принятом решении), и пит-стоп длится шесть секунд, а затем и Леклера, но здесь команда уже срабатывает намного лучше.

Хэмилтон остается на трассе еще восемь кругов, но начинает терять скорость, и пит-стоп на 30-м круге, когда ему меняют не только резину, но и переднее крыло (11 секунд для замены крыла — это моментально, но все равно катастрофично), отбрасывает его при возвращении ЗА Феттеля с разницей в восемь секунд.

Следующий пит-стоп проходит у Ферстаппена, который сворачивает в боксы последним из головной части пелотона. Как и многие другие гонщики, он вообще решил обойтись без самого мягкого состава, и на свежем харде возвращается четвертым, уйдя на пит-стоп лидером гонки. Перед ним Феттель, Боттас и Леклер. Кажется, что задача для него стоит неразрешимая, но… за это мы и любим Макса Ферстаппена.

20 кругов у него уходит на то, чтобы догнать Феттеля. При этом Ferrari на составе хард постепенно теряет в темпе и не справляется с резиной. На 50-м круге Ферстаппен обходит Феттеля, а немца сразу зазывают на второй пит-стоп, и ему вновь предстоит отыгрывать позиции.

С Боттасом Red Bull вообще разбирается быстро: подбираясь к Mercedes финна, Макс на 55-м круге сообщает по радио о потере мощности, Боттас узнает об этом по радио из своих боксов, расслабляется и тут же получает моментальный обгон: под рев трибун Макс Ферстаппен оказывается на втором месте! Впереди остается только Шарль Леклер — на уже использованном комплекте хард, который к тому же на десять кругов старше, чем у Ферстаппена. Так что обгон — это лишь вопрос времени.

На 65-м круге Леклера и Ферстаппена разделяет полторы секунды, а на следующем — уже 0,8 секунды. Параллельно и Себастьян Феттель догоняет Льюиса Хэмилтона и также быстро сокращает дистанцию.

Ферстаппен предпринимает две попытки атаки, но Леклер обороняется очень жестко и красиво, однако потом он скажет, что резина была уже в таком состоянии, что ничего невозможно было сделать. На третий раз Ферстаппен теряет терпение и решает «дожать» Леклера, практически полностью выдавив его за пределы трассы. Леклер вынужден уступить. Буквально через минуту Феттель обходит Хэмилтона в борьбе за четвертое место и опасно приближается к Валттери Боттасу — но ему не хватает буквально одной зоны DRS, чтобы обойти финна.

На финише Леклер был очень недоволен поступком Макса и явно ожидал наказания голландца. Но… не дождался. В отличие от своего партнера по команде, он не стал переставлять таблички перед машинами, но и улыбаться на второй ступеньке подиума посчитал необязательным. В комнате, где находились пилоты перед награждение, стояла полная тишина.

Зато перед подиумом от рева толпы гудело в ушах. Макс был героем дня, который сделал все, что мог, в угоду своей команде и, главное, своим болельщикам. Он же показал и самый быстрый круг в гонке. К тому же он принес и первую победу Honda за последние 13 лет. Red Bull праздновал свою 60-ю победу, только вот Пьер Гасли был мрачнее тучи. Он не просто финишировал седьмым, он проиграл своему партнеру по команде целый круг, и теперь, похоже, он со страхом ожидает техинспекции своей машины на базе Red Bull, которую ему пообещал Хельмут Марко в ответ на жалобы, что у Макса машина лучше.

Кажется, д-р Марко уже окончательно потерял терпение по отношению ко второму пилоту своей команды: перед Гран-при Австрии он посоветовал ему поучиться пилотированию у Ферстаппена, пообещав перенести и адаптировать настройки с машины Ферстаппена под французского пилота. Похоже, если выяснится, что машина Гасли ничем не хуже второго автомобиля команды, то судьба Пьера может быть решена раньше, чем финиширует сезон…

Вообще Гран-при Австрии дал возможность вовсю развернуться молодым пилотам. Ферстаппен и Леклер были прекрасны, но по своему мастерству им ничуть не уступали Норрис и Сайнс. Вот уже третий Гран-при зрители с большим вниманием и удовольствием следят за вновь набирающим силу McLaren. Ландо Норрис, квалифицировавшийся шестым и стартовавший пятым, в итоге смог удержать шестую позицию до финиша, а это было совсем непросто. Теперь он набрал восемь очков и поднялся на восьмое место в личном зачете. А Карлос Сайнс вообще показал чудеса пилотирования. Квалифицировавшись 15-м, он потерял несколько позиций из-за штрафной замены элементов силовой установки, в итоге стартовал лишь 19-м, отыграл 11 мест и на финише стал восьмым — вот это гонка! McLaren сохранил свое четвертое место в Кубке конструкторов (вряд ли они сумеют в этом году поспорить с Red Bull на третьем месте), но вот благодаря успехам своих пилотов их отрыв от Renault увеличился с двух очков после Канады до 20 очков сейчас! Ну а у Renault этот Гран-при оказался полностью провальным: Риккардо и Хюлькенберг финишировали лишь 12-м и 13-м соответственно.

Обе Alfa Romeo в этот раз финишировали в очках (9 и 10), и благодаря этому обогнали в Кубке конструкторов Racing Point, которые набрали 0 очков.

И еще очень хочется сказать добрые слова про Рассела. Чемпиону Формулы 2 явно нелегко приходится в худшей команде серии, но он не теряет присутствия духа и сражается. В Шпильберге он не только получил штраф за блокировку Квята, но и стартовал с питлейна, т. к. команда невольно нарушила правило закрытого парка, заменив крыло на его автомобиле на деталь другой спецификации. Но уже к 12-му кругу (в том числе и благодаря пит-стопу Магнуссена) он был 17-м, даже сумев обогнать Даниила Квята. Хочется все же пожелать Расселу иной судьбы и карьеры.

А что же Mercedes? Про них мы временно совсем забыли. Тото Вольфф скрипел зубами на финише гонки, машины, как выяснилось, перегревались, пилоты финишировали третьим и пятым, но, собственно положение ни в одной таблице не изменилось. Льюис продолжает лидировать, команда все также непоколебима в Кубке конструкторов, и, судя по разнице очков, на ближайшем Гран-при изменений не предвидится.

А вот Макс Ферстаппен обошел Феттеля и теперь занимает в личном зачете третье место, и до Боттаса ему всего 40 очков. Сезон перестает быть томным!

Следующий этап состоится в Сильверстоуне 12-14 июля.

Результаты гонки:

Лучший круг: Макс Ферстаппен (Red Bull Racing) — 1:07,745 (60-й круг, 230,378 км/ч).

Источник: drive2.ru