Формула 1, гран-при Японии: Ferrari пора что-то менять или уже поздно? — radiradio

Формула 1, гран-при Японии: Ferrari пора что-то менять или уже поздно?

Несмотря на надпись WINNOW на обновленной ливрее красной команды, один из вариантов прочтения которой — «выиграть сейчас», Ferrari потерпели на трассе Сузука катастрофическое поражение, которое фактически поставило окончательный крест на возможном титуле Себастьяна Феттеля и победе в Кубке конструкторов. Теперь, с отставанием в 67 очков и с учетом того, что до конца сезона остается всего четыре Гран-при, шансы немецкого пилота на успех стали совершенно призрачными. Похоже, что Scuderia Ferrari пора что-то кардинально менять.

Впрочем, про изменения в команде известно уже давно — по крайней мере, в составе пилотов. И теперь, глядя на результаты Шарля Леклера (в Сузуке, к сожалению, его выступление было как раз непоказательным из-за технического схода), многие прочат подъем Ferrari в следующем сезоне — ведь машины у них быстрые. Однако здесь возникает много других «но».

На самом деле та Ferrari, которую мы знаем и любим, это эпоха Жана Тодта и Михаэля Шумахера. С приходом в команде к власти Стефано Доменикали после Жана Тодта, со времен чемпионства Кими Райкконена в 2007-м и последней победы в Кубке конструкторов в 2008 году, Ferrari никак не может подняться до прежних высот. За период с 2009 года команда всего трижды занимала второе место в Кубке конструкторов, остальные результаты были и того ниже. Появление Фернандо Алонсо тоже не спасло команду, хотя болельщикам это принесло некоторое воодушевление и надежду. Следующий решительный шаг — тандем Маурицио Арривабене и Себастьяна Феттеля, которым ознаменовался 2015 год. Но так ли успешен был этот шаг? К тому времени четырехкратный чемпион Себастьян Феттель пришел в Ferrari после того, как вчистую проиграл сезон 2014 года своему новому напарнику по команде Red Bull Racing Даниэлю Риккардо. Риккардо же в тот момент проводил всего лишь свой третий сезон в Формуле 1. Себастьяну судьба улыбнулась в лице Арривабене, он сумел красиво уйти из Red Bull, но вот правильный ли ход предпринял сам Арривабене и на того ли спортсмена сделал ставку?

Совершенно не факт, что Арривабене + Феттель — это чемпионское сочетание, так же как не факт, что и третий ингредиент в лице самой Ferrari, прилично «подубитой» силами Доменикали, может добавить движущей силы. Но вот изменения, которые происходят сейчас в Красной команде, могут сыграть ей на руку в следующем сезоне.

Мы помним, что Серджио Маркионне крайне хотел заменить Кими Райкконена Шарлем Леклером. Более того, в середине сезона ходили упорные слухи, что все договоренности уже достигнуты, но затем внезапная смерть Маркионне смешала все карты. Технический директор Маттиа Бинотто был, что называется, человеком Маркионне, хотя тот в свое время пригласил и Арривабене.

Новая расклейка Ferrari

Бинотто во многом подходит звание «серого кардинала» Ferrari — он славится тем, что умеет использовать все серые (прошу прощения за тавтологию) зоны регламента и строить технически весьма агрессивные машины. Но вот уже год как говорят о серьезных противоречиях между ним и Арривабене, о том, что Бинотто хочет больше власти, чтобы поднять некогда великую команду, а сейчас, похоже, он свою власть все же сможет получить.

Прежде всего об этом говорит тот факт, что контракт с Леклером все же подписан, и не с 2020 года, как хотел Арривабене, а с 2019-го. А во-вторых, несколько дней назад была опубликована информация о том, что Арривабене может перейти в футбольный клуб «Ювентус», где уже с 2012 года является независимым членом совета директоров.

Но кажется, что идея Арривабене уйти и забрать с собой вечного партнера Ferrari — компанию Philip Morris International — все же не осуществится: ведь WINNOW — это слоган их нового проекта, а само слово имеет еще и второе, вернее, первое значение, которое применяется в сельском хозяйстве и означает «веять, отсеивать», т. е. отделять главное от несущественного.

Похоже, что сочетание Маттиа Бинотто и Шарля Леклера может оказаться спасением для команды: хитрый ум и свежая талантливая кровь должны принести высокие результаты, главное только — перестать делать ставку на Себастьяна Феттеля, который всем текущим сезоном демонстрирует неспособность справиться с давлением и каждый новый Гран-при допускает все более серьезные ошибки. Возможно, одним из вариантов правильного решения было бы оставить в команде пару Райкконен — Леклер, но Кими УЖЕ не способен бороться за чемпионство, а Леклер, в свой второй сезон в Формуле 1, похоже, — ЕЩЕ не готов. Так что Себастьяну Феттелю лучше воспринимать это как второй шанс, иначе контракт до 2020 года может быть и не продлен далее. Впрочем, не только пилоты и руководители, но и стратеги Ferrari также не могут похвастаться грамотными решениями, и еще одним подтверждением этого стала чудовищная квалификация на трассе Сузука.

Во время квалификации в субботу периодически начинал идти мелкий дождь — и даже не над всей трассой, а местами, и метеорадар сообщал о том, что скоро начнутся осадки посерьезнее. Возможно, именно этот факт натолкнул Ferrari на мысль воспользоваться промежуточной резиной для своих пилотов, а может быть, и вылет Леклера во втором сегменте на мокрой трассе. Но вот все остальные пилоты выехали на сликах и оказались правы. Хэмилтон сумел продемонстрировать лучшее время круга, вторым стал Боттас, а вот оба пилота Ferrari вернулись в боксы, чтобы переобуться на слик. И снова не угадали. Сначала ошибается Райкконен, затем вылетает Феттель, ну а потом начинается дождь. В итоге странный выбор резины стал причиной того, что на старте гонки Себастьян Феттель оказался лишь на восьмом месте (одной позицией вверх по сравнению с квалификацией из-за штрафа Эстебана Окона). Кими Райкконен стартовал четвертым, Макс Ферстаппен — третьим.

Трасса Сузука — одна из любимейших среди пилотов Формулы 1 — несмотря на то, что именно здесь 5 октября 2014 года произошел трагический инцидент с Жюлем Бьянки. Трасса достаточно длинная — 5,8 км, с довольно большим количеством поворотов — 18, и при этом зрелищная и обгонная, дающая пилотам возможность показать, на что они способны. Любопытно, что рекорд трассы держится вот уже 13 лет, и поставил его в 2005 году Кими Райкконен, выступавший в те времена на McLaren. В этом году рекорд снова не удалось побить, и, похоже он продержится еще какое-то время — с условием того, что «Либерти Медиа» «замедлили» по регламенту в следующем году машины.

Pirelli привезли в Японию интересную подборку шин: Медиум, Софт и Суперсофт и предложили целых четыре варианта тактики на предстоящую гонку, но команды, конечно, нашли вариантов намного больше, в том числе иногда и не по своей воле, как это получилось, к сожалению, в случае с командой Williams.

Любопытно, что Mercedes откатали второй сегмент квалификации на составах Софт, чтобы не использовать Суперсофт на старте, и сумели показать два лучших времени. Стартовали они тоже на Софт — в отличие от двух Ferrari и Макса Ферстаппена. Риккардо также выбрал Софт, но он стартовал с 15-го места, т. к. во втором сегменте квалификации у него возникли проблемы с датчиком на четвертом цилиндре двигателя и он больше на трассу не выезжал.

Хуже всего в Японии квалифицировались McLaren — это какой-то злой рок, как не везет команде, которая еще недавно была среди лидеров. Но последним стартовал Эриксон из-за аварии, в которую попал во время первого сегмента квалификации. Отличная квалификация была у Ромена Грожана, оказавшийся пятым, еще один сюрприз — дубль Toro Rosso на шестом и седьмом местах стартовой решетки. К сожалению, Toro Rosso решили придерживаться иной тактики (и проехать два примерно равных отрезка на Суперсофте и Софте вместо старта на Суперсофте и двух отрезков на Софте), но в отличие от Феттеля и Ферстаппена в их случае эта тактика не сработала. Оба пилота финишировали вне десятки, потеряв по ходу гонки много позиций.

Удивительно, но старт 17-го Гран-при прошел гладко и без столкновений. Ферстаппен пробовал атаковать, но безрезультатно, он вернулся на свою третью позицию и оба Mercedes стали набирать хороший отрыв. Отличный старт был и у Себастьяна Феттеля, который отыграл сразу три позиции и переместился на шестое место, да и Кими Райкконен не собирался просто сдаваться Максу Ферстаппену. В итоге на первом же круге Ферстаппен ошибается в торможении, срезает трассу по траве и возвращается в гонку весьма резко, провоцируя столкновение с Райкконеном, идущим по своей траектории. Как результат — он выталкивает Кими за пределы трассы, от красной Ferrari летят небольшие обломки, и этим успевает воспользоваться Феттель, который к тому моменту уже обогнал Грожана, стал пятым, а теперь и вовсе четвертым. Кими откатывается назад, а Макс получает пять секунд штрафа, чем оказывается крайне недоволен. На самом деле видно, что сам Макс не оставил Кими места на трассе, за что и получил наказание, но Ферстаппен неисправим. После финиша на бронзовом подиуме он так прокомментировал ситуацию: «Я мог выиграть эту гонку, … если бы не штраф и повреждения, то я бы оказался на высшей ступеньке пьедестала. Что касается инцидента с Райкконеном, то я возвращался на трассу, а Кими решил ехать по моей траектории, а мог и пропустить меня».

Несмотря на контакт, обе машины остаются на трассе, а вот второй инцидент, который разыгрался примерно в это же время, имел более серьезные последствия. На стартово-финишной прямой произошло столкновение между Магнуссеном и Леклером, в котором довольно сложно разобраться, кто виноват. Кажется, что это Леклер подтолкнул сзади Haas, но было видно, как перед этим, закрываясь от накатывающего Заубера, Магнуссен коротко два раза сменил траекторию, что сейчас запрещено правилами. Это столкновение привело к проколу колеса на Haas, вылету с трассы и разрушению обрывками резины задней части автомобиля. Магнуссен доезжает до боксов, осыпая трассу мельчайшими обломками, и больше уже в гонку не возвращается. А вместо него на третьем круге появляется Берт Майландер. Пока маршалы очищают трассу, на пит-стоп решают зазвать Сергея Сироткина, Шарля Леклера (которому надо заменить сломанный носовой обтекатель), а за ними и Маркуса Эриксона.

Поначалу эта идея кажется выигрышной: довольно жесткая резина — а автомобили переобувают на Медиум — вполне может дотянуть до финиша, однако по ходу гонки становится понятно, что это лишь мечты. И Сироткину, и Леклеру приходится заезжать и на свой второй пит-стоп примерно в одно время: Леклер на 35-м круге, Сироткин на 38-м. Эриксон дотягивает до финиша на том же комплекте и финиширует 12-м, Сергей — 16-й, Леклер сходит из-за механических проблем с машиной.

«Сегодня был сложный день, — рассказал Сергей. — Нам пришлось изменить свою стратегию на два пит-стопа, которая, казалось, поможет быть быстрее перед самым финишным флагом. Тем не менее из-за трафика и других событий на трассе мы не смогли в полной мере воспользоваться шансом и отыграть сколько-то позиций, так что можно назвать гонку сложной. Мы смогли избежать ряда проблем на трассе и отыграть несколько позиций, так что с этой точки зрения все хорошо, но в итоге мы не финишировали так высоко, как хотели бы. Очень сложная гонка, впрочем, как команда сегодня мы сделали абсолютный максимум того, что могли. В этой ситуации никто из нас не смог бы добиться большего и поэтому я очень горд всеми усилиями наших ребят».

Чуть позже приходит информация, что под судейским расследованием находятся Стролл и Алонсо, и оба получают штраф в пять секунд. Инцидент между ними не попал сначала на мониторы, но затем выяснилось, что Стролл спровоцировал контакт, а Алонсо после срезки получил преимущество и не вернул позицию.

В Японии было очень любопытно наблюдать за судейством: в этот раз оно было весьма корректным и «по делу» — лишних наказаний не было, но и никого особо не прощали, главное, что оно не мешало гонке. Возможно, одной из причин тому было присутствие в ряду судей и влияние «мистера Ле-Ман», девятикратного победителя знаменитой гонки Тома Кристенсена, человека взвешенного и справедливого. Единственным нюансом стало, пожалуй, нереагирование судей на сокращение дистанций между некоторыми машинами во время режима Виртуальной машины безопасности, но, похоже, на это уже привыкли закрывать глаза. Ромен Грожан возмущался в связи с этим, что VSC помог Серхио Пересу подобраться на расстояние атаки, да и Макс Ферстаппен приблизился к Боттасу.

После рестарта на восьмом круге гонки Себастьян Феттель оказался позади Макса Ферстаппена и решил незамедлительно этим воспользоваться. К сожалению, горячая «итальянская» голова немецкого пилота последнее время редко дает ему правильные советы. И попытка обгона в так называемой «Ложке» оказалась последним, судя по всему, гвоздем в крышке возможного титула Феттеля. Контакт, разворот и последняя позиция в пелотоне, после которой приходится отыгрывать все заново.

Столкновение Феттеля и Ферстаппена:

Две разные версии контакта от двух пилотов:

Феттель: «Он мне не оставил места, и мы соприкоснулись».
Ферстаппен: «Я ему оставил места, но он зарулил мне в машину!».

Ммм… Кто там что-то говорил про Даниила Квята?

Еще один любопытный момент: обсуждение столкновения Ферстаппена и Феттеля в комнате чемпионов перед награждением. Льюис узнает из видео, что он пропустил по ходу гонки.

Последнее место Себастьяну не помеха, он снова бросается в атаку. Кажется, что оптимально было бы именно в этот момент зазвать его на пит-стоп, но Ferrari № 5 остается на трассе. Правильно ли в очередной раз поступили стратеги Ferrari? Думаю, да. Понятно, что за время очередной порции обгонов Феттель мог бы «убить» свежий комплект резины и ему, вероятно, пришлось бы делать еще одну остановку. Но главным аргументом, скорее всего, был тот факт, что на восьмом круге делать пит-стоп очень рано, и резина могла просто не выдержать до финиша. К тому же его машина не пострадала, и только на 26-м круге ему дают новый комплект Софта.

Судьи оставили произошедший инцидент без дальнейшего расследования — и опять правильно: по большому счету виноваты здесь были оба пилота, а тот, кто больше, и так уже наказан последствиями столкновения. Маурицио Арривабене придерживается того же мнения: произошел гоночный инцидент.

Несмотря на плохую квалификацию, столкновение и пит-стоп, когда Себастьяну Феттелю дважды приходилось начинать обгон всего пелотона с нуля, он сумел подняться до шестого места в итоговой квалификации. Несмотря на столкновения Ферстаппена, которые отдаленно напомнили Монако прошлого года, где Макс сумел сразу обезоружить обе Ferrari, а также пятисекундный штраф, голландец сумел завоевать третье место. Несмотря на ужасающую квалификацию и старт с 15-й позиции, Даниэлю Риккардо удалось занять четвертое место в гонке и получить звание «Пилота дня». Себастьян Феттель на последних минутах отобрал у Льюиса Хэмилтона лучшее время круга и не дал ему завоевать на Сузуке «Большой шлем».

Тем не менее Хэмилтон отобрал у Феттеля очередную победу и 17 очков, которые, хотя и не делают его чемпионом досрочно, но и фактически не оставляют шанса остальным претендентам на титул.

Год назад Арривабене сказал: «Если ты работаешь в Ferrari, то за несколько гонок до конца чемпионата ты не можешь сказать: “Ну хорошо, я сдаюсь”. Это не отвечает духу спорта, да и моему духу. Наша цель — выиграть чемпионат». Хотя в этом году выиграть чемпионат им уже не удастся, все же надеемся, что под этими словами подпишется не только он, но и Себастьян Феттель, и мы еще увидим славную борьбу за первые позиции в оставшихся четырех гонках сезона.

Себастьян Феттель и Чарли Уайтинг

Если у Хэмилтона и впрямь какие-то проблемы с силовой установкой (и это не был очередной театр в эфире командного радио), то при ее замене он получит штраф, т. к. все разрешенные элементы у него уже были заменены. И это потянет на потерю как минимум десяти позиций на старте. Но в любом случае у британца есть все шансы завоевать титул уже в Остине.

Источник: drive2.ru