Финал сезона Formula E: Нью-Йорк, Нью-Йорк!
Сдвоенный этап Formula Е в Нью-Йорке завершил пятый сезон электрогонок. Жан-Эрик Вернь все же подтвердил второй подряд чемпионский титул, едва не потеряв его в непредсказуемом уикенде, а Ди Грасси и Митч Эванс завершили сезон зрелищной аварией на финальном круге последней гонки. Мы же подводим итоги этого года и с надеждой смотрим в будущее, которое обещает быть крайне интересным.
В разгар лета и гоночного сезона, когда в других гоночных сериях интрига еще только завязывается, Формула Е уже провела свои финалы и ушла на довольно длительный перерыв вплоть до 22–23 ноября, когда в Эд-Диръие (Саудовская Аравия) состоится первый E-Prix нового, шестого сезона. И уже первый этап пройдет в сдвоенном режиме и станет первой ночной гонкой в истории Формулы Е.
За пять лет новорожденная серия сумела быстро встать на ноги, найти свою объемную нишу, привлечь много известных имен среди пилотов и собрать под своим крылом большинство автомобильных производителей, проявляющих интерес к автоспорту. Появление в шестом сезоне заводских команд Porsche и Mercedes выглядит как два знака качества, подтверждающих, что Formula Е — это новая сила, которая пришла в наш гоночный мир и больше никуда не денется.
Алехандро Агаг, идеолог и основатель этой серии, в прошлом политик и коммерсант, безусловно, прежде всего — расчетливый и проницательный бизнесмен, нащупавший золотую жилу. Однако совершенно явно, что со временем он бесповоротно заразился «электрическим вирусом» и видит в своей серии неотвратимое будущее всего автоспорта.
«Я мечтаю, — сказал Агаг в одном из интервью, — чтобы каждый автомобиль в мире стал электрическим. Если мы достигнем этого, мы достигнем больших высот». И добавил: «Если вы инвестируете в Формулу Е, вы инвестируете в будущее».
Его позицию поддерживает и руководитель команды Audi Sport Abt Schaeffler Алан Макниш: «Формула Е становится все более успешной с финансовой точки зрения, привлекательной для продвижения различных платформ и технологий. Это очевидная эволюция».
Ну а пилот этой же команды Лукас ди Грасси и вовсе мечтает, что все остальные серии самоликвидируются: «Я считаю, что довольно скоро во многих городах будут запрещены ДВС, и единственное, что нам останется — это Формула Е».
Мы все же надеемся, что эта эпоха наступит еще не скоро, и бензиновые или хотя бы гибридные автомобили еще порадуют нас на мировых автодромах, но не признать быстрый прогресс электрической формулы уже невозможно. Хочется только пожелать, чтобы этот прогресс не забывал о зрелищности состязаний, а гоночные трассы в календаре получили больше разнообразия.
По словам того же Алехандро Агага, имеется целая очередь из двух десятков городов, которые хотели бы провести у себя Формулу Е, но никак не могут попасть в календарь. То же самое касается и нескольких государств, в том числе и России, которые готовы принять один из E-Prix.
В самый первый сезон серии Москва уже принимала у себя один из этапов, однако затем по ряду причин Формула Е ушла из нашей страны, и вот сейчас речь идет о том, что Россия вновь вернется в календарь электрических гонок, но только уже с другим городом — Санкт-Петербургом. То, что это произойдет не в ближайшем сезоне, уже понятно: календарь опубликован, и в нем остался неподтвержденным лишь один этап, место которого в прошедшем году занимал Марракеш. Скорее всего, он и будет подтвержден. А вот что касается Санкт-Петербурга, то новости на эту тему промоутеры обещают объявить во время Гран-при России Формулы 1 в Сочи, так что сейчас хочется надеяться, что это произойдет, а Е-Prix Санкт-Петербурга состоится в лучшее время года — летом белых ночей.
Что касается шестого сезона, то здесь большинство локаций останется без изменений, но вместо 13 этапов пройдет 14, и дополнительный состоится в корейской столице Сеуле.
Даниэль Абт
Что касается составов команд, то сейчас еще говорить об этом рано, т. к. не все гоночные коллективы окончательно сделали свой выбор. Например, Audi Sport Abt Schaeffler уже объявили о продлении контракта с обоими своими пилотами — это Лукас Ди Грасси и Даниэль Абт; то же касается и Nissan E.Dams: Себастьян Буэми и Оливер Роуленд.
Скорее всего, хотя это еще не подтверждено официально, сохранит свой состав и Jaguar Racing: Митч Эванс и Алекс Линн. А вот китайская DS Techeetah лишилась одного из своих пилотов — Андре Лоттерера. 17 июля он сообщил о подписании контракта с заводской командой Porsche. Новый сезон покажет, насколько правильный выбор он сделал: Лоттереру уже 37 лет, на раскачку времени осталось не так много, а чемпионский титул в Formula Е пока ему так и не улыбнулся. Второй пилот Porsche был подтвержден уже пару месяцев назад: им стал заводской гонщик Нил Яни.
Лоттерер — пилот новой команды Porsche
Состав Mahindra Racing также обещает остаться без изменений, а вот в Geox Racing намерены отказаться от услуг Хосе Марии Лопеса, который провел очень бледный сезон, набрал всего три очка и ничем не напоминает того чемпиона, который в 2016 году блестяще выиграл титул в WTCC. Максимилиан Гюнтер, по предварительным сведениям, в команде будет сохранен.
Остальные подробности появятся уже совсем скоро, и мы обязательно о них расскажем.
К первому из двух сдвоенных этапов в Нью-Йорке лидером подошел действующий чемпион четвертого сезона Жан-Эрик Вернь, который к тому моменту опережал своего партнера по команде Андре Лоттерера на 32 очка. Однако, конечно, главным его соперником был Лукас Ди Грасси — победитель третьего сезона и вице-чемпион четвертого. У Ди Грасси было меньше на 33 очка, а в командном зачете DS Techeetah соперничала с Audi Sport Abt Schaeffler, которая в прошлом году как раз на последних этапах отобрала у китайской команды победу. Однако в этот раз у DS Techeetah был приятный отрыв в 58 очков, и их позиция по отношению к немцам была достаточно прочной.
Квалификация первой гонки была совершенно невероятной по результатам. Лучшее время показал Себастьян Буэми (Nissan E.Dams) — на протяжении почти всего сезона он регулярно попадал в Топ-6 пилотов, который проходили в заезды суперпоула. Но вот следом за Буэми сразу три пилота — Сэм Берд (Virgin Racing), Паскаль Верляйн (Mahindra Racing) и Александер Симс (BMW I Andretti Motorsport) показали время в одну тысячную секунды друг от друга! Так что отрыв следующего Алекса Линна (Jaguar Racing) в 0,06 секунды казался уже чуть ли не гигантским!
И чтобы понимать результативность гонщиков, вот еще один факт: 19 из 22 пилотов показали в квалификации время менее чем в секунде друг от друга! В суперпоуле интервалы были уже чуть больше, но Буэми удержал поул-позицию, Паскаль Верляйн по итогам составил ему компанию на первой линии стартового поля, далее расположились Алекс Линн и Даниэль Абт, а затем уже Александер Симс и Сэм Берд.
А что же претенденты на титул? К началу гонок в Нью-Йорке математически их было семеро, но при существенном преимуществе Верня было понятно, что это все же чистая математика, и вряд ли кто из тех, кто был в конце списка, мог рассчитывать на две победы подряд и при этом на два схода Верня.
Семь претендентов на титул
Результаты квалификации для основных претендентов были довольно разочаровывающие. Лучшим из трех пилотов стал Жан-Эрик Вернь (десятое место на старте), Лукас Ди Грасси стал 14-м, а Андре Лоттерер только 16-м. Еще один потенциальный борец за титул Митч Эванс (Jaguar Racing) стартовал с 13-го места.
Было понятно, что с такими стартовыми позициями в городских гонках с узкими и грязными трассами побороться за победу будет крайне сложно, но перед тем же Вернем задачи победить в целом и не стояло, хотя очки были крайне нужны.
Гонка 1. День Эванса
Драма развернулась уже в самом начале гонки. Старт прошел чисто, но уже несколько моментов спустя в седьмом повороте случилась настоящая пробка: Хосе Мария Лопес сталкивается с Сэмом Бердом и разворачивает его машину. Жану-Эрику Верню вроде бы удается их объехать на небольшой скорости, но в этот момент ему в корму из-за поворота прилетает Андре Лоттерер. Как итог — прокол у Верня и сломанный носовой обтекатель и оторванная арка переднего колеса у Лоттерера. Обоим предстоит пит-стоп. После пит-стопа пилоты DS Techeetah оказываются в самом хвосте пелотона, но впереди у них есть еще 40 минут гонки, за которые они постараются отыграть хоть какие-то места. Тем временем Ди Грасси, благополучно миновавший затор, продолжает подниматься наверх. В то время как Вернь 19-й, бразилец — уже десятый! Митч Эванс еще в лучшей позиции — девятый.
В голове пелотона Себастьян Буэми продолжает сохранять лидерство, но его вплотную преследует Алекс Линн, который намерен сражаться за победу. К сожалению, за 20 минут до финиша из-за перегрева машины Линн вынужден сойти. Он останавливает свой Jaguar после 11-го поворота, чем вызывает появление на трассе автомобиля безопасности.
Что же касается Робина Фряйнса, то после контакта в начале гонки и повреждений автомобиля он вынужден сойти.
После рестарта гонки Буэми продолжает лидировать, но теперь его преследуют уже Алекс Симс и Даниэль Абт. Но Митч Эванс в этой гонке творит просто чудеса! В борьбе за третье место он слегка подталкивает Абта и проходит его, а затем пускается в погоню за Симсом. В боксах Jaguar Racing все, затаив дыхание, следят за этим невероятным прорывом своего пилота! Митч догоняет Симса и проходит его, он уже второй! Фантастика! У него есть еще восемь минут, чтобы побороться за победу, сумеет ли он? Тем временем на третье место поднимается Да Кошта, а Ди Грасси — восьмой, но это еще не финиш. Пилот Audi ухитряется подняться на пятую строчку, в то время как Жан-Эрик Вернь всего лишь на 14-м месте, уже понятно, что очков в этой гонке ему не видать. Француз все равно продолжает сражаться — и в итоге лишь устраивает столкновение с Фелипе Массой и теряет все надежды хотя бы на мало-мальски высокий финиш.
Тем не менее его 15-е место и серебро Митча Эванса — еще не приговор. Впереди вторая, воскресная гонка, которая и расставит все по местам.
Но жаркое сражение в субботу подарило совершенно невероятное зрелище всем, кто за ним следил.
Гонка 2. Авария, которая многое решила
Квалификация ко второй гонке была столь же плотной, как и к первой: вновь 19 пилотов менее чем в секунде друг от друга, и вновь практически те же имена в супер-поуле, но только место Алекса Линна занял Стоффель Вандорн.
В этот раз поул-позиция досталась Александру Симсу, а Буэми оказался лишь третьим.
Уже через пять минут после старта на трассу вышел автомобиль безопасности, т. к. после столкновения с Андре Лоттерером в седьмом повороте остановился автомобиль Хосе Марии Лопеса, для которого на этом и закончились выступления в этом сезоне и, вполне может быть, в Формуле Е в целом.
В отличие от первой гонки в воскресенье все обгоны давались пилотам с трудом. Ди Грасси и Вернь, стартовавшие 11-м и 12-м соответственно, за 20 минут заезда сумели отыграть только по две позиции. Бразильца такой расклад не устраивал ни при каких обстоятельствах — для титула ему была нужна только победа. Он продолжил атаковать изо всех сил и, как результат, сумел сначала обойти Стоффеля Вандорна, а затем и Оливера Роуланда в борьбе за седьмое место. Следующей целью Ди Грасси был Митч Эванс, который довольно плотно преследовал Даниэля Абта. И если Абт вполне мог пропустить своего партнера по команде, то вот продвинуться выше пятого места Ди Грасси вряд ли бы успел.
Тем не менее уже на последних кругах Ди Грасси атакует Эванса и… врезается в него! Оба автомобиля разбиты и не смогут продолжать движение, таким образом, Ди Грасси фактически лишил Митча Эванса возможности заработать очки и более высокое место по итогам сезона. Зато после этого столкновения Вернь фактически становится чемпионом, и теперь ему даже необязательно финишировать!
Победа в гонке достается Робину Фряйнсу — как небольшая компенсация за субботний сход. Вторым становится Александр Симс, Себастьян Буэми вновь поднимается на подиум, но в этот раз на третье место.
Что же касается Жана-Эрика Верня, финишировавшего седьмым, то он подтверждает свой титул и становится первым спортсменом в Формуле Е, дважды завоевавшим титул, к тому же сделав это подряд!
Благодаря своему двойному подиуму в Нью-Йорке вице-чемпионом Формулы Е в этом году становится Себастьян Буэми: после неудач, преследовавших его в начале сезона, это можно назвать настоящим сюрпризом. Третье место остается за Ди Грасси. Митч Эванс оказывается только пятым.
Жан-Эрик Вернь и Митч Эванс
Награду как лучший спортсмен в квалификациях получил Себастьян Буэми. Особая награда «WOW Moment» досталась Лукасу ди Грасси за обгон Паскаля Верляйна в Мехико. Лучшим инженером признали Альберто Бланко из команды Mahindra Racing.
Победу в командном зачете одержала DS Techeetah, вторыми стали Audi Sport Abt Schaeffler, третьими — Envision Virgin Racing.
Ну а я буду держать вас в курсе всех новостей, ибо следующий сезон обещает быть очень жарким! Гонки закончились, но работа в командах кипит вовсю: уже очень скоро нас ожидают новые сражения!
Все результаты можно посмотреть здесь
Источник: