Чемпионат России по дрэг-рэйсингу: Грозный закрыл сезон
Четвертый этап чемпионата России по дрэг-рэйсингу на дрэгстрипе автодрома «Крепость Грозная» закрыл в прошедшие выходные очередной сезон соревнований. Организаторы и участники возлагали на этот этап особые надежды, ведь именно в Грозный были перенесены финальные заезды третьего этапа, которые отменили в Быково из-за погодных условий. В итоге за два дня финального этапа SMP RDRC был дан 331 старт и установлено много личных рекордов прохождения дистанции в 1/4 мили.
Всего в Грозном собралось 48 пилотов из 24 регионов России, которые соревновались традиционно в четырех классах: FSL, FSA, FSB и US. На этот раз соревнования состоялись в три дня, квалификация началась еще в пятницу для того, чтобы успеть провести все парные заезды, а в воскресенье поздно вечером определились победители в зачетах чемпионата и Кубка России.
Пожалуй, одним из главных событий этого этапа стало появление в парке еще одного дрэгстера: Максим Кривобоков из Новосибирска наконец-то дождался своей машины, появление которой планировалось еще на втором этапе, а смогло состояться только сейчас. Максим назвал свой дрэгстер «Игла», и уже на первом своем выступлении сумел подняться на третью ступень пьедестала, выиграв в заезде с Александром Альбиным. Боевой заезд двух настоящих дрэгстеров и стал самым зрелищным моментом всего этапа.
Интервью с Максимом читайте в конце этого материала!
Что же касается личных рекордов, то здесь смогли отличиться многие пилоты, ведь недаром дрэгстрип в Грозном считается одним из самых ровных и благоприятных для заездов. В этот раз смогли отличиться Андрей Муленко из Омска (Chevrolet Corvette Custom Turbo), который смог преодолеть рубеж в 8 секунд и показал отличное время в 7,847 секунды. Сергей Мудрик (Барнаул, команда BMS Engineering) на Toyota Chaser установил рекорд России для двигателей 2JZ — 7,720 секунды.
Мустафе Муртазаеву не хватило четырех сотых секунды, чтобы побить рекорд России Эльшана Асланова для переднеприводных автомобилей: его время составило 8,453 секунды.
Уже который этап подряд Муртазаев и Асланов обмениваются между собой лучшими результатами в соперничестве за победу в сезоне. Каждый раз их разделяют сотые и тысячные секунд, и все должно было решится в Грозном. Возможно, именно волнение и сказалось на результатах их заезда, когда они встретились в финале.
Важный момент! По просьбам всех участников класса FSA в финальных заездах организаторы отменили правило брейкаута, так что каждый из спортсменов мог ехать на полную мощность и показать все, на что способен его автомобиль.
Вообще начало финального заезда Муртазаева и Асланова было одним из самых эффектных с красивым прогревом у обеих машин. Но дальше произошло нечто невообразимое. На старте ВАЗ-2110 Эльшана Асланова внезапно прыгнул… назад, хотя перед этим пилот правильно выставил машину на престейдж и стейдж. Таким образом, Асланов вообще не пересек стартовую черту. Что касается Мустафы Муртазаева, то здесь ситуация оказалась еще более сложной. Муртазаев стартовал, затем примерно на середине дистанции на его -2108 взорвался двигатель, пилот сумел финишировать, показав время 10,152 секунды и уже даже был объявлен победителем заезда.
Однако затем вмешалась коллегия спортивных комиссаров — в связи с нарушением Мустафой стартовой процедуры. Выяснилось, что его ВАЗ-2108 «выставлялся» на отсечке дольше разрешенного регламентом времени, так что результат был аннулирован. В итоге обоим участникам были присуждены два вторых места. В результате по количеству набранных очков в победители класса FSA вышел Эльшан Асланов (к четвертому этапу у него было на два очка больше). Второе место досталось Мустафе Муртазаеву.
Мустафа Муртазаев: «Спасибо Alania Motorsport за все, я считаю, у меня лучшая команда в этом чемпионате. Жаль, что финальный заезд так сложился — и я, и соперник нарушили правила. Прошу прощения за это у всей команды и болельщиков. Я хочу выразить огромную благодарность организаторам чемпионата, трасса была просто великолепной. Все мы боролись за секунды, за чемпионство. Надеюсь, в следующем году мы сможем договориться с командой и построить новый автомобиль другого класса, чтобы бороться за победы».
Эльшан Асланов: «Финальный заезд был, что называется, валидольный — была допущена ошибка как с нашей, так и со стороны другой команды. В итоге коллегия спортивных комиссаров приняла решение присудить два вторых места — беспрецедентный случай, как нам сказали. Жаль, что так произошло, но это автоспорт, всякое может случиться. Хотелось бы поблагодарить всех организаторов и спонсоров мероприятия, они проделали прекрасную работу».
Класс FSL также порадовал болельщиков интересной борьбой. Лидером зачета к финальному этапу подошел Евгений Юмаев (Москва) — перед началом четвертого этапа у него было заметное преимущество по количеству набранных баллов. Его основным соперником за победу в сезоне стал Николай Коржов. Но четвертый этап стал для Юмаева не слишком удачным: он не смог пройти дальше 1/8 финала по техническим проблемам. Но и к Коржову фортуна повернулась спиной: фальстарт в четвертьфинальном заезде с Арутюняном лишил его шансов на победу в сезоне. Таким образом, победителем 2019 года в классе FSL стал Евгений Юмаев с перевесом в два очка! Лучшим на четвертом этапе стал Аслан Джабраилов (Грозный), выступавший на BMW X6 M.
Что же касается класса FSB, то здесь наконец-то сумела блеснуть Мария Панова. Бывшая ярко-синяя Toyota Soarer Максима Кривобокова, на которой она выступает в этом сезоне, предыдущие этапы капризничала, и закончилось все это на третьем этапе в Быково серьезными проблемами с распредвалом. Однако в этот раз автомобиль, подготовленный MaxRide Motorsport, оказался на высоте: Маша сумела пройти всю сетку заездов вплоть до финалов, где встретилась с Константином Катынкиным из Владивостока на Nissan Skyline GT-R.
Катынкин сражался в полуфиналах и финалах за результаты и третьего, и четвертого этапа, и оба раза сумел одержать победу. Мария Панова стала второй, показав свое лучшее время в сезоне: 7,760 секунды. Третье место занял Сергей Савинов.
Мария Панова: «Я не ставила перед собой особых задач на этап в Грозном, я очень хотела ездить и попасть на подиум, но ждать чего-то было сложно, т. к. не было понятно по мотору. Для меня большим испытанием было ехать по темноте: хотя на трассе есть освещение, но все равно на высокой скорости видимость резко снижается. Но все же в субботу мы смогли улучшить свое время до 8,1 в квалификации. Могу сказать, что после того как я в субботу проехала в темноте, стала существенно меньше нервничать, потому что поняла — машина стабильна и предсказуема.
В воскресенье мы приняли решение подключить закись, т. к. без этого у нас шансов не было: в нашем классе пять машин выехали из восьми секунд, и мы со своими 8,1 были лишь седьмыми: совершенно нереально быстрая сетка для класса FSB. Так что мы поставили закись, поставили новые слики, и вот на них мы и показали сначала 7,9, потом 7,7. Это был отличный результат. Ну а в следующем году будем бороться за первое место!»
Победа в классе US на четвертом этапе, а вместе с тем и в сезоне, досталась Дмитрию Саморукову (Жуковский, команда SMP Racing). В решающем заезде он опередил Сергея Савинова (Москва), который накануне обновил личный рекорд — его Nissan GT-R OWL Garage PLR 481X преодолел «квотер» за 7,378 секунды. Титул чемпиона SMP RDRC Саморуков завоевал четвертый раз подряд.
Самым результативным коллективом финального этапа SMP RDRC в Грозном оказалась команда MaxRide Motorsport — три автомобиля, которые она обслуживает, поднялись на подиум в двух классах: 4500-сильный Dodge Viper Дмитрия Саморукова и 1600-сильный Dragster Dragster IGLA Максима Кривобокова в классе US и Toyota Soarer Марии Пановой в классе FSB.
Дмитрий Саморуков (Жуковский, команда SMP Racing): «Чемпионство — тяжелая ноша, подтверждать свое звание из года в год все сложнее и сложнее. Сейчас после 1/8 финала каждый заезд был как последний. Я благодарю всех моих соперников, борьба была потрясающей. Каждый заезд оставил отпечаток как в душе, так и на машине — в одном из них я даже выехал за пределы трассы».
Результаты третьего этапа SMP RDRC (определены 31 августа):
Класс FSB
Константин Катынкин (Владивосток), Nissan Skyline GT-R, № 800
Константин Крапивин (Омск), Toyota Supra, № 2
Алексей Криволапов (Владивосток), Nissan Skyline, № 17
Класс US
Дмитрий Саморуков (Московская область, г. Жуковский, команда SMP Racing), Dodge Viper, № 333
Владислав Кащеев (Томск), Nissan Skyline GT-R, № 3
Андрей Кравченко (Москва), Topspeed Promod PM100, № 100
Результаты четвертого этапа SMP RDRC (определены 1 сентября):
Класс FSL
Аслан Джабраилов (Грозный), BMW X6 M, № 121
Арсен Арутюнян (Армавир), Audi RS7 Seven Force Stage 3, № 700
Инна Уварова (Ярославль), Mercedes-Benz AMG GT S, № 909
Класс FSA
Мустафа Муртазаев (Симферополь), ВАЗ-2108, № 51
Эльшан Асланов (Москва, команда «Лукойл Рейсинг Тим»), ВАЗ-2110, № 77
Андрей Сердюков (Барнаул), Honda Civic, № 222
Класс FSB
Константин Катынкин (Владивосток), Nissan Skyline GT-R, № 800
Мария Панова (Приморский край, г. Находка), Toyota Soarer, № 8
Сергей Савинов (Москва), Nissan GT-R OWL Garage PLR 481X, № 99
Класс US
Дмитрий Саморуков (Московская область, г. Жуковский, команда SMP Racing), Dodge Viper, № 333
Сергей Савинов (Москва), Nissan GT-R OWL Garage PLR 481X, № 99
Максим Кривобоков (Новосибирск), Dragster Dragster IGLA, № 7
Лучшее «чистое» время уикенда — Александр Альбин (Омск), Dragster Dragster, № 27: 7,002 секунды.
Лучшая скорость уикенда — Дмитрий Саморуков (Жуковский, команда SMP Racing), Dodge Viper: 326,38 км/ч.
Победители SMP RDRC 2019:
Класс FSL — Евгений Юмаев (Москва), Audi RS6 (C7) VAGPLUS, № 6
Класс FSA — Эльшан Асланов (Москва, команда «Лукойл Рейсинг Тим»), ВАЗ-2110, № 77
Класс FSB — Константин Катынкин (Владивосток), Nissan Skyline GT-R, № 800
Класс US — Дмитрий Саморуков (Московская область, г. Жуковский, команда SMP Racing), Dodge Viper, № 333
ИНТЕРВЬЮ С МАКСИМОМ КРИВОБОКОВЫМ: «Дрэг-рэйсинг становится дрэг-рэйсингом именно тогда, когда в нем появляются дрэгстеры!»
— Расскажи, почему ты решил купить именно такой классический дрэгстер, а не промод?
— Началось все в Минске. Когда я там впервые увидел на соревнованиях, как едет дрэгстер Александра Альбина, у меня не осталось никаких вопросов, какую технику я хочу в будущем. Это очень стабильная машина, специально созданная для дрэг-рэйсинга, и, конечно, важным фактором является ее невысокая цена.
Выбирая машину, я советовался с Адамом Фламхольцем, главным настройщиком команды SMP Racing. Он не любит дрэгстеры, потому что они простые и стабильные, этакая «машина для дедушки», которая едет всегда прямо и не преподносит никаких сюрпризов. Но при этом Адам сказал, что для России он бы однозначно выбрал дрэгстер, потому что у нас пока нет трасс, подходящих по своему уровню для гонок на промодах, и которые уже давно есть в Европе и США. А дрэгстер наименее требователен к трассе, он едет по любому покрытию, ему без разницы, насколько хорошо подготовлен трек, насколько он ровный, он будет ехать в любых условиях. Я считаю, что это идеальное решение для России. Плюс это визуальный образ, который отвечает моим представлениям о дрэг-рэйсинге. Как сказал Эндрюс, технический комиссар FIA, «дрэг-рэйсинг становится дрэг-рэйсингом именно тогда, когда в нем появляются дрэгстеры».
— Какова история этого дрэгстера и сколько он стоил?
— Я купил его у Джонни Толисано, он участник соревнований по дрэгу в США и один из совладельцев J&J Engines performance. Дрэгстер этот не новый, рама его изготовлена знаменитым в США мастером по рамам Майком Босом. Джонни поставил на нее построенный у них в ателье мотор, выступил несколько раз и был готов продать. Но нас не устроил тот мотор, что они предлагали: он был заявлен на 4,6 секунды на 1/8 мили, т. е. это где-то 7,2–7,3 секунды на 402 метра. Для нас этого было недостаточно, мотор как у Александра Альбина мне был неинтересен, ведь я понимаю, что дрэг-рэйсинг в России будет развиваться и в перспективе могут быть изменения временных лимитов для классов. Поэтому мы брали мотор с запасом. Он был собран и протестирован в США, он проехал 4,4 секунды на 1/8 мили, это примерно 6,8–7,1 секунды на ¼ мили без закиси. Ну а с закисью у него потенциал примерно 6,2 секунды на ¼.
В результате мы выкупили сам роллер, а мотор и коробку они собрали под наши требования: БигБлок V8 объемом 10,3 литра. И этот комплект в итоге дал очень хороший результат, фактически мы получили именно то, что хотели: 7,1 секунды без закиси. С правильными настройками он поедет 7,0.
Обошелся нам этот дрэгстер в целом в 32 000 долларов, еще 10 000 обошлась его доставка. Нормальная цена для такой машины.
— Мы все ждали его еще на втором этапе. Что случилось?
— Честно? Мы ждали этот дрэгстер еще на первом этапе! Но тут как всегда. Гонки делаются в последний день, и гоночная машина покупается в последний день. Я купил его достаточно поздно, это был уже апрель; перемещение по США, подготовка мотора — все это заняло время. К отправке он был готов в начале мая, за два месяца до первого этапа. Но та компания, которая взяла на себя его транспортировку из США в Россию, обещала сделать это за два месяца и не смогла. Постоянные логистические сбои, в итоге он не успел ни к первому, ни ко второму этапу, а к третьему пришел только мотор, который мы везли отдельно, чтобы правильно оформить таможенные документы. Потому что у нас на таможне нет таких кодов и классификаций, которые позволили бы ввозить подобную технику целиком, в сборе. Каждую запчасть мы таможили отдельно. Все очень долго и трудно.
— Каковы твои ощущения от дрэгстера? В чем отличия его от промода?
— Ощущения от дрэгстера невозможно сравнить с ощущениями от кузовного автомобиля. Я могу сказать, что он оправдал мои ожидания. Действительно легкий, простой в управлении, малотребовательный к трассе. Он вел себя очень предсказуемо, и это очень хорошо. Если делать все правильно, он будет вести себя ровно так, как ты от него ждешь.
Отличия от промода — кардинальные. И то и то — пространственная рама, но промод это в большей степени компромиссная техника, он строится по-другому. У него классическое переднее расположение мотора, имеет некоторые технические огрехи, чтобы быть похожим на автомобиль. У дрэгстера в этом смысле все иначе. У него идеальные дрэговые геометрические пропорции. Он длинный, узкий, это дает отличную стабильность на дистанции. У него двигатель сзади — это дает хорошую загрузку задней оси, ведущей оси. Он построен безопасно — ты сидишь за мотором, если с ним что-то произойдет, у тебя будет защита. Он отлично рулится, и это сделать намного легче, чем на кузовном автомобиле. Он дает небольшой лаг по рулению, т. е. если на кузове надо реагировать мгновенно при изменении траектории, то тут, пока нос съезжает, есть время подрулить задними колесами — просто потому, что он такой длинный.
— Как прошел парный заезд с Альбиным? Испытал ли ты какие-то особые чувства?
— Скажу честно: я мечтал о парном заезде с Альбиным. Я даже визуально представлял себе, как это будет выглядеть, как будет смотреться со стороны. Мы — те, кто вырос из дворового дрэг-рэйсинга и ночных гонок, кто ездил на околостоковых автомобилях, показывающих 15-17 секунд, некоторое время тому назад видели заезд двух промодов, а теперь видели заезд двух дрэгстеров.
Я очень переживаю за российский дрэг-рэйсинг и очень сильно мотивирован на его развитие. Появление подобной техники — это как раз показатель развития российского дрэг-рэйсинга, и я очень рад, что могу в этом участвовать. Я ждал этого заезда все эти дни и даже потом шутил, что проиграл Саморукову только по той причине, что Альбин проиграл Савинову. Потому что, если бы я ему не проиграл, мы бы так и не встретились с Александром в одном заезде.
Нервы у меня были накалены до предела, я обязательно хотел сделать все правильно. И я не ошибся. Мой проигрыш по реакции оказался в пределах допустимой погрешности — около 0,03 секунды я проиграл Альбину, стартовав с задержкой 0,062 секунды. Мне удалось нагнать его на дистанции и все же выиграть этот заезд. Я все равно искренне считаю, что победа в этом заезде вторична, но я рад, что все так получилось!
— Какова техника безопасности на этом автомобиле? Как строится управление? Насколько оно отличается от обычной машины — от кузова и от машины на пространственной раме?
— Этот автомобиль построен специально для дрэг-рэйсинга, он задуман так, чтобы быть безопасным для пилота, и сохранит его в любой ситуации: такова его главная идея. Рама построена по требованиям безопасности SFI 2.1. Это особые требования, которые даже превосходят условия FIA. Дело в том, что SFI каркасы сначала строят, а потом ломают для того, чтобы понять, как они защищают пилота.
В остальном все так, как примерно в любом другом автомобиле: в дрэгстере установлено специальное сиденье, ремни безопасности и так далее — с одним отличием: нет сетки на окно, т. к. нет самого окна. Но мои руки привязаны к рулю специальными наручнями. Делается это для того, чтобы руки не вылетели из кокпита и не сломались, в случае если автомобиль перевернется.
— В этом году ты побывал на нескольких этапах чемпионата Европы по дрэг-рэйсингу вместе с Дмитрием Саморуковым, который там выступает. Твоя команда обслуживает его автомобиль. Скажи, что ты думаешь про европейские соревнования? Насколько они отличаются от России по организации, результатам и составу участников/автомобилей?
— Да, в этом году мне довелось побывать на трех этапах чемпионата Европы — в Англии, Швеции и Финляндии, и я считаю, что мы не уступаем им по организации, уровень примерно одинаковый. Но у них чуть лучше организована стоянка автомобилей, они имеют территориальную возможность строить большие парки для команд и зрителей. Но по участникам тут, конечно, невозможно лукавить. Санта-Под собрал 300 (!) команд. В Европе большая история дрэг-рэйсинга, у них высокий уровень участников, высокий уровень соперничества, но при этом все очень атмосферно и очень дружно. Я считаю, что дрэг-рэйсинг — один из немногих моторных видов спорта, который сохраняет семейные отношения между участниками вне дрэгстрипа.
Могу сказать, что все трассы чемпионата России достаточно хорошо подготовлены. Я не отпускал ногу с педали газа, если этого не требовала ситуация. Хотелось бы выделить трассы в Быково и Грозном, особенно Быково. Это вообще трасса мирового уровня, построенная по всем требованиям к дрэг-рэйсингу, с бетонными блоками вдоль нее, с необходимой шириной и т. д. Она длинная, ровная, правильно организованная. На сегодняшний день это лучший дрэгстрип в России.
Больше новостей из мира автоспорта на моем Телеграмм-канале: t.me/first_place
Фото: Евгения Муругина и SMP RDRC
Источник: