Круг за рулем по трассе Спа-Франкоршам с Леонидом Мащицким
Я отношусь к Леониду с большим уважением и симпатией — и как к человеку, и как к спортсмену.
Леонид обладает несколькими качествами, которые отличают его от многих его коллег по цеху — чувство юмора, самоирония и умение правильно расставить приоритеты. Автоспорт для него не самоцель, а способ получить удовольствие, хоть это удовольствие и связано очень часто с высочайшим риском для жизни. Леонид выступает в классе Ам, но при этом является настоящим профессионалом, умеющим оценивать риски и не допускать ошибки, которые приводили бы к серьезным последствиям.
Перед началом сезона я публиковала здесь большой материал с ним. Если интересно, прочитайте.
А сейчас будучи в Спа, мне показалось интересным попросить его рассказать о том, как ехать по этой трассе в разных погодных условиях — ведь многие мои читатели тут на Drive 2 любят и сами прохватить кружок по гоночным трассам.
Леонид Мащицкий выступает в европейских гонках класса GT вот уже 14 лет, знает их вдоль и поперек, а на трассе в бельгийских Арденнах и вовсе может проводить мастер-классы. В этом году 24-часовой марафон их экипаж завершил вторым в классе, но уехали они из Спа чемпионами Blancpain GT Series Endurance Cup в классе Am благодаря не только грамотно разыгранной стратегии, но и безусловному знанию и пониманию этой невероятной трассы в любых погодных условиях.
Мы поговорили с Леонидом сразу после его ночной смены во время прошедшей гонки 24 часа Спа, которая была богата на события, а проходила практически все время под холодным дождем, который сменил удушающую жару. Он детально вспомнил свой круг за рулем Lamborghini Huracan GT3 2019 команды Barwell Motorsport со всеми нюансами прохождения таких знаменитых отрезков как «О’Руж», «Радилльон», «Ле Комб», «Бланшемон», «Автобусная остановка» и др., а также сравнил его прохождение в условиях сухой и дождевой гонки.
— Итак, дождь, холодно, ночь. Первый поворот Ля Сурс (Le Source) — мы уже едем по трассе, а не выезжаем с питлейна. Прогревочный круг позади, началась гонка. В первом повороте прижимаемся к стенке с правой стороны, тормозим не на траектории, а на внутренней части трассы, и уходим дальше шире. Зачем? Потому что тормозная зона на траектории слева — фактически «отполирована» машинами и забита резиной. А это значит, что на мокром асфальте она очень скользкая, и там невозможно будет затормозить так поздно, как можно это сделать внутри поворота. Затем мы выходим левее на стандартную траекторию, но чуть шире, не пытаясь попасть в апекс, и оставляем примерно полметра. Почему нужны эти полметра? По той же причине, т. к. на самом апексе асфальт забит резиной и очень скользкий. Даже если там постоянно работать педалью газа, то traction control все равно будет тормозить машину и не даст полноценно двигаться вперед. Так что мы всегда ищем сцепление с трассой, т. е. грип. На мокрой трассе не бывает одной правильной траектории, ты всегда двигаешься и ищешь грип. Более того, дополнительное движение нужно, чтобы охлаждать резину, т. к. если ехать все время по прямой, шины начинают перегреваться. Поэтому когда вы увидите, что машины на прямиках уходят с траектории, то знайте: это происходит для охлаждения шин, а пилоты собирают по обочинам грязь и воду.
Едем дальше. Подъезжаем к О’Руж. Обычно на сухой трассе это пятая передача и полный газ без сброса. Что касается меня, то я обычно газ слегка приотпускаю, т. к. у меня четверо детей, но профессиональные спортсмены едут в пол. По дождю используется та же пятая передача, но дополнительно немного работаем тормозом.
После О’Руж поднимаемся к Радилльону, сначала левый поворот, захватываем поребрик, и здесь очень важно, чтобы руль был выпрямлен. Затем машину фактически вжимает в трассу на ускорении, начинается подъем наверх, и на самом верху мы чуть-чуть срезаем поворот — там все срезают, особенно ночью и на мокрой трассе. Если не срезать, то придется слишком сильно тормозить, либо же будет очень опасно, поэтому организаторы разрешили срезать. Если два колеса находятся на поребрике, то ничего страшного. Но здесь свой нюанс: надо иметь в виду, что поребрики крашеные и по дождю очень скользкие. Если руль не прямой, то это гарантированная авария. Если нажать газ не на прямом руле, тебя тут же раскрутит и выбросит с трассы. Лучше даже срезать больше и получить предупреждение от судей, чем войти на «непрямом» руле. Тем более что каждые шесть часов количество предупреждений аннулируется.
Едем дальше, проходим связку поворотов, впереди длинная прямая «Kemmel Straight» — здесь мы немного отдыхаем. И надеемся, что в этот момент нас сзади не догоняет очень быстрая машина класса Pro — ведь в темноте по дождю дистанция непонятна, видны только фары, которые похожи на мчащийся за тобой стадион. Ночью в дождь в зеркалах заднего вида все белое, яркое, и совершенно непонятно, происходит это в 300 метрах за тобой или в 100. На такой случай у нас есть в машине специальный прибор, радар, который дает информацию про дистанцию сзади. Это не заводское оборудование, но его можно установить дополнительно.
Kemmel Straight
Как он работает: сначала у нас на центральном мониторе появляются две зеленые лампочки — это значит, что машина позади нас на дистанции примерно 250 метров, т. е. радар поймал машину. Как только индикаторы становятся оранжевыми, это означает, что машина приближается, расстояние равно примерно 150 метрам. Если цвет индикаторов уже красный — машина находится от 50 метров и ближе. Как только машина оказывается справа или слева — сбоку на экране появляется линия, показывающая, с какой стороны она приближается.
Это очень удобная система, которая позволяет беречь глаза и не всматриваться постоянно в зеркала, чтобы определить, что происходит позади тебя.
Ле Комб
Дальше мы подъезжаем к Ле Комб: направо-налево-направо — очень интересная связка. Тормозим опять же с правой стороны, а не с левой, как обычно, чуть-чуть сдвигаемся налево, т. е. ближе к середине, и с этой середины уходим глубже. Зачем глубже — чтобы сделать в повороте «Ви» от названия буквы, тормозим, начинаем поворачивать, у машины сразу появляется недостаточная поворачиваемость, т. к. весь вес приходится на морду, и машина готовится сделать «краба», но мы не даем, стабилизируем ее, нажимаем газ и уходим направо. Также держимся правее, чтобы затем повернуть налево. Самый важный поворот в этой связке не первый и не второй, а третий, т. к. здесь очень важен выход на длинную прямую. Все, что между ними, по большому счету не имеет значения. Здесь опять уходим направо, чтобы можно было выйти левее. Даже в дождь траектория практически сухая, так что нам достаточно уйти лишь немного шире, а автомобили класса Про проезжают ее вообще как сухую. Но они выезжают на поребрики и едут по ним — они могут себе это позволить, они роботы! Они ловят и все время подправляют машину, а нам, простым смертным, так ехать — слишком много стресса.
Брасселз
Следующий поворот — Брасселс (Брюссель), здесь мы тормозим практически так же, как по сухой трассе, примерно за 100 метров до поворота, но делаем это не на внешней траектории, а чуть глубже и плавнее, отпускаем тормоз немного позже, держим машину на более узком радиусе, доходим до белой линии на внешней траектории, здесь начинаем поворот и нажимаем газ — все это просто потому, что там больше зацеп. Выпрямляем руль и уходим на следующую прямую.
Дальше почти та же траектория, что посуху, но чуть шире: не затрагивая апекс на полметра-метр, здесь можно касаться поребрика, но на искусственную траву на внешней сторону лучше не выезжать, там очень скользко.
12-й поворот Пуон — по дождю получается существенно медленнее, чем на сухой трассе. На сухой приезжаешь на пятой передаче, опускаешься до четвертой, заходишь, держишься узко, выпрямляешь руль и открываешь газ, затем еще раз узко, ранняя передача на пятую, шестую и выход на прямую. На мокрой трассе почти все то же, но только заходим опять же шире по внешней траектории. Тогда руль прямее и можно раньше открыть газ.
«Пиф-паф» — или двойной левый
Следующий отрезок — «пиф-паф». Он похож на предыдущую связку: тормозим примерно посередине, уходим в глубину, третья передача, ждем поворота, после этого сразу плавно в газ, опять широко направо, чтобы уйти налево. Здесь тоже вторая часть связки намного важнее первой, т. к. потом тебя ждет прямая перед Ставело 1. Траектория и передачи здесь совпадают и в сухую погоду, и по дождю, но по дождю в любом случае заезжаем чуть шире. Третья передача, ранний газ, и также можно атаковать поребрик, но обязательно с прямым рулем. Правда, это лучше делать не всем, а только тем, у кого на машинах хороший трекшн-контроль.
Затем — Ставело 2, очень интересный и сложный участок, прежде всего потому, что как бы нам не хотелось, мы там не тормозим. На сухой трассе проходим Ставело 2 на полном газе, в дождь сначала немного отпускаем газ, а потом опять нажимаем. Причем на четвертой передаче. Здесь мы сначала проходим слегка по внутреннему бордюру, затем по внешнему, тоже с прямым рулем. Это очень важный поворот, т. к. впереди ожидает длинная прямая — Бланшемон 1 и Бланшемон 2. Бланшемон 1 — это не поворот, это просто изгиб, но в темноте его бывает плохо видно, особенно если еще и туман или дождь. Там сложно выбрать траекторию, т. к. очень темно. Подсвечивают конфигурацию только шашлыки у зрителей, которые мы хорошо чувствуем по запаху, и это очень мешает))
Выходим на Бланшемон 2, который на сухой трассе проходим на полном газе, а здесь тормозим и уходим на передачу вниз — т. е. пятая передача, а не шестая на полном газе. Здесь мы существенно медленнее. А вот Bus Stop — по дождю «автобусную остановку» мы проходим вообще по-другому. Обычно мы тормозим наискосок — потому что там есть бугорок поперек, на котором можно подпрыгнуть, это даже видно благодаря тому, что через трассу проходит черная линия — след от резины на этом бугорке.
А когда машина на нем подпрыгивает, то срабатывает АБС и удлиняется тормозной путь. Чтобы этого избежать, все тормозят наискосок изнутри наружу. И поворот направо. А на мокром все тормозят за полметра до поворота с правой стороны — там намного больше грипа, потому что на сухой трассе очень жесткое торможение со 170 до 60 км/ч, так что представьте, как там асфальт закатан резиной — вот все его и избегают.
И потом все, уходим на внутреннюю часть, немного подождал, газ, налево и на полный газ на прямом руле! Все, следующий круг!
Напоминаю, что благодаря всем этим изменениям траектории, работе с газом и тормозом, по дождю мы проходим круг в среднем секунд на 20 медленнее, а если добавить еще и ночной дождь, то секунд на 25!
Спа, на мой взгляд, одна из самых сложных и интересных трасс, здесь много уникальных поворотов, обусловленных географическим расположением автодрома, а рельеф местности с большими перепадами высот только подчеркивает ее нестандартную конфигурацию. Я выступал здесь много раз, но каждую гонку Спа преподносит что-то новое. Каждый раз это борьба и преодоление, именно поэтому здесь всегда так интересно!
Источник: