Формула 1: 75-я победа Хэмилтона на 1000-м Гран-при
Я приношу свои извинения в связи с задержкой обзора вчерашнего Гран-при, но у меня есть уважительная причина: сегодняшний день я потратила на возвращение домой из прекрасной Монцы, где в эти выходные состоялось открытие сезона моей любимой кузовной серии Blancpain GT Series. Я обязательно расскажу в ближайшее время о том, что там происходило, а пока — ШАНХАЙ!
1000-й Гран-при стал во многом показательным. Вроде бы ничего сверхординарного на нем и не произошло, но эпизод к эпизоду, и картинка на финише получилась чуть ли не пророческой: каждый из пилотов и каждая из команд проявили себя с наиболее характерной стороны, показав, на что способны в действительности. Но далеко не в каждом случае этим можно похвастаться…
Как быстро меняется ситуация: кажется, только что Ferrari полностью доминировали на тестах в Барселоне, показывали отличную скорость в Бахрейне — и вот уже третий Гран-при нового сезона, и третий раз Скудерия безрезультатно растрачивает все свое богатство — на ошибки, просчеты и бессмысленную командную тактику. Потеряв первые две гонки по чистой случайности, третью они проиграли уже потому, что отстававший по скорости и мощности Mercedes гигантскими прыжками наверстывает упущенное — пока Ferrari теряет секунды в бесполезной смене позиций.
За последние два года в Формулу 1 пришли как минимум два суперталантливых новичка: Шарль Леклер и Джордж Рассел. Победитель Formula 2 Рассел поспешил заключить контракт с Williams — и вполне возможно, что впереди его может ожидать весьма щедрое предложение от Mercedes, иначе не было смысла гробить свою карьеру в команде, которая отстает от собственной же версии прошлого года. Но у Рассела теперь нет других вариантов развития событий. Леклер пришел в Ferrari после года в Alfa Romeo, и у него как раз варианты есть, но он пока продолжает сохранять статус командного игрока, выполнять пожелания руководства и играть в командную тактику. Долго ли это еще продлится? Вряд ли. Скорее всего, Феттелю остается право на последнюю ошибку — и после этого уже можно будет уходить на покой. Кажется, Себ это и сам отлично понимает, иначе бы не рассказывал в СМИ о том, что этот сезон может стать для него последним, а дальше счастливый семьянин вернется в семью и займется реставрацией мебели, о которой с таким упоением рассказывал Хэмилтону в одной из предновогодних видеозаписей.
Pirelli привезли в Китай три своих средних состава, которые использовались и на Гран-при Австралии: С2, С3 и С4. Асфальт на автодроме в Шанхае не слишком абразивный, однако основной проблемой является высокий износ передних колес и невозможность в достаточной мере прогреть резину, чтобы заставить ее работать на максимуме. Pirelli предложили несколько вариантов шинной тактики — в том числе с одним и двумя пит-стопами и с использованием в том числе двух самых жестких составов. И если в прошлом году оба варианта были примерно одинаково результативными, то в этом можно сказать, что Элбон, Риккардо, Перес и Райкконен сумели сохранить свои высокие позиции на финише только благодаря тому, что ехали с одним пит-стопом: настолько плотной и серьезной была борьба за места в середине пелотона.
Александр Элбон. Вряд ли я сейчас скажу что-то новое, но хвалить никогда не поздно. Элбон — большой молодец, который в этот уикенд сумел проявить потрясающее хладнокровие и силу духа. После крайне серьезной аварии в субботней практике, когда он полностью разбил свой автомобиль на выходе из последнего поворота и, конечно, не смог участвовать в квалификации, молодой таец стартовал с питлейна, по ходу гонки сумел отыграть десять позиций и финишировать в Топ-10, показав стабильную и грамотную гонку. Похоже, именно он, а не Даниил Квят, может оказаться претендентом на место Пьера Гасли в Red Bull.
Даня… Больная тема. После гонки было опубликовано несколько видео с разных камер, на которых запечатлен момент инцидента. Однозначного мнения по поводу, кто виноват, так и не сложилось и, скорее всего, не сложится. Похоже, что первый контакт с Карлосом Сайнсом произошел по обоюдной вине: обе машины опасно сблизились, на мгновение оказались неуправляемыми и столкнулись. Сайнс находился позади по отношению к Квяту, ударил ему в левую заднюю часть машины и таким образом спровоцировал дальнейшее столкновение с Ландо Норрисом. В такой ситуации судьям было бы правильнее признать это гоночным инцидентом и либо не наказывать никого — либо наказать обоих. Но судьи рассудили иначе.
После гонки Даниил ходил на совещание в судейскую комнату и после этого сообщил журналистам, что судьи согласились, что наказание было чересчур жестким, но теперь уже ничего не поделать. Какие-либо дальнейшие подробности Квят сообщать отказался, объясняя это тем, что разговор проходил за закрытыми дверьми и не предназначен для чужих ушей.
Так или иначе, но столкновение и последующее наказание в виде проезда по питлейну испортили ему гонку. Еще хуже сделала тактика команды с поздним пит-стопом, а поздние пит-стопы на этом Гран-при оказались совсем неудачным решением. Затем у Квята возникли проблемы с передним крылом — и, как следствие, еще один пит-стоп на 32-м круге. Так что его окончательный сход на 42-м круге стал в некотором роде спасением.
Что же касается Гасли, то уже третий Гран-при подряд он проигрывает своему партнеру. В этот раз показательной стала квалификация, в которой он уступил Максу Ферстаппену огромные 0,8 секунды, в то время как в остальных командах, показавших квалификационные дубли, разница составляла сотые, а то и тысячные секунды. В этот раз, кстати, стартовая решетка оказалась удивительным образом четко разыграна на пары между пятью командами, ставшими Топ-5 по итогам прошлого сезона. Это продемонстрировало не только расстановку сил в китайской гонке, но и общий уровень технической подготовки, когда никто из этого списка не уступил своих позиций сопернику.
Кстати, если говорить про лидеров, то в этой гонке они не давали много поводов для разговора — в отличие от остального пелотона, но происходило это лишь потому, что оба Mercedes оказались на недосягаемой для остальных высоте. Отличная командная квалификация, отличный командный старт и отличный командный же финиш — и вновь две Серебряные стрелы попали четко в цель: третью гонку подряд они завоевывают победный дубль, и если в Бахрейне победа стала результатом исключительного везения Хэмилтона, то уже в Шанхае все было сделано точно и безупречно. Льюис стартовал чисто, захватил лидерство и финишировал первым, а Mercedes провели ко всему прочему идеальный двойной пит-стоп и во всем оказались лучшими. Обладатель поул-позиции Валттери Боттас проигрывает старт своему партнеру — как потом финн скажет в постфинишном интервью, машина слегка забуксовала на белой линии, подарив преимущество на старте Хэмилтону.
А что же Ferrari? Как ни печально об этом писать, но еще один Гран-при стал подтверждением проблем, которые имеются в команде. В конце прошлого сезона была надежда, что Маттиа Бинотто, которого называли «злым гением Ferrari», сможет исправить стратегические и тактические оплошности Арривабене, а в результате старт нового сезона пока доказывает обратное: все шаги, предпринятые новым руководителем команды непосредственно в гонках, приводят только к новым и новым неудачам.
В одном из своих интервью перед стартом 1000-го Гран-при Бинотто говорил о том, что если Леклер окажется в гонке убедительнее Феттеля, команда готова передать лидерство ему. «Но при прочих равных, — сказал Бинотто, — мы будем работать на Феттеля, четырехкратного чемпиона мира, который обладает бóльшим опытом выступлений».
И что же происходит в Шанхае?
В квалификации на последнем быстром круге Шарль Леклер допускает небольшую ошибку и проигрывает Феттелю всего 0,017 секунды. Шарль оказывается весьма амбициозным гонщиком — впрочем, в этом нет ничего нового. После финиша он ругает себя за ошибку и обещает исправиться в гонке.
Сразу на старте он отыгрывает позицию у Феттеля и начинает преследование двух Мерседесов, однако, темпа ему не хватает — как впоследствии он объясняет, старт гонки получился очень суетливым. На десятом круге Mercedes отрываются все больше, и в боксах Ferrari начинают нервничать. Шарль получает приказ пустить вперед Феттеля. Никакие доводы, что он может держать темп и догнать Mercedes, не помогают, ему еще раз настойчиво советуют отдать позицию партнеру. Был ли Феттель в тот момент быстрее? По крайней мере, это так выглядело, но дело в том, что Феттель использовал DRS, а Леклер нет. Шарль подчиняется приказу — и что же происходит дальше? Уже на одном этом размене Ferrari теряют порядка пяти секунд. Более того, за то время, что Феттель ехал за Леклером, его резина довольно сильно деградировала. Феттель обгоняет Леклера, но вот после этого сделать уже ничего не может. Более того, дважды он блокирует колеса в торможении и еще больше портит резину. Теперь отставание от ближайшего Mercedes Боттаса составляет десять секунд, и разрыв увеличивается.
Леклер, видя, что происходит, просит дать ему еще один шанс, но боксы сначала отказываются, а затем говорят, что обсуждают эту возможность. Тем временем Леклер, чтобы окончательно не убить резину на случай, если в боксах передумают, отпускает Феттеля на полторы секунды вперед.
А затем случается еще одна тактическая ошибка Красных. Увлекшись погоней за Mercedes, они совершенно забывают про Макса Ферстаппена. Поздний пит-стоп Леклера (так же, как и поздний пит-стоп Квята) срабатывает против пилота. Леклер возвращается на трассу уже после голландца. Теперь он пятый. А потом и Гасли отбирает у Феттеля лучший круг — и вот уже минус три очка на этапе.
Для Ferrari, вероятно, не принципиально, четвертым или пятым финишировал Леклер. Скорее всего, для Леклера в целом тоже, так как он умеет видеть ситуацию в целом и понимает, что стал в данном случае жертвой командной борьбы. Не слишком оправданной жертвой. Но команда для Леклера все еще важнее его личных побед. Но эта ситуация говорит в целом о том, что у Ferrari с новым руководством пока не получается действовать как единому механизму, и их тактические и стратегические решения далеки от изящества и, главное, результата.
После гонки Маттиа Бинотто заявил, что он понимает чувства Леклера и считает его вправе быть расстроенным, потому что для него это был очень обидный момент. «Мы просто пытались использовать все средства в борьбе с Mercedes, для нас было важнее командное противостояние, нежели личное. Это было начало гонки, но это был стратегически важный момент. Вполне возможно, что в следующий раз ситуация обернется в пользу Леклера».
Шарль Леклер же отказался давать какие-либо комментарии до того момента, как поговорит с командой и поймет, что же произошло на самом деле. А после разговора сообщил представителям СМИ, что полностью удовлетворен объяснениями:
«Находясь внутри кокпита, ты не видишь ситуации в целом. Так что я принял это, сделал, что от меня требовалось, и дальше сфокусировался на собственной гонке. Доволен ли я объяснениями? Да. Целиком и полностью».
По итогам Гран-при Китая Себастьян Феттель поднялся на третью ступеньку подиума, но можно ли назвать этот результат удачным для Ferrari? Увы, это их очередной провал. Разница между двумя командами составляет уже 57 очков, Феттель и Леклер идут на четвертом и пятом местах в личном зачете (после Китая они поменялись местами), от Mercedes их отделяет очень быстрый Макс Ферстаппен, а Феттелю нужно набрать 31 очко, чтобы догнать Хэмилтона. Конечно, сейчас еще только третий Гран-при, и все может измениться… Но тенденция весьма неприятна.
Что касается Red Bull, то они безоговорочно занимают третье место в командном зачете, но надеяться пока могут только на одного своего пилота. Вот, кстати, команда, которая учитывает все мелочи и нюансы! На 54-м круге она проводит «бесплатный» пит-стоп Пьера Гасли — он серьезно опережает идущего седьмым Даниэля Риккардо, переобувает француза в новые покрышки и отправляет его на быстрый круг — на свежей резине и с пустыми баками, и зарабатывает лишнее очко для команды. Макс Ферстаппен проводит отличную гонку, но одного его таланта недостаточно для того, чтобы регулярно приезжать на подиумы, а то, что у Red Bull a этом сезоне есть проблемы, с каждым Гран-при становится все более очевидно. После Бахрейна Кристиан Хорнер признал, что там они промахнулись с настройками. Что он расскажет по итогам Шанхая? И еще: куда делся тот Ферстаппен, которого мы с таким ужасом и восторгом ждали каждый Гран-при? Неужели дальше будет так же… скучно?
Что касается Риккардо и Renault, для них это была одна из самых удачных гонок за последнее время, несмотря на итоговый сход Хюлькенберга из-за проблем с силовой установкой: впервые за долгое время обе их машины прошли в третий сегмент квалификации. Для Риккардо это тоже была хорошая гонка. Во-первых, он смог наконец-то переквалифицировать Нико, а во-вторых, он сумел набрать первые очки и сравняться в этом с Хюлькенбергом: теперь у обоих пилотов Renault по шесть очков в запасе.
Очень хорошо провел свою гонку и Кими Райкконен. Почти всю дистанцию он показывал очень хорошую скорость и провел несколько красивых обгонов. Финиш на девятом месте в условиях Китая — отличный результат для Alfa Romeo. Правда, после гонки Кими жаловался на недостаточную температуру шин и невозможность их как следует прогреть, что, по его мнению, сказалось на результате. Однако Антонио Джовинацци в этот раз далеко не так повезло. Сначала он стал в некотором роде жертвой решения команды во время квалификации, когда у него произошла та же техническая неисправность, что и у Леклера в Гран-при Бахрейна.
Ferrari после предыдущей гонки выяснили, из-за чего машина Леклера потеряла мощность на последних кругах — причиной тому стали проблемы с инжектором одного из цилиндров двигателя. Похожие проблемы наблюдались и на машине Джовинацци, о чем поставщик двигателей предупредил Alfa Romeo, однако те не предприняли никаких действий. В квалификации это произошло снова, и итальянец не смог показать времени. В итоге он был вынужден стартовать последним, но и на этом его злоключения не закончились. Во время пит-стопа у него под машиной застрял домкрат, и он потерял еще время. В итоге — 15-й результат, т. е. последний перед Williams.
Про Williams рассказывать особо нечего. В квалификации они стартовали с непривычного для себя высокого предпоследнего ряда — но только благодаря тому, что Джовинацци и Элбон стартовали без времени. Более того, время обоих Williams в квалификации оказалось еще хуже по сравнению с собственным в прошлом году, чем даже в Мельбурне или Бахрейне. На финише они замыкали протокол, при этом Джордж Рассел с двумя пит-стопами оказался все равно быстрее Роберта Кубицы с одним.
Для Mclaren эта гонка оказалась крайне неудачной. И дело даже не в инциденте с Даниилом Квятом, просто их показатели начинают понемногу снижаться — и в прошлом году происходило то же самое. В квалификации они сумели пройти во второй сегмент, но там оказались худшими и выбыли из дальнейшей борьбы. На последних кругах гонки они оформили сход у Норриса — таким образом, они сумеют заменить ему коробку передач без штрафа.
А что же у Haas? Они провели традиционно хорошую квалификацию, замкнув обеими машинами третий сегмент. Гонка сложилась не столь удачно: Грожан — 11-й, Магнуссен — 13-й. Серхио Перес финишировал восьмым, а вот Лэнс Стролл был 16-м в квалификации и 12-м в гонке. Несмотря на хвалебные речи Переса, Стролл пока не способен показать высокий результат и серьезно уступает партнеру по команде.
Следующий Гран-при пройдет в Баку в последние выходные апреля, и я обещаю вам оттуда прямой репортаж!.
Результаты гонки
Источник: