Финалы РСКГ в Сочи: после гонок в ожидании результатов
В прошедшие выходные на трассе Формулы 1 в Сочи состоялся финальный этап Российской серии кольцевых гонок — СМП РСКГ. Пожалуй, в этом году закрытие сезона было одним из самых напряженных: именно в Сочи решалась судьба титулов в большинстве классов. Решалась, но не решилась: протесты, дисквалификации и судейские расследования замедлили принятие окончательных решений. О том, как и что происходило в Сочи, читайте в нашем репортаже с главного автодрома страны.
В этом году финалы российского кольца переехали из Грозного в Сочи: пожалуй, ни на каком другом автодроме невозможно добиться столь же красивой картинки, как на Sochi Autodrom, к тому же в преддверии гонок Формулы 1 его актуальность резко возрастает. Вот уже второй год подряд гонки класса Туринг — старшего класса серии — демонстрируются на телеканале Матч ТВ, но помимо этого информационную поддержку класса осуществляет и международная серия TCR, которая лицензировала российский туринг как TCR Russia. Все это вместе поднимает отечественный кольцевой автоспорт на весьма высокий конкурентный уровень, по крайней мере, при взгляде на него со стороны. Но насколько все радужно, если посмотреть изнутри? Честно говоря, все тоже очень и очень неплохо, а болезни роста — ну что ж, они есть всегда и везде, вопрос только в том, как они лечатся.
В начале сезона я рассказывала о состоянии дел в СМП РСКГ, где руководитель серии Олег Петриков делился планами на предстоящий год. Привлечение к участию в TCR Russia зарубежных гонщиков, о котором шла речь в интервью, и тогда и сейчас казалось долгосрочной перспективой, и практика это показала. Но сейчас в Сочи Олег Сергеевич еще раз подтвердил, что в этом направлении идет активная работа и уже есть договоренности на следующий сезон.
Более того, руководители международной серии TCR, чьи представители присутствуют на каждом этапе (речь идет о тех этапах, что проходят на лицензированных FIA трассах — сюда пока не попадают Казань Ринг и Крепость Грозная), называют TCR Russia одной из лучших национальных серий во всем календаре TCR — наряду с Германией и Великобританией. Это не удивительно: в классе «Туринг» выступают не только крупные команды, сражавшиеся в международных гонках, но и титулованные пилоты, выступавшие в зарубежных сериях, и по уровню своей подготовки не уступающие мировым звездам.
За примерами ходить далеко не надо: в Lada Sport Rosneft есть Кирилл Ладыгин и Михаил Грачев (участие в WTCC и ЕТСС), в «Лукойл Рейсинг Тим» — Алексей Дудукало и Иван Лукашевич (WTCC, TCR, европейские Mitjet), «ТАИФ-Моторспорт» — это прежде всего Дмитрий Брагин, выступавший также в ETCC и в европейском ралли-кроссе. Да и большинство остальных гонщиков имеют за плечами богатый опыт участия в различных сериях.
Так что совершенно неудивительно, что после того, как чаши весов некоторое время назад колебались в пользу того или иного класса (мы помним, как несколько лет тому назад зрители приходили только чтобы посмотреть борьбу между 30-ю с лишним участниками класса «Национальный»), главным все же был признан самый мощный, самый красивый «Туринг», а «Супер-Продакшн», «Туринг-Лайт», «Национальный» и «Национальный Юниор» отошли на второй план, превратившись в гонки поддержки.
Интересно, что ходят усиленные слухи, не опубликованные пока официально, о появлении в СМП РСКГ еще одного класса — GT4. Эту информацию подтвердил в интервью и Олег Петриков, сообщив, что новый класс будет рассчитан прежде всего на джентльмен-драйверов и пополнит собой расписание гоночных уикендов:
— GT4 станет своеобразным премиум-классом, т. к. он допускает к стартам автомобили с минимальными переделками. Пополняться он будет за счет привлеченных участников из различных любительских серий и не только, а также и некоторых европейских соревнований. Есть и несколько желающих перейти в этот класс из «Туринга». Соревнования будут проходить в формате Кубка РАФ во время каждого гоночного уикенда СМП РСКГ, но в сокращенном формате, так как рассчитаны не на профессиональных пилотов, а на тех, кто работает и занимается бизнесом. Сейчас мы рассматриваем два варианта: вечер пятницы и суббота-воскресенье — или же только два дня выходных.
Олег Петриков
Что же касается класса «Национальный», который сейчас называется S1600, то на него у организаторов и промоутеров тоже есть свои планы.
— Что касается класса «S1600», — рассказал Олег Петриков, — то раньше это был самый массовый класс в наших гонках, а в этом году на старты едва выходило полтора десятка машин. Участники отказываются от участия из-за большой конкуренции, а финансовые вложения не оправдывают себя. Но со следующего года есть договоренность с РАФ о дополнительном снижении затрат на подготовку автомобилей, изменении технических требований в сторону упрощения, чтобы «S1600» стал недорогим и подходящим стартом для тех, кто хочет прийти в автоспорт. Грубо говоря, «гаражный класс», где каждый участник может самостоятельно собрать себе автомобиль для гонок, не прибегая к услугам дорогих гоночных ателье. Этот класс создан как первая ступенька для начинающих пилотов, место, где они смогут получить соответствующий спортивный разряд.
— Если говорить про классы «Суперпродакшн» и «Туринг-Лайт», они показали себя абсолютно жизнеспособными и развивающимися, в них пришли новые участники, и мы надеемся, что в следующем году они получат новый виток своего развития.
TCR Russia: красные, желтые или зеленые?
Итак, с чем подошли команды к последнему этапу российского кольца?
В классе «Туринг» за личный титул должны были сражаться три пилота: Кирилл Ладыгин (Lada Vesta TCR, команда Lada Sport Rosneft), Дмитрий Брагин (Hyundai I30N, команда «ТАИФ-Моторспорт») и Клим Гаврилов (Audi RS3 LMS, команда Carville Racing). Фаворитом был трехкратный чемпион России Дмитрий Брагин, у которого в запасе было 191 очко. Кирилл Ладыгин к финалам подошел со 176-ю очками, а Клим Гаврилов, один из самых молодых и быстрых участников Туринга, со 173-мя очками. При этом у Брагина и Ладыгина были самые тяжелые автомобили в классе, с которыми сложно было претендовать на высокие результаты.
В командном зачете принимает участие всего два пилота, независимо от того, сколько команда выставляет на этап. И здесь к сражению «ТАИФ-Моторспорт» и Lada Sport Rosneft подключилась и команда «Лукойл». Разрыв между первыми двумя командами составляло всего три очка — в пользу ТАИФа, «Лукойл Рейсинг Тим» отставали немного больше: на 13 очков, но первая же гонка седьмого этапа помогла им нивелировать разницу: подиум полностью был занят гонщиками в красных комбинезонах. Иван Лукашевич и Андрей Масленников принесли команде максимальные 45 очков, в то время как Брагин и Кальманович только 20, а Ладыгин и Митяев и того меньше — 15. Так что к воскресной гонке команда «Лукойл» подошла лидерами, оставалось лишь удержать победу.
Кирилл Ладыгин
Но все было не так просто: реверсивная решетка на шесть и весовой гандикап отбросили «лукойловцев» назад, а вот Дмитрий Брагин и Клим Гаврилов стартовали со второго и третьего места. Больше всего не повезло Ладыгину и Митяеву, которым реверсивный старт не то что не помог, а только усугубил ситуацию. По сути Ладыгин уже после субботней гонки выбыл из борьбы за титул, предоставив право сражаться Брагину и Гаврилову.
Собственно, на старте второй гонки самым важным было то, как поделят между собой позиции эти два пилота. Григорий Бурлуцкий, стартовавший с поула, защитил свое лидерство от атак Брагина, а вот между Брагиным и Гавриловым развернулась нешуточная борьба, перешедшая с трассы в зоны вылета. Клим Гаврилов вышел очень широко и отыграл позицию, чем нарушил правила серии и получил штраф проездом через питлейн. По большому счету сражение на этом и закончилось: рассчитывать на то, что Брагин допустит ошибку, было бы просто глупо. В сражении за четвертый титул Дмитрий Брагин не удовольствовался вторым местом в гонке и все же обыграл Бурлуцкого на трассе, а Клим Гаврилов вдобавок к одному штрафу позже получил и второй — 30 секунд за пересечение белой линии — и лишился очков.
Такое судейское решение теоретически делает вице-чемпионом Кирилла Ладыгина, но команда Carville Racing подала апелляцию, так что окончательные результаты станут известны позже.
Клим Гаврилов
Что же касается результатов TCR Russia (зачет по этапам на омологированных трассах), то они соответствуют общему зачету.
В джентльменском Трофее СМП РСКГ, который разыгрывается среди пилотов-частников, лучшим стал Антон Бадоев, тогда как второе место занял Лев Толкачев, а третье, благодаря успехам в Сочи, — Павел Яшин.
В командном зачете победа также принадлежит казанскому коллективу. «Лукойл Рейсинг Тим» поднялись на вторую ступеньку, Lada Sport Rosneft стали третьими.
Другие классы
В классе «Супер-Продакшн» Кубок России досрочно завоевал Андрей Петухов (Lada Vesta, команда Lada Sport Rosneft). А вот спор за второе место до воскресенья вели Вадим Антипов (Subaru BRZ, Sofit Racing) и Владислав Незванкин (LADA Vesta, LADA Sport ROSNEFT) — и нижегородский пилот, который дебютировал в СМП РСКГ только в этом году, выиграл его за явным преимуществом. Блестящая победа Антипова в заключительной гонке сезона в сопровождении сокомандника Дмитрия Лебедева (третьим финишировал Николай Виханский на Honda Civic в ливрее Delphi Technologies RHHCC RT) при пятом месте Незванкина (который вдобавок получил 30-секундную пенализацию за столкновение с Александром Гармашом) позволили Вадиму стать серебряным призером зачета. Владислав, соответственно, классифицирован по итогам третьим. Победа в командном зачете безоговорочно досталась команде Lada Sport Rosneft еще заранее: их преимущество в более чем 80 очков перебить было уже невозможно.
Похожая ситуация сложилась и в зачете «Туринг-Лайт». Досрочное чемпионство в классе завоевал Владимир Черевань (Volkswagen Polo, «Академия ралли»), который к финальному этапу опережал своего главного преследователя Ефима Гантмахера (Ravon Nexia, Ravon Racing Team) почти на 50 очков. А вот в свою очередь Ефиму нужно было еще побороться за второе место с Романом Голиковым (Volkswagen Polo, «Академия ралли»), от которого его отделяло всего 12 очков. Ефим в этом году выступает вместе с Айдаром Нуриевым за новую команду и на новых машинах узбекского производства, и первые этапы они боролись не столько с соперниками, сколько с техникой. Однако когда технический вопрос был урегулирован, Ефим начал наверстывать упущенное очень быстро, чему способствует и его стиль пилотирования: спокойный, точный и очень уверенный. Ефим не торопится делать ошибки, а ждет подходящей ситуации, чтобы совершить очередной прорыв. Так было и в этот раз. Второе место в субботу и третье место в воскресенье подарили ему вице-чемпионство в этом сезоне. Роман Голиков стал третьим.
Серьезная борьба за кубок России развернулась в классе S1600 — и произошло это во многом благодаря тому, что результаты Владимира Шешенина и Михаила Митяева (оба на Lada Granta команды LADA Sport ROSNEFT) на первом этапе в Грозном были аннулированы из-за несоответствия машин техническому регламенту. Таким образом получилось, что желтые Lada практически дали фору в две гонки остальным участникам зачета, и теперь было интересно, сможет ли команда с заводской поддержкой победить даже на таких условиях?
На седьмой этап в Сочи лидером зачета приехал Павел Кузьминов (Kia Rio, AG Team) с отрывом всего в 12 очков от Бориса Шульмейстера (Hyundai Solaris, Microbor AG Team), а тот, в свою очередь, опережал поднявшегося до третьего места Михаила Митяева всего на три очка. Владимир Шешенин был четвертым и чисто математически мог претендовать на кубок, но уже первая гонка и сход из-за проблем со сцеплением исключила его из списка претендентов. А вот его партнер по команде Михаил Митяев благодаря победе в субботней гонке переместился на первое место, хоть и с минимальным отрывом в два очка. Борис Шульмейстер продемонстрировал великолепную гонку, финишировав вторым, а вот Павел Кузьминов стал на финише только девятым.
Ситуация обострилась в тот момент, когда Павла Кузьминова наказали проездом через питлейн и двумя штрафными баллами к лицензии с формулировкой «за покидание пределов трассы и возвращение обратно не по схеме», и выяснилось, что эти баллы в совокупности с уже имеющимися семью по регламенту не позволяют Павлу принять участие в следующей гонке, и он исключается из дальнейшего сражения за кубок. Команда AG Team приняла единственно правильное решение и подала апелляцию, которая приостанавливает действие решения судей. Таким образом Павел сумел выйти на старт воскресной гонки. Однако ее результаты (пятое место) не принесли Павлу желаемой победы: если их сохранят, Кузьминов сможет разве что претендовать на второе место. К сожалению, у одного из самых заслуженных гонщиков в пелотоне Бориса Шульмейстера, вернувшегося в этом сезоне за руль гоночного кузовного автомобиля, вторая гонка не задалась с самого старта.
— Расклад сегодняшней гонки на самом деле отразил ситуацию в целом в чемпионате, — считает Борис Шульмейстер. — Михаил Митяев заслужил эту победу, и вообще пилоты Lada Sport Rosneft могу считаться сильнейшими в нашем классе не только благодаря личным качествам, но и благодаря технике. Был ли у меня сегодня шанс приехать к победе — был, даже несмотря на то, что у меня сегодня была самая тяжелая машина: настолько тяжелая, что ребята даже не смогли загрузить мне весь вес, т. к. я и так превысил предел. Несмотря на это машина была в отличной форме, я достаточно живо принял старт, боролся и с Митяевым, и с Кузьминовым, потом у нас с Митяевым произошел контакт, я отправился в стену, но машина сохраняла темп и я вновь приближался к лидирующей группе. Передо мной замаячила пара Евгения Мецкера и Дениса Минкина, которую я собирался благополучно проехать на прямой. Но тут Женя совершил контакт с Минкиным, Минкин потерял автомобиль, уехал в стену, вернулся, влетел в Мецкера и остановился ровно передо мной. Предсказать такого развития событий я не смог, тормозил в дым, но избежать столкновения не смог. Конечно, не такого финала сезона я ожидал, но тут хочу согласиться с Михаилом Грачевым, который как-то сказал: «Работа гонщика заканчивается на квалификации. Дальше на все воля случая». После столкновения я превратился в зрителя и наблюдал за тем, на какой позиции финиширует Василий Кораблев, который мог выбить меня из призовой тройки. Но этого не случилось. На данный момент я третий в чемпионате, чем вполне доволен.
Борис Шульмейстер
Воскресная гонка S1600 принесла не только кубок Михаилу Митяеву, но и первый подиум Владимиру Шешенину в Сочи. «Я ни разу не попадал в Сочи на подиум, и вот наконец! Если бы не выход на трассу автомобиля безопасности, было бы сложно побороться за победу!». В личном зачете Владимир Шешенин завоевал четвертое место.
В командном зачете S1600 Lada Sport Rosneft уже в Сочи приехали лидерами, но AG Team были готовы это лидерство оспорить. К сожалению, им это не удалось, но команда молодая, у них еще все впереди.
Руководитель команды Lada Sport Rosneft Владислав Незванкин считает результаты своей команды более чем удовлетворительными, несмотря на не слишком успешные выступления в классе «Туринг». Владислав говорит о том, что в следующем сезоне команду ожидают изменения, но раскрыть секрет обещает только в декабре, когда будут сделаны официальные объявления. Во многом эти изменения коснутся и состава команд.
Владислав Незванкин
Единственное, что известно на данный момент, что Михаил Грачев, отсутствовавший за рулем Lada Vesta TCR последние две гонки по состоянию здоровья, в следующем сезоне не сможет выступать в соревнованиях по этой же причине. Кто его заменит, пока остается под вопросом. Один из явных фаворитов — Михаил Митяев, заменявший его в Москве и Сочи и отлично зарекомендовавший себя в обоих классах, где выступал в этом сезоне. Однако, по слухам, конкуренцию ему может составить… Дмитрий Брагин. Так это или нет — Владислав Незванкин отвечать пока отказался.
Дмитрий Брагин
Ну и еще один класс, который завершит наш обзор, это S1600 «Юниор». Здесь судьба титула также остается под вопросом, и по весьма любопытной причине. После финальной гонки технические комиссары заявили о несоответствии двигателя автомобиля регламенту на VW Polo Рустама Фатхутдинова (AG Team). Но вот что странно: двигатель был опломбирован перед первой гонкой в начале сезона после осмотра теми же комиссарами и до финиша не вскрывался. Решение по этой ситуации будет принято на заседании РАФ в Москве.
Фото: автора и СМП РСКГ
Источник: