Чемпионская поступь Дмитрия Брагина
Привет друзья! Подготовил для вас новый выпуск из серии рассказов про автоспортсменов России. И герой сегодня особенный. Это Дмитрий Брагин, которого многие небезосновательно считают сейчас лучшим гонщиком страны, стартующим в кузовных автосостязаниях. А ведь именно гонки на легковых машинах являются на сегодня основой всего российского автоспорта. И Дмитрий является обладателем уникального достижения, он единственный, кто становился чемпионом России во всех главных соревнованиях, которые относят к кузовным: кольцевых гонках, классическом ралли, автокроссе, ралли-кроссе и зимних трековых гонках!
Столько у нас в есть талантливых гонщиков, и многие из них "многостаночники", но вот так собрать весь букет главных титулов удалось только тольяттинскому асу. Здесь важен ещё такой момент, Дмитрий практически всегда доходит до вершины в тех турнирах, где участвует, вне зависимости от степени конкуренции. И именно это является показателем высшей степени мастерства. А ещё он отличный гоночный инженер и тренер!
Больше подробностей — в традиционном иллюстрированном посте с описанием основных вех карьеры героя.
Отец Дмитрия в 1980-х — начале 1990-х работал инженером-механиком при спортивной команде «Волжского автомобильного завода». Александр Владимирович Брагин участвовал в подготовке модели «Нива» для гонок по автокроссу, позже работал в раллийной команде, которая активно выступала в соревнованиях на новой тогда модели ВАЗ-2108, участвовал в заграничных выездах коллектива, на гонки в Грецию, Кипр и другие страны. Иногда сам садился за руль, и выступал в качестве пилота. Всё это в немалой степени предопределило, что Дмитрий решил пойти по стопам отца.
Первые шаги в автоспорте он начинал в детском картинге, в родном Тольятти. В 1990-м году 8-летний школьник поступил в секцию при клубе ДОСААФ, где руководителем был известный специалист Владимир Евгеньевич Бурков. К сожалению, через несколько лет секция закрылась, и Дмитрий перешёл в клуб к Синегубову Анатолию Александровичу.
В то время занятия в детском картинге подразумевали, что все юные пилоты должны были самостоятельно готовить для себя гоночные карты, перебирать двигатели, коробки передач, детали шасси. Навыки работы с техникой в дальнейшем сыграли существенную роль в карьере нашего героя, со временем он стал не только успешным автоспортсменом, но и высококвалифицированным гоночным инженером-механиком.
А первую возможность проявить свои способности в подготовке машин он получил в 2000 году. Когда был приглашён механиком в команду Михаила Третьякова, где в обязанности Дмитрия входила подготовка мини-багги Третьякова-младшего к заездам. Затем Брагин стал механиком у другого мини-баггиста — Егора Санина, с которым Дмитрий потом ещё много лет сотрудничал, и был его тренером. Включая период, когда Егор пересел на «Оку», на которой неоднократно становился победителем турниров.
На фото Егор Санин, которого много лет тренировал Дмитрий Брагин и готовил ему технику, включая эту «Окушку». На сегодня 20-летний Егор считается одним из сильнейших российских пилотов своего поколения, отличается не по годам зрелой ездой. Победитель Rallycross Challenge Europe 2015, различных кубков и первенств России в ралли-кроссе и кольцевых гонках
Первые самостоятельные старты Дмитрия в большом автоспорте произошли в 2002 году, когда ему исполнилось 20 лет. Он получил возможность участвовать в чемпионате России по автокроссу, в классе Д3-1600 (багги). На первом этапе машину предоставил Пётр Фортыгин, а на последующие гонки – Валентин Скиба. Спонсором выступлений выступил Михаил Третьяков. А результат смог превзойти ожидания – чемпионский титул был добыт с первого захода!
В том же, 2002-м, состоялся дебют в кузовных гонках, машину безвозмездно предоставил заводской спортивно-технический клуб «Лада». И в Кубке России по ралли-кроссу (класс «Легковые-3500») Дмитрию удалось занять второе призовое место по итогам дебютного сезона. Параллельно происходили старты в тольяттинских соревнованиях по автокроссу в классе «Лада Стандарт», которые в то время привлекали практически всех ведущих автокроссменов города.
К сезону 2004 отец Дмитрия купил ему спортивный ВАЗ-2108, на котором удалось стать дважды чемпионом страны в ралли-кроссе, в классе который вначале назывался «Легковые-1400», позже – «Д1-1400». А с 2005 года начались выступления в зимних трековых гонках. Уже в 2006-м Брагин-младший стал там третьим в кубке России (класс «Лада»). В том же году он вошёл в состав заводской команды «АвтоВАЗа» – «LADA Спорт Кросс», выступавшей в автокроссе и ралли-кроссе. Плюс состоялся его дебют в кольцевых гонках.
Тольяттинца заявили в двух зачётах «Национальной гоночной серии АвтоВАЗ», благодаря поддержке молодёжной программы завода тольяттинского автопроизводителя, осуществлявшейся в том сезоне. Наиболее удачным стало выступление на спортпрототипах Lada Revolution – «серебряная» строчка турнирного подиума в личном зачёте и победа в командном. А в Кубке LADA было завоёвано третье призовое место по итогам года. Кроме того, в 2006-м Дмитрием были одержаны первые победы в таких престижных российских гонках как «Серебряная ладья» и «Кубок Победы», для участия в которых заявлялись многие ведущие автоспортсмены страны.
Дебют в кольце состоялся в зачёте Lada Revolution — монокубок, да ещё и на спорт-прототипах. Дмитрий сразу показал силу в новом для себя виде автоспорта. В борьбе на одинаковых машинах сразу стал одним из лучших, сходу боролся за общую победу
Параллельно, в 2006-м Брагин стартовал в «Кубке Lada» на ВАЗ 2112-37 и также стал призёром турнира (третьим). Любопытно, что на нескольких этапах он был заявлен за команду из Грозного
В 2007-м Дмитрий был приглашён Александром Никоненко в команду Управления спортивных автомобилей АвтоВАЗа. И там тольяттинец взялся за привычное для себя штампование побед и призовых мест. В начале года было добыто второе итоговое место в Кубке РФ по зимним трековым гонкам. А затем Брагин отправился на раллийные трассы. Дебют состоялся в качестве пилота нулевого экипажа в международном ралли «Россия», этапе серии Intercontinental Rally Challenge 2007. После чего Дмитрий принял участие в трёх этапах чемпионата страны по ралли, где быстро одержал свои первые две победы, занял вторую строчку по итогам года в классе Р9.
Дмитрий Брагин был одним из тех, кто учил ездить «Калину» и приносил этой модели первые победы в российском автоспорте
Следующие два года Брагину удавалось стать чемпионом России по ралли в классах Р10 (2008) и R1 (2009). Также он набрал наибольшую сумму очков в 2010-м вместе с Дмитрием Горчаковым в R1, но чемпионат в этом зачёте был признан неразыгранным, в связи с тем, что в итоговой классификации очки заработали менее десяти пилотов. Параллельно, в 2009-2010 годах Брагин победил в кубке России по автокроссу (класс Д2Н).
К этому времени его успехи оказались широко заметны, и зимой 2010-го он получил приглашение на участие в двух престижных зимних соревнованиях: «Рождественской гонке» (итог дебютного старта – 2 место) и Гонке звёзд журнала «За рулём» (второе место, через год ему удалось стать победителем в командном зачёте и снова вторым в личном).
Фотография 2018 года: Дмитрий на Весте мчится к своей третьей победе в престижной Рождественской гонке. Кроме этого, он 6 раз выигрывал Серебряную ладью, один раз Кубок Победы, трижды был призёром Гонки звёзд журнала За рулём и однажды её победителем в командном зачёте
В 2011-м Дмитрий добыл звание вице-чемпиона России по ралли-кроссу (в Дивизионе 1А). А после этого последовал триумфальный 2012-й, когда тольяттинцу удалось первенствовать сразу в пяти крупных турнирах: чемпионате страны по ралли-кроссу (класс Д1А, Super-1600), кубках РФ по зимним трековым гонкам (класс Национальный) и кольцевым гонкам (класс LADA Granta), плюс выиграть в «Кубке LADA Granta».
Лучшими достижениями 2013-го стали вторые итоговые места в чемпионате России по ралли-кроссу (класс Д1А, Super-1600) и в кубке РФ по кольцевым гонкам (класс LADA).
LADA Granta Cup — первый турбированный автомобиль в карьере Дмитрия. Вскоре тольяттинец станет настоящим специалистом по кольцевым турбомашинам
В 2013-м состоялись первые старты Дмитрия в казанской команде, за которую он выступает до сих пор. Тогда коллектив назывался СТК «MX-Avtosport» (сейчас «ТАИФ Моторспорт»), и Брагин был приглашён туда в качестве «играющего тренера». В том сезоне в составе команды он занял третью строчку в Кубке России по кольцевым гонкам (класс «Национальный»).
В казанской команде MX-Avtosport Дмитрий начинал ездить на скромной Калине класса Национальный. Это были только цветочки…
Главным событием сезона 2014 для Брагина стал дебют в международных соревнованиях. В составе SMP Racing Russian Bears он принял участие за рулём SEAT León Supercopa в кольцевом монокубке Single Makes Trophy, в рамках European Touring Car Cup. И несмотря на первый опыт знакомства с европейскими треками… выиграл! При этом, впервые выступал на гоночной машине мощностью в три сотни лошадиных сил.
Дебютное знакомство с европейскими трассами и новой для себя машиной произошло в 2014-м. Команду «русских медведей» Дмитрий не подвёл — победа в турнире с первого захода!
В 2015-м основной упор был сделан на участие в чемпионате России по кольцевым гонкам, где Брагин выступил в двух классах, причём за разные коллективы, и в обоих случаях ему удалось одержать итоговые победы!
В «Туринг-Лайте» (чемпионат РФ) Дмитрий стартовал за фактически заводскую команду LADA Sport Rosneft, пилотируя новинку для российского автоспорта – Lada Kalina в специальной версии NFR.
А в классе «Национальный» (кубок РФ) он представлял казанский СТК «ТАИФ Моторспорт».
Первые победы Калине NFR в кольцевых гонках принёс Дмитрий Брагин
В конце сезона 2015 Дмитрий совершил свой первый и пока единственный выезд на один из раундов чемпионата Европы по ралли-кроссу. Гонка проходила в Италии, и здесь тольяттинцу также удалось проявить себя в полной мере. Несмотря на представительный состав и множество опытных пилотов, ему удалось без раскачки стать бронзовым призёром этапа. На этом соревновании мне довелось побывать лично, кому интересны подробности того выезда, можно прочитать их здесь.
Дебют на этапе европейского ралли-кросса закончился бронзовым подиумом. Подняться выше не получилось из-за технических проблем с машиной
2016-й стал одним из самых успешных в карьере Дмитрия. Уже зимой он выиграл кубок России по трековым гонкам и финишировал вторым в чемпионате страны. А осенью ему удалось показать непобитое до сих пор достижение в истории РСКГ — победа в обоих классах российского кольцевого первенства, в которых разыгрывается титул чемпиона РФ (Туринг и Туринг-Лайт). Попутно Брагин стал первым, кто смог отстоять титул чемпиона в рамках серии.
На финальном этапе чемпионата России 2016 в классе Туринг-Лайт салютуют шампанским Дмитрий, и на переднем плане Тимур Богуславский, наставником которого в тот момент был герой рассказа. Для Брагина этот выезд стал финальным за заводские и полузаводские команды АвтоВАЗа
С 2017-го Брагин выступает в кольцевых и зимних трековых гонках исключительно за казанский СТК «ТАИФ Моторспорт». И в сезоне 2017 ему удалось впервые стать чемпионом России по зимним трековым гонкам. А в кольцевой серии РСКГ он отстоял титул чемпиона в категории «Туринг».
Дмитрий — один из самых титулованных трековиков страны, но чемпионом становился только однажды, в 2017-м. На снимке того года он на переднем плане. Ещё три раза Брагин становился обладателем Кубка России по зимним трековым гонкам
В 2018-м Дмитрий стал вице-чемпионом страны по зимним трековым гонкам и третий год подряд – чемпионом в топовом классе «Туринг» Российской серии кольцевых гонок. По окончании сезона официальный журнал серии TCR International Series опубликовал интервью с Брагиным, в котором назвал его «Царём русского TCR»!
Дмитрий (его Audi RS3 LMS на снимке справа) признался в беседе, что чемпионские титулы даются совсем не так просто, как может показаться при беглом взгляде на итоги турнира. Заезды изобилуют борьбой на трассе и вне её, кропотливо ищутся и подбираются настройки, траектории, тактика. И никогда нельзя забывать про значительный вклад команды в каждый успех
Зимой 2019-го Брагин одержал очередную победу в кубке России по треку. А сейчас продолжает выступления в РСКГ, где вывел на старт новинку серии – хэтчбек Hyundai i30 N, и теперь уже на нём лидирует в турнирной таблице. Хотя о явном преимуществе речь не идёт, о чём наглядно свидетельствует только что завершившийся смоленский этап серии.
Дмитрий Брагин принёс первые победы в РСКГ таким моделям как: Lada Kalina в исполнении NFR, Seat Leon в исполнении TCR, Audi RS3 LMS TCR и Hyundai i30 N TCR (на нём Дмитрий лидирует на снимке)
Также Брагин хорошо известен как специалист по подготовке и доводке автомобилей. Целый ряд пилотов в кольцевых гонках, ралли-кроссе, трековых гонках, автокроссе выступали и побеждали на автомобилях, подготовленных Дмитрием.
В 2018 году на трассы РСКГ даже выходила команда Bragin Racing Team, и одерживала победы в гонках (класс Национальный)
А какой резонанс вызвал проект подготовки Lada Kalina Super1600 для участия в чемпионате Европы 2016 по ралли-кроссу. Дмитрий выступил гоночным инженером в проекте. Это первый опыт стартов машины российского производства в престижном первенстве. В качестве пилота выступил ученик Дмитрия – Егор Санин. Он выступил на четырёх этапах сезона, лучшим результатом стало высокое третье место в квалификационных заездах шведской гонки. На остальных этапах результаты оказались скромнее, команда нуждалась в дополнительном финансировании на доведение модели до необходимых гоночных кондиций и устранения «детских болезней», но спонсора найти не удалось.
Lada Kalina над которой поколдовал Дмитрий Брагин на трассе чемпионата Европы 2016 по ралли-кроссу
Дмитрий считается одним из лучших специалистов в стране по таким вещам как настройка машин, работа с телеметрией, нахождение оптимальных траекторий, выстраивание единственной верной тактики и стратегии, как на отдельную гонку, так и на турнир в целом.
Без кропотливого изучения телеметрической информации и умения работать с ней, в наше время высоко в гонках не поднимешься
А ещё Дмитрий считается непревзойдённым мастером в нахождении того, что написано между строк в правилах, регламентах и технических требованиях. Всё это позволяет получать преимущество не нарушая правил, либо находить допущенные соперниками ошибки и вовремя их останавливать, пока те не получили незаслуженное преимущество.
Один из ярких примеров — ситуация 2017-го, когда РСКГ ввела весовые гандикапы, сильно нагружая победившие модели. На это команда Дмитрия ответила тем, что купила в гараж вторую модель, на которой можно было стартовать без "призового" балласта, спокойно набирая нужные очки в таблицу. Техрегламент серии был оперативно изменён, но тольяттинец уже набрал необходимый запас по очкам, который помог ему взять очередной чемпионский титул в конце года. После этого случая, главная конкурирующая команда (вы и сами знаете какая) начала делать также, покупая теперь разные модели на сезон, чего раньше не практиковала.
И конечно же ходят легенды о том, как Дмитрий умеет психологически воздействовать на соперников самыми разными способами, как на трассе, так и вне её. Подробнее об этом как-нибудь в другой раз.
Много ещё чего можно рассказать о Дмитрии. И сам он регулярно даёт такие поводы, так что будем вспоминать его имя ещё не раз. Тем более, в 2019-м тольяттинец в составе казанской команды ведёт борьбу уже за четвёртый подряд титул чемпиона России по кольцевым гонкам в самом престижном классе классе "Туринг". И сражение там получается что надо, совсем непростое. А потому следить за заездами по-настоящему интересно.
И вдвойне интересней наблюдать за турниром, когда лучше узнаёшь его участников. Надеюсь, мне удалось донести, благодаря чему известен Дмитрий Брагин, и по каким ступеням он смог пройти на вершину российского автоспорта. Один из немногих пилотов в стране, который является в прямом смысле слова профессиональным гонщиком, зарабатывающим на жизнь непосредственно участием в гонках и победами. Гоночный инженер высокой квалификации, отличный тренер, организатор, да и просто хороший человек, с которым приятно общаться и за которого приятно болеть во время гоночных баталий.
На этой ноте завершаю свой рассказ, всем спасибо за внимание!
Использованы фотографии пресс-службы СМП РСКГ, журнала За рулём, НГСА, FIA Euro Rallycross, fiaetcc.com, Корпорации Ростех, пресс-службы "ТАИФ Моторспорт", Евгения Бурова, из личных архивов Дмитрий Брагина и Егора Санина.
Источник: