10 удивительных фактов из жизни Генри Форда — radiradio

10 удивительных фактов из жизни Генри Форда

Статья о Генри Форде: 10 интересных фактов его жизни, страницы истории автомобильной компании Ford Motor Company, принципы жизни предпринимателя. В конце статьи — видео о Генри Форде.

Содержание статьи:

    Первый оптимизатор
    Поборник дисциплины
    Первое водительское удостоверение
    Прошлые жизни
    Пацифист Первой мировой
    Прибыль под ногами
    Кавалер Ордена заслуг Германского Орла
    Форд и Эдисон
    «Моя верующая»
    Метод карьеры
    Видео о Генри Форде

Люди, которые оставили свой след в истории, всегда вызывают неоднозначные оценки. Исследователи чужих жизней (имена которых часто никому не удается запомнить) часто интерпретируют факты и предлагают широкой публике выдуманные биографии, которые не дают представления о характере человека, его пристрастиях и настоящем стремлении.

Генри Форд – его место в истории автомобилестроения сложно переоценить. Кем он был для своих современников, которые считали, что понадобится сто лет, чтобы понять, навредил ли он человечеству или помог ему? Как удалось сыну простого фермера создать империю и стать героем нации? Почему его портрет висел в кабинете Гитлера, который преклонялся перед гением Форда?

Биографы продолжают искать и открывают новые грани личности этого великого человека. Вот несколько удивительных фактов из жизни Генри Форда, а выводы пусть каждый делает сам.

1. Первый оптимизатор

Генри Форду принадлежит 161 патент на изобретение, и львиная доля его разработок — это автоматы и приспособления, которые упрощали работу рядовых мастеров. Есть мнение, что Форда можно считать первым, кто изобрел конвейерную автомобильную сборку и применил установку в своих цехах — споры об этом ведутся до сих пор.

Форд первым перевел своих механиков на 8-часовой рабочий день и установил максимальную в США зарплату – 6 долларов в час. За шесть месяцев на его заводах работало 80 % всех ведущих мастеров и инженеров-механиков.

На заводы Форда могли устроиться все: инвалиды, слепые и глухие, бывшие преступники. Важен был только один критерий – желание работать и учиться. Глухие работали в цехах с максимальным уровнем шума, слепые люди задействовались для сборки мелких деталей.
«Профсоюзы — это паразиты, но никак не помощники рабочего» — примерно так звучал ответ промышленника на все попутки организовать профсоюзное движение на своих заводах. Под давлением политической обстановки и кризиса 30-х годов, профсоюзные организации появились в его автомобильной империи последними.

2. Поборник дисциплины

Работать у Форда было выгодно и престижно, но только если ты белый. Отец Генри долгое время был в Ку-Клукс-Клане, и Форд не скрывал своих предубеждений против негров и антисемитских настроений. К концу жизни Форд перестал разговаривать на эту тему — многие журналисты посчитали, что магнат изменил свою позицию, но так ли это было на самом деле, неизвестно…

Форд установил фиксированную плату своим рабочим, которая начислялась автоматически — об этом сигналила лампочка. Если лампочка тухла, значит, конвейер остановился и начисления прекращались. На его заводах конвейер практически никогда не останавливался, а если были перебои с электроэнергией, рабочие начинали передвигать его вручную.

На заводах Форда существовала специальная служба, сотрудники которой интересовались моральным обликом рабочих, расспрашивали соседей и знакомых. На заводах запрещалось курить, дома пить и … танцевать развратный «чарльстон». На проходных красовались надписи – «Помни, Создатель не дал человеку запасных деталей».

3. Первое водительское удостоверение

В конце 19 века перед властями встал вопрос о том, как регулировать отношения с владельцами первых автомобилей, которые стали выезжать на улицы городов. В Европе первое водительское удостоверение получил Карл Бенц — будущий основатель корпорации «Даймлер Бенц».

В США первое разрешение на управление «самоходной тележкой» получил Генри Форд. Документ был выписан начальником полиции Детройта по протекции мэра города. И именно Форд был тем человеком, который предложил в 1889 году выдавать права на управление автомобилями после сдачи экзаменов. В Англии сдачу экзаменов ввели только в 1934 году.

4. Прошлые жизни

Нет точных данных, когда Форд увлекся индуизмом и философией реинкарнации. Достаточно точно известно, что в 26 лет Генри уже твердо верил, что это его не первая жизнь.

О своем таланте он отозвался в мемуарах однозначно. Гений, полагал он – это опыт прошлых жизней, который помогает человеку в реальном воплощении. Вера в то, что все свои планы он сможет реализовать если не в этой жизни, то в следующей, давала ему необыкновенный оптимизм и энергию.
В интервью журналу San Francisco Examiner в 1928 году 65-летний Форд рассказал о своих пристрастиях к вегетарианству и прошлых воплощениях. Магнат твердо знал, что в последней из прошлых жизней он был простым солдатом, который погиб в битве при Геттисберге в 1863 году во время Гражданской войны в США.

Дом Форда был открыт для индийских монахов, с которыми он часами беседовал и медитировал.

5. Пацифист Первой мировой

После того, как началась Первая мировая война, магнат приобретает трансатлантический лайнер и плывет в Европу лично вести пропаганду за прекращение войны, жертвуя при этом миллионы долларов. Его миссия не принесла успеха — война продолжалась, и в нее втягивалось все больше государств. Но в Америку Форд вернулся героем.

А уже в течение месяца половина заводов Форда была перепрофилирована на производство танков. Америка упрочила свои экономические позиции в мире, а Форд утроил капитал.

6. Прибыль под ногами

Форд имел феноменальную способность из всего получать прибыль. Поднятие зарплаты рабочим на 10% увеличило его доходы на 400 %, а после публикации письма от местного гангстера о том, что автомобиль «Форд» — это самая надежная машина высокого качества, и впредь он будет угонять только эту модель, капитал предпринимателя удвоился.

Главным рекламным событием того времени можно считать фото в газетах, где запечатлели расстрелянную машину гангстеров Клайда и Бонни. Стальные двери автомобиля Ford V8 модификации «Песчаная пустыня», прекрасно защищали налетчиков во время перестрелки с полицией. Фотографии разлетелись по миру, и продажи автомобилей Форд опять поползли вверх.

В 1917 году Форд разослал около тысячи своих агентов по ремонтным мастерским и свалкам проверить на практике, какие детали его Т-автомобиля ломаются быстрее и чаще всего. Через месяц был готов отчет – ломается все, кроме центральной оси переднего моста. Магнат дал приказ использовать другой металл для детали, чтобы понизить ее качество.

7. Кавалер Ордена заслуг Германского Орла

Форд и Гитлер симпатизировали друг другу. Этому способствовали антисемитские взгляды Форда. Его газета имела узконаправленную специфику и часто отражала мнение фюрера.

В 1930 году Форд официально отходит от дел и становится частным лицом, в 1938 правительство Германии торжественно награждает Форда Орденом Германского Орла, или Железным Крестом — одним из главных знаков отличия Германии тех лет. Железный Крест был партийным орденом НСДАП и вручался иностранным гражданам как знак расположенности к режиму фюрера. Первым кавалером Ордена был Бенито Муссолини.

Дотошный анализ историков показал, что вклад корпорации Форда в финансирование нацистского режима был значительно меньше, чем других американских частных и государственных компаний.
Генри Форд инвестировал в экономику Германии с 1918 года, задолго до прихода нацистов к власти, в то время как корпорация General Motors инвестировала в промышленность Германии через нейтральные государства до 1943 года, а банк Union Banking, где работал дед и отец будущих президентов Америки Бушей Прескотт финансировал верхушку Третьего рейха до 1942 года.

8. Форд и Эдисон

На фото: Генри Форд и Томас Эдисон
Первым местом работы молодого Форда была Электрическая компания Эдисона. Изобретатели были убеждены, что в будущем автомобили будут использовать только электромоторы, и ездить они будут на аккумуляторных батареях. Проблема заключалась в том, что аккумуляторы были громоздки и не могли держать заряд достаточно долго.

Потратив несколько десятилетий на исследования, Форд остановился на бензине как на самом дешевом виде топлива, но попытки изобрести аккумулятор с большим сроком работы продолжались.

Именно увеличение количества автомобилей спровоцировало нефтяной бум в Америке и позволило нефтедобывающим компаниям вроде Standard Oil стать монополистами рынка.

9. «Моя верующая»

На фото: Генри Форд и его жена Клара
Генри Форд всю жизнь любил единственную женщину – свою жену Клару, которая имела удивительный талант – верить мужу и всегда быть на его стороне. На склоне лет Форд сказал, что она — это его единственное счастье, которое никогда его не оставляло, даже когда он влюбился в 17-летнюю секретаршу Евангелину в 1909.

Роман с Евангелиной закончился очень быстро – Форд выдал девушку замуж, подарил ей шикарный особняк с личным аэродромом, оставил миллионный счет в банке. Но некоторые исследователи утверждают, что роман с Евангелиной продолжался и после замужества секретарши, и что в 1928 она родила Форду сына.
«Женщины — это масса удовольствия и тонны проблем» — фраза Форда стала крылатой. После романа с секретаршей на заводах промышленника было введено жесткое правило — женщин на работу не принимать.

10. Метод карьеры

Все назначения на должности в Форд Мотор Компани осуществлялись по единственному принципу – с самого низа. Ни один дипломированный инженер не мог занять место менеджера только на основании диплома об образовании. До 1930 Форд лично следил за этим. Сказывались нападки конкурентов и обвинения журналистов, в том, что промышленник сам не имел образования.

Единственный критерий отбора – личный вклад рабочего в компанию. Любой мастер мог прийти на прием к Форду и предложить оптимизацию процесса сборки или обратиться к боссу с другим предложением и выйти из кабинета начальником производства.

Всем была известна ненависть Форда к бюрократии, составлению отчетов и проверке бумаг. Может, именно поэтому Форд Мотор Компани прекрасно пережила все экономические потрясения в Америке и до сих пор является динамично развивающейся корпорацией.

Сегодня Империей Форда управляют 16 его наследников. По всему миру работают 47 заводов-гигантов, где задействовано более двухсот тысяч рабочих. Каждый час капитал Форд Мотор увеличивается на 300 000 долларов. И это достойный итог жизни уникального человека.

Видео о Генри Форде:

Источник: fastmb.ru