Утилизация «Носорогов» ставит крест на морской версии ЗРК С-500
Материалы по теме
Россия под прицелом 57 атомных подлодок
Немцев испугала надпись «На Берлин!» на самолетах ВМФ России
Состав научных рот достигнет 450 человек
Свежая и крайне позитивная новость о планах оборонного ведомства России и ПАО «Судостроительный завод «Северная верфь» приступить к финансированию и дальнейшей реализации опытно-конструкторских работ (НИОКР) по созданию усовершенствованного фрегата 1-го ранга пр. 22350М (с дальнейшей постройкой серии из 12 сторожевых кораблей данного класса) была безвозвратно омрачена информацией, озвученной военно-дипломатическим источником в ВМФ России 9 мая, в самый разгар торжеств, посвящённых празднованию 74-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне.
Речь идёт об отправке на утилизацию большого десантного корабля пр. 1174 «Митрофан Москаленко». Данный корабль является последним в серии из 3-х систершипов класса «Носорог» (введён в строй 23 сентября 1990 года) и на протяжении более чем 11 лет обеспечивал Северный флот возможностью оперативной переброски 61-й отдельной Киркенесской бригады морской пехоты в наиболее проблемные регионы Евразийского континента, где разговор с вероятным противником мог осуществляться лишь с позиции силы.
Теперь же уникальный оплот подразделений морской пехоты Северного флота для выполнения боевых задач в дальней морской зоне, обладающий полным водоизмещением 14060 тонн (при полной топливной системе и максимальном количестве техники в десантном отделении), «благополучно» буксируется из Североморска в Мурманск для дальнейшей разделки на металлолом мощностями 35-го судоремонтного завода.
И это при том, что опыт проведения дефектации, а также переборки ключевых узлов газотурбинных энергетических установок 2-го поколения М8К у специалистов предприятия-изготовителя (Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь»), а также Центра судоремонта «Звездочка» имеется, равно как и возможность переоснащения корабля новыми двигателями отечественной разработки.
Очевидно, что перед нами очередной пример нежелания высокопоставленных военных чиновников выделять должные ассигнования на продление эксплуатационного ресурса стратегически важной техники. И жертвой на этот раз стала десантная компонента надводного флота.
Многочисленные обозреватели новостных и военно-аналитических ресурсов утверждают, что списание БДК проекта 1174 «Носорог» («Иван Рогов», «Александр Николаев» и «Митрофан Москаленко») является наиболее верным и адекватным решением командования СФ и Минобороны России, оправданным высокой стоимостью обслуживания каждого борта.
Также в комментариях к данной новости можно встретить весьма обывательское мнение, что нишу «Носорогов» на поприще переброски бронетехники и морских пехотинцев могут уверенно занять большие десантные корабли пр. 11711 «Иван Грен».
С технической же и оперативно-тактической точек зрения подобное мнение не вызывает ровным счётом ничего, кроме иронической ухмылки, ведь водоизмещение приписываемых к классу «БДК» кораблей проекта 11711 едва переваливает за отметку в 5000 тонн, что в 3 раза меньше, нежели у пр. 1174 «Носорог».
Вполне логично, что и дедвейт (суммарная масса груза в десантном отделении, топлива, ГСМ, пресной воды и т.д.) у последних будет заметно выше, чем у первых. Выражено всё это в количестве размещаемого на борту груза. Так, к примеру, если «Митрофан Москаленко» может принять через носовую аппарель 80 БТР-82А или 50 БМП-3Ф («оморяченная» версия БМП-3 для морской пехоты), 120 бронеавтомобилей, либо 500 десантников, то «Иван Грен» способен разместить на борту лишь 36 бронетранспортёров, 25 — 30 более массивных БМП-3Ф или порядка 300 десантников. Как видите, показатели куда более скромные.
Но самое интересное заключается даже не в этом.
Одной из наиболее актуальных и накипевших проблем надводной компоненты ВМФ России, не перестающей будоражить умы российских корабелов и офицерский состав флота, продолжает оставаться отсутствие необходимой морской платформы-носителя для интеграции «неурезанной» корабельной модификации зенитно-ракетного/противоракетного комплекса С-500 «Прометей».
Боекомплект полноценной версии данного ЗРК представлен не только сверхманевренными ЗУР-перехватчиками 9М96ДМ с радиусом действия в 130 — 150 км и высотой поражаемой цели в 33 — 35 км, но и сверхдальнобойными тяжелыми противоракетами 77Н6-Н, спроектированными по схеме «несущий конус» на базе зенитных ракет 9М82МВ войсковой зенитно-ракетной системы С-300В4.
Ракеты 77Н6-Н обладают стартовой массой порядка 5700 кг (6700 кг — вместе с транспортно-пусковым контейнером), в то время как диаметр и длина контейнера с ракетой составляют 1,46 и 12 м соответственно.
Как следствие, надводные боевые корабли ВМФ России, строящиеся по современным проектам с водоизмещением от 1500 до 7000 тонн (пр. 22350 «Адмирал Горшков», пр. 22350М, пр. 20380/85, а также пр. 22160), не способны разместить в ограниченном (по высоте и объёму) подпалубном пространстве даже нескольких противоракет типа 77Н6-Н.
Для обретения такой возможности корабли должны получить дополнительную высокую надстройку, вмещающую огромные вертикальные ПУ с вышеуказанными противоракетами. А это, в свою очередь, ухудшит поперечную остойчивость и увеличит парусность корпусов кораблей, заметно снижая их мореходные качества.
Обладающие же громадным подпалубным пространством (обусловлено шириной корпуса в 23,8 м) большие десантные корабли проекта 1174 «Носорог», включая героя нашего сегодняшнего обзора — «Митрофана Москаленко», как нельзя лучше адаптированы для интеграции тяжёлых вертикальных пусковых установок с противоракетами 77Н6-Н; причём количество последних может достигать 70 и более единиц.
Пункт боевого управления, оборудованный терминалами мониторинга воздушной обстановки и радиостанциями-терминалами получения целеуказания от сторонних средств радиолокационной, радиотехнической и оптико-электронной разведки, также может быть размещён в развитых кормовых надстройках «Носорогов» (вместе с собственными антенными постами РЛС обнаружения типа «Фуркэ-4» и «Фрегат-МАЭ», а также многофункциональной РЛС целеуказания/подсвета типа 92Н6Е).
Всё это было вполне реализуемо при соответствующем финансировании и комплексной переработке конструкции десантных отделений всех трёх БДК пр. 1174. Но, увы, отправка серии великолепных десантных кораблей 1-го ранга на металлолом является наиболее целесообразным в глазах Минобороны решением.
Источник: