Вода, вода, кругом вода…
Загрузка…
Покупать питьевую воду в пластиковой таре в последние годы считается не только круто, но и полезно для здоровья. А действительно ли «консервированная» вода настолько хороша, как нас убеждают?
ТЫ ПОМНИШЬ, КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ?
А начиналось все очень давно и очень скромно, когда в 1760-х годах в Бостоне компания под названием Jackson’s Spa стала продавать разлитую в бутылки минералку для якобы «терапевтического» использования.
Этот бизнес успешно развивался во многих странах до XX века до тех пор, пока не появилась технология хлорирования водопроводной воды и практически в каждом доме из кранов потекла чистая и почти бесплатная питьевая вода. H2O просто перестали покупать. Но палочкой-выручалочкой на этом рынке стала вода из минеральных источников, считавшаяся целебной.
Еще в 1898 году французский врач Луи Перье организовал поставки воды из местного минерального источника в лучшие рестораны и отели Европы. Это был довольно скромный бизнес. Но в 1946 году за дело взялся очень оборотистый бизнесмен Густав Левен, который выкупил «водяную» компанию, создал бренд Perrier и за несколько лет захватил половину французского рынка. К 1970 году минералка Perrier стала лидером продаж в Европе и с успехом вышла на американские торговые площадки.
ВОДА КАК СИМВОЛ БЛАГОПОЛУЧИЯ
В чем же причина такого ажиотажа? Все дело в обыкновенном человеческом снобизме и продуманной рекламной политике. Густав Левен смог убедить покупателя в том, что Perrier — это элитная вода для тех, кто добился успеха. И это дало хороший результат: только в США с 1975 по 1978 год продажи французской минералки выросли с 2,5 млн до 75 млн бутылок в год.
Также сыграла важную роль нарастающая мода на здоровый образ жизни, частью которого стала бутилированная вода. Но окончательная победа воды из бутылки над водопроводной водой пришла в 1990-х, когда этим бизнесом занялись такие индустриальные монстры, как Pepsi-Cola, Coca-Cola и Nestlе.
Многих интересует вопрос, насколько рентабелен водяной бизнес? Ответ на него производителями не афишируется, но эксперты уверены, что по прибыльности с продажей воды в розлив может конкурировать разве что наркоторговля.
Популярность бутилированной воды сегодня просто невероятна. И никого не смущает тот факт, что такая водичка в среднем в 2000 раз дороже воды из-под крана. По экспертным оценкам сейчас в мире ежегодно продается более 460 млрд литров воды в бутылках. Лидерами среди стран-потребителей являются Китай и США (80 и 45 млрд литров в год соответственно).
НА ЧЬЮ МЕЛЬНИЦУ ВОДУ ЛЬЕМ?
Все мы давно догадываемся, что вода из бутылки ничем не полезнее для здоровья, чем вода из крана, но не хотим себе в этом признаваться. И вовсе она не такая вкусная, как заверяет нас реклама.
Более того, даже на «водном» рынке сплошь и рядом можно найти самый настоящий фальсификат, как это часто бывает с водкой. Об этом стало известно после того, как американский Совет по защите природных ресурсов опубликовал доклад по материалам четырехлетнего анализа, в ходе которого исследователи взяли более тысячи проб из бутылок с водой 103 торговых марок. Результаты, мягко говоря, удивили всех: в каждом четвертом случае в бутылке была простая вода из-под крана, причем даже не подвергавшаяся какой-либо обработке.
К слову, половина производителей бутилированной воды признает, что их продукция — самая обыкновенная водопроводная вода, «прошедшая дополнительную очистку». В пользу этого говорит еще и тот факт, что 18 процентов производителей не раскрывают местоположение своих «минеральных» источников. Вероятно, потому, что водопроводный кран как-то неловко называть источником.
Так что же предпочтительнее — пластиковая бутылка или кран на кухне? Специалисты уверены, что в подавляющем большинстве случаев вода из бутылки ничем не лучше водопроводной. (Речь идет о хорошей, московской водопроводной воде.) Во всех развитых странах водопроводная вода соответствует всем санитарным нормам и является полностью безопасной. Но это, заметьте, только в развитых странах.
Кроме того, человек не всегда способен определить на вкус, какую именно воду он пьет. Довольно забавный и поучительный тест был проведен американскими телевизионщиками в одном из престижных ресторанов Калифорнии.
Устроители этого мероприятия наполнили какое-то количество бутылок обычной водопроводной водой и снабдили емкости очень убедительными «фирменными» этикетками. Таким образом, посетителям предложили продегустировать минеральную воду различных импортных «брендов» с красивыми названиями: французскую «Ле дю Робине» (переводится как «Вода из-под крана»), испанскую «Агуа де Куло» («Сортирная вода») или «Амазон», о которой говорилось, что она прошла естественную фильтрацию в девственных тропических лесах Бразилии.
Несмотря на то что все напитки были, что называется, из одной бочки, мнения «дегустаторов» разделились. С самым солидным видом они не скупясь выкладывали по семь долларов за бутылку, смаковали жидкость, а затем долго и горячо спорили о вкусовых отличиях одного «бренда» от другого.
Источник: