В полете или в пролете?
Материалы по теме
Госдума предлагает сократить авиаперевозчиков
Опубликованы новые правила провоза ручной клади в самолетах
Совладельцы обанкротившейся «ВИМ-Авиа» сбежали из России
Почему авиаперелеты так дороги именно у нас в стране?
Почему в Европе можно летать в пересчете на наши деньги за 1000 рублей, а в России с 3000 цена только начинается? Почему у нас повышаются топливные сборы накануне столь долгожданных летних отпусков и «вшиваются» в стоимость билета?
А ничего сложного, никаких особых экономических выкладок. Элементарная жадность! Причем всех и сразу: авиаперевозчиков, торговцев керосином, аэропортов, государства.
Начнем с авиаперевозчиков. После относительного зимнего затишья им надо срочно отбить деньги. Правительство и так уже помогает им изо всех сил, но денег хочется еще больше. И надо быть дураком, чтобы не поднять цены на наиболее популярные направления и туда, куда на поезде слишком уж долго и неудобно.
Эксперты, включая такого авторитетного человека, как Юрий Сытник, заслуженный пилот РФ, член Комиссии при Президенте РФ по развитию авиации общего назначения, заметили интересный парадокс.
Авиационный керосин в России продают за 1000 долларов, а в Европу тот же самый наш родной — за 550 долларов за тонну. Добавим к этому, что некоторые особо хитрые перевозчики заправляются в Европе, а в отчетности указывают российскую цифру и рассказывают, какие они бедные и несчастные.
Это что? Да просто торговцы смотрят, что цены на бензин растут, правительство какие-то соглашения с бизнесом заключает. А авиатопливо чем хуже? Можно увеличивать цену, никто же не контролирует. Точнее, те, кто контролирует, скорее всего, сами в деле.
Пойдем дальше — аэропортовые сборы. В Европе они в 2-3 раза ниже. А понять, кто будет в итоге оплачивать эти 10 долларов (в Европе — 3-4) с человека, много ума не надо — этот самый человеко-пассажир и будет.
Бардак в авиаструктурах начался в 90-е, и с тех пор мало что изменилось. Где Антимонопольный комитет? Где вообще государство? Сколько раз поднимался вопрос о запредельности цен на нашем Севере и Дальнем Востоке! И там сплошь монополисты!
Приводились примеры Японии и Канады, где самолеты летают в таких же условиях. Сравнили цены по расстоянию, и оказалось, что у нас они в 2-3 раза выше! В Канаде, например, в самые глухие районы летают аж три авиакомпании, и они конкурируют. Владелец одной из них так и сказал: сделаю хоть на пару долларов дороже — вылечу из бизнеса. А у нас монополия, по крайней мере на Севере и Дальнем Востоке.
Почему их авиакомпании сдерживают свои аппетиты, а нашим прибыль нужна здесь и сейчас? Конечно, можно перевезти 10 человек по приемлемой цене, а можно — одного по очень дорогому билету. Прибыль компании будет одинаковой. Поэтому наши перевозчики видят только путь высоких тарифов.
А что творится с багажом? Габариты ручной клади уменьшились до минимума. Все, что не пройдет прокрустово ложе авиаперевозчика — калибратор, — будете оплачивать едва ли не по цене билета. Уж пару тысяч с вас стрясут точно.
Куда смотрит государство? Да оно тут как тут на самом деле, только не на стороне пассажиров. Повышение сборов на авиатопливо аккуратненько совпало с разгаром туристического сезона.
Ну и подпорченной вишенкой на несладком торте стало массовое переименование аэропортов. Как вы думаете, кто заплатит за то, что вы прилетите не просто в Шереметьево, а в Шереметьево имени А.С. Пушкина? Непонятное голосование непонятного добавления имени… Это стоит денег, и их из нашего кармана получит тот, кто все это придумал. На ровном месте, ни за что.
Стоит ли ожидать улучшения ситуации? А с какой стати? На нас зарабатывают все: авиаперевозчики, аэропорты, энергетики, государство. Кто откажется от прибыли? Билеты мы же покупаем, выхода нет!
В России так сложилось, что прибыль 15-30% и прибылью-то не считается. За 50% думать начинают, а за 100% — уже шевелиться. Один-единственный лоукостер ситуацию не исправит. Множество сайтов по поиску оптимальной цены помогут немного сэкономить, но общая картина искусственно вздутых цен на билеты не изменится — слишком много интересов, включая государственные, переплелось.
Цены на авиабилеты растут везде: и на внутренних рейсах, и на международных. Внутрирегиональные воздушные перевозки прекратили существование на большей части территории страны, аэропорты в ужасающем состоянии, многие утрачены безвозвратно. А открытие к футбольному чемпионату мира новых аэропортов — это прекрасно, но цены-то от этого меньше не стали. И судя по тенденциям последних лет, вряд ли снизятся.
Источник: