В гостях у Jaguar Racing на Formula Е в Берлине — radiradio

В гостях у Jaguar Racing на Formula Е в Берлине

До окончания пятого сезона чемпионата ABB FIA Formula E осталось всего три этапа, причем два последних в Нью-Йорке сдвоены, но победитель все еще не определен — за чемпионское звание могут побороться как минимум пять пилотов, а то и больше. И борьба с каждым этапом накаляется, ведь разделяет великолепную пятерку всего 20 очков, а это меньше, чем цена одной победы.

Десятый E-Prix этого сезона, который состоялся в прошедшую субботу в Берлине, продемонстрировал, что для массового зрителя сама гонка, сколь увлекательной бы она ни была, далеко не самый важный фактор для посещения соревнований. Компактность события, локальность происходящего, отличная организация и масса развлечений — вот что привлекает зрителей в Формуле Е. И подтверждением тому стало несколько десятков тысяч зрителей, которых собрал недействующий аэропорт Темпельхоф, где состоялись соревнования электрических формул.

Честно говоря, живое посещение пятого сезона Формулы Е с командой Panasonic Jaguar Racing стало для меня некоторого рода откровением, ведь такой шикарной организации я еще не встречала ни на одном международном соревновании.

Паддок Формулы Е в Берлине смотрится по меньшей мере странно, гостей сюда точно не позовешь, а вот так выглядит вход в боксы (внизу слева), зато сами боксы практически ничем не отличаются от того, что мы привыкли видеть в Формуле 1 или другой гоночной серии, когда они размещаются на городской трассе. Равно как и питлейн (вверху), на который зрителей выпускают намного чаще

Ни Формула 1, ни DTM, ни тем более гонки на выносливость не могут похвастаться столь обширной инфраструктурой и увлекательной программой — как от самих организаторов соревнований, так и от производителей и команд, который либо уже представлены, либо только собираются зайти в серию. Вы такое видели? Автомобильный бренд только в следующем сезоне впервые примет участие в соревнованиях, а уже за пять этапов до финиша появляется на гонках, чтобы развлекать зрителей и повышать лояльность. Я сейчас говорю про Porsche, которые начиная с предыдущего e-prix в Париже вовсю анонсируют свое участие в сезоне 2019-2020, демонстрируют автомобили, предлагают симуляторы, раздают подарки, угощают напитками и организуют различные промоакции. Это срабатывает — как в случае с Mercedes и со всеми другими производителями. А ведь со следующего года в чемпионате Formula E будет уже семь автопроизводителей: Jaguar, Nissan, DS, BMW, Audi, Mercedes и Porsche; для нового чемпионата, которому пять лет от роду, это отличный результат.

В зрительской зоне — огромное количество развлечений, начиная с шатра, где можно узнать побольше про Формулу Е, далее — покататься на гоночных симуляторах, увидеть немецкую электрическую Формулу «Студент», посмотреть на концепт электро-SUV от BMW, сесть на электромотоциклы от Harley Davidson, пощупать Audi E-Tron, не менее электрический Porsche Mission Е, увидеть, на каком автомобиле Porsche собирается выступать в следующем сезоне и сравнить его с актуальным автомобилем серии.

Поэтому можно как угодно оценивать происходящее на трассе, но как инструмент маркетинга электросерия оказывается весьма эффективной. И не надо забывать, что все автогонки изначально затевались именно для этих целей, а победы всегда увеличивали объемы продаж — будь то Формула 1, Ле-Ман или любое другое событие. Поэтому удивительной выглядит позиция некоторых городских администраторов — вроде мэра Монреаля или возможного будущего мэра Парижа, которые утверждают, что они приложат все усилия, чтобы Формула Е никогда не вышла на улицы их городов. Странно и недальновидно.

Впрочем, извините меня за это отступление, поговорим о гонках.

Jaguar Racing. Немного гоночной истории + Formula E

Jaguar Racing — одна из самых знаменитых спортивных команд, которая в свое время прославилась победами в World Sportscar Championship и в серии IMSA GT, где за декаду с 1984 по 1993 годы трижды выигрывала чемпионат, а также суточные марафоны в Дайтоне и Ле-Мане. Однако в Формуле 1 успехи команды были, к сожалению, посредственными, да и называть эту команду, выступавшую на автомобилях Ford, Ягуарами невозможно. На протяжении пяти сезонов ее успехи в Формуле 1 шли ни шатко ни валко, и ни Ники Лауда, на Эдриан Ньюи не могли спасти ее от неудач — бюджет, который Ford закладывали на содержание дорогостоящей команды в Формуле 1, был совершенно недостаточен для выхода на топовый уровень. В итоге в 2004 году команда была продана компании Red Bull, а Jaguar практически прекратили участие в гонках, лишь изредка принимая участие в кузовных чемпионатах.

К новой серии Формула Е Jaguar приглядывались долго, и это понятно: новая серия, совершенно новая история с электрическими формулами, которые нужно начинать делать с нуля — благо программа производства электродвигателей и электроавтомобилей уже активно развивалась. Тем не менее советом директоров было принято войти в новую гоночную серию, которая помогла бы с продвижением и продажей электромобилей. Так что перед третьим сезоном Formula E Jaguar Racing под титульным спонсорством Panasonic объявили о том, что с 2016-2017 года примут участие в чемпионате ABB FIA Formula E.

Перед стартом нового сезона они тестировали сразу несколько пилотов, которым были готовы предложить место в кокпите. Среди них Был Адам Кэролл, чемпион серии А1 GP, Гарри Тинкнел, одержавший победу в Ле-Мане, Митч Эванс, который в 2014-15 годах выступал в Формуле 2 за команду Russian Time, а затем переместился в Campos и теперь подыскивал себе место на следующий сезон, и Алекс Линн, выступавший в чемпионате мира по гонкам на выносливость (WEC). Выбор был сделан, и в начале сентября Jaguar Racing объявили о вступлении в чемпионат с двумя пилотами — Адамом Кэрроллом и Мичем Эвансом.

Вступительный сезон прошел без особых результатов — в командном зачете Jaguar Racing стали десятыми из 12-ти, но Адам Кэрролл установил своеобразный рекорд: вместе с Робином Фряйнсом они стали единственными пилотами, которые смогли финишировать во всех гонках.

В следующем сезоне, однако, на смену Кэрроллу пришел Нельсон Пике-младший, чемпион первого сезона Formula E, на которого возлагали большие надежды. Тем не менее именно Митч Эванс, сохранивший свое место, первым поднялся на подиум в Гонконге, а что касается Пике, то в течение сезона у него было пять сходов, он набрал мало очков и по итогам сезона в личном зачете стал лишь девятым, в то время как Митч Эванс поднялся на седьмую строчку. Более того, именно Эванс принес Jaguar Racing и первую поул-позицию — в Цюрихе, правда, не смог ее реализовать, финишировав лишь седьмым.

Митч Эванс (справа)

Текущий сезон Ягуары начали с тем же составом пилотов, однако недовольство внутри команды результатами Нельсиньо росло. В отличие от постоянно приезжающего в очках Митча, Пике вообще не приносил команде очков, и после гонки в Китае он покинул команду, а ему на смену все же взяли Алекса Линна, который перед этим имел опыт выступления в команде Virgin.

Алекс Линн

Первую победу команде вновь принес Митч Эванс — так же, как до этого первый подиум и первый поул. После победы Митча Эванса на E-Prix Рима в команде Panasonic Jaguar Racing буквально воспряли духом и вновь поверили в свои силы. Победа бывает важна всегда и для любой команды, но в нашем случае — вдвойне, если не втройне, уж слишком долгий путь проделали Jaguar Racing на пути к верхней ступеньке подиума. И пусть других подиумов пока не последовало, они теперь не сомневаются, что могут.

Короткое интервью с руководителем команды Panasonic Jaguar Racing Джеймсом Баркли

— Можете ли вы сказать, что Panasonic Jaguar Racing является в каком-то роде преемником Jaguar Racing в Формуле 1?

— Я бы так не сказал. Во-первых, программа в Формуле 1 завершилась почти 15 лет тому назад. Во-вторых, в те годы это была команда Ford, которая просто наклеила название Ягуар на свои машины. Так что, честно говоря, последняя заводская гоночная программа относится скорее к 80-90-м годам, именно тогда у нас была настоящая команда, базировавшаяся в Британии. И я могу сказать, что сейчас мы очень воодушевлены тем, что смогли вновь вернуться в большой спорт, т. к. Формула Е на сегодняшний день — это одна из топовых гоночных серий. И мы надеемся, что в ближайшем будущем сможем подняться на верхние строчки, ведь мы пока в этом участвуем всего лишь 2,5 года. Так что можно сказать, что мы вернулись в большой спорт 30 лет спустя.

— Что самое важное для автомобиля в электрогонках? Скорость, баланс или что-то еще?

— Речь идет, скорее, об эффективности: эти машины могут быть очень быстрыми, и они отлично поддаются настройкам. Так что при наличии правильного программного обеспечения и настроек можно добиться высокой эффективности, а при наличии хорошего пилота, который сможет все это из машины извлечь, можно добиться большого успеха. Все это весьма непросто, и все гоночные коллективы сконцентрированы на этих моментах, так что вы видите результат: все пилоты и команды показывают очень плотные результаты. В этом сезоне имеют значение каждые тысячные секунды, которые могут изменить итоговый результат в вашу пользу — или в пользу соперника.

— Это как раз мой следующий вопрос: насколько в FE важны пилоты? Что важнее — машина или пилот?

— Здесь, как и в Формуле 1 или любой другой серии, очень важна быстрая машина, и здесь очень много быстрых машин, но почти все они довольно близки по результативности и эффективности друг к другу. И именно в этом случае становится важно, кто у вас эту машину пилотирует.

— Как бы вы охарактеризовали своих пилотов? Ради каких качеств вы их пригласили в команду?

— Я могу сказать, что Митч очень быстр, причем эта скорость у него природная. И он не просто может быстро ехать, он хорошо чувствует скорость. Что же касается Алекса — он один из двух пилотов в Формуле Е, который в свое время завоевал поул-позицию в своем дебютном сезоне, в самой первой гонке. Это показатель того, что он умеет ставить перед собой задачу и идти к ней. И он тоже очень быстрый. Так что я бы определил их так: у Митча есть идеальное врожденное чувство скорости, а Алекс умеет работать и добиваться результата.

— Что вы можете сказать о городских гонках с точки зрения зрителей? Они интереснее, чем автодромные?

— Формула Е интересна тем, что она проходит в центре города, а такие события обычно приносят любой серии новых зрителей и поклонников, многие из которых совершенно не готовы ехать на автодром в нескольких часах езды от города. При этом городские трассы зрелищны с той точки зрения, что пилоты и команды поставлены в весьма неудобные условия, в которых им нужно бороться за позиции. Поэтому они все равно обгоняют, но при этом случается много аварий и контактов, что зрителям всегда нравится.

Могу сказать, что с позиций команд и пилотов такие трассы создают дополнительный вызов, так как они неидеальны: неровный асфальт или вообще бетонные плиты, как здесь, в Берлине. Плюс это задача оптимизировать гонки, найти оптимальную траекторию во время квалификации.

— В этом сезоне Берлин — это второй трек, который невозможно назвать городским в прямом смысле слова. Сначала Мехико, теперь Берлин. На каких треках все же предпочитают гоняться команды?

— Здесь сложно сказать, потому что разные типы треков ставят перед командами разные задачи. Например, в Мексике важнее производительность машины, потому что за счет ровного покрытия и более плавных поворотов мы можем сэкономить больше энергии. Но Мексика — это вообще отдельная история, так как там важны не характеристики трека, а зрители, которые собираются смотреть на гонки. Это совершенно невероятные фанаты автоспорта, которые заряжают нас всех невероятной энергией. Ну и да, само по себе место очень удачное, очень «зрительское». Но и еще один трек я бы хотел отметить — Рим. Если вы спросите пилотов, какую трассу они любят больше, они, конечно, скажут — Рим. Он очень быстрый, очень интересный, обгонный.

— Вы уже определились с составом пилотов на следующий сезон?

— У нас уже есть определенные планы на следующий сезон, но мы пока не готовы их оглашать.

Берлин, десятый E-Prix

Аэропорт Темпельхоф — одна из любимых площадок организаторов серии Formula E, куда они приезжают регулярно каждый сезон. И не удивительно. В отличие от большинства других городских трасс, Темпельхоф гораздо больше похож на автодром: здесь большая закрытая территория, которая позволяет не перегораживать улицы, есть определенная инфраструктура и удобства, и именно здесь можно максимально свободно разместиться и самой серии, и ее друзьям и партнерам. Поэтому неудивительно, что гонки Формулы Е здесь проходят совместно с Green Festival, мероприятием, пропагандирующим все, что связано с электрическими автомобилями и транспортом.

Берлинский этап, где гонка E-Prix все равно остается центральным и самым важным событием дня, всегда стараются сделать максимально привлекательным для зрителей, а значит, и команды стараются представить товар лицом.

В главный гоночный день (а накануне здесь проходят свободные практики и квалификация гонок поддержки, в том числе и кузовной электрической моносерии Jaguar I-Pace Trophy) стараются вместить все, что возможно, поэтому стартует действие рано утром, а квалификация первой группы начинается уже в 8.45. К этому моменту территория аэропорта уже забита зрителями, которые постепенно начинают заполнять и трибуны.

Квалификация состоит из четырех эпизодов для каждой из четырех групп пилотов, распределенных в зависимости от их положения в турнирной таблице. Квалификационные заезды каждой группы занимают шесть минут: прогревочный круг, быстрый и заезд на питлейн. Это совсем не тот формат квалификации, к которому привыкли зрители других серий — здесь все быстро: пан или пропал. Завершают квалификацию заезды суперпоула — также по одному быстрому кругу на каждого из шести пилотов. Здесь неожиданная неудача поджидала одного из нынешних претендентов на титул — Андре Лоттерера, которому не хватило нескольких секунд на выход на быстрый круг. Задержка на питлейне стоила ему результата, и в итоге он стартовал последним.

Для команды Panasonic Jaguar Racing этап в Берлине стал в некотором роде разочарованием, как бывает всегда, когда ты недополучаешь того, на что имел право рассчитывать.

Квалификация прошла для команды довольно удачно. Несмотря на невысокий результат Митча Эванса (он оказался лишь на 18-й строчке квалификации), в этот раз сумел «выстрелить» Алекс Линн, который впервые попал в суперпоул, выступая за Jaguar Racing. Но в итоге поул-позиция досталась Себастьяну Буэми, Алекс стартовал пятым, но на довольно широкой и обгонной трассе Берлинского аэропорта это вполне позволяло надеяться на более высокий результат на финише.

Лукас ди Грасси и Себастьян Буэми

Что касается Буэми, то чемпион второго сезона и вице-чемпион третьего, у которого старт сезона был похож на кошмар, понемногу возвращает свою форму. Регулярное попадание в суперпоул (в девяти из десяти случаев) и огромное количество неудач в гонке: сходов, аварий и технических поражений — так выглядят для швейцарца состязания в этом году.

Берлин наконец-то принес Буэми подиум, но хотя стартовал швейцарский гонщик с поул-позиции, уже в самом начале гонки он был вынужден уступить более быстрому Лукасу Ди Грасси. Но вот защитить свою позицию от посягательств Верня ему удалось. Так что серебро на финише, свежие 21 очко (18 плюс три за поул), и как результат — десятое место в личном зачете и некая довольно призрачная надежда на подиум по итогам года. Буэми отделяет от лидера 41 очко, но он — один из самых сильных игроков чемпионата, так что шансы есть. И это несмотря на то, что он все еще уступает одну строчку в зачете напарнику по команде Оливеру Роуланду.

Для команды Audi Sport ABT Schaeffler выступление на германском этапе стало поистине триумфальным: победа Ди Грасси и седьмое место Даниэля Абта принесли им достаточно очков, чтобы сократить отставание в командном зачете от лидера, команды DS Techeetah, до 25 очков. Ди Грасси также поднялся на одно место до второй позиции в личном зачете, сместив оттуда Андре Лоттерера. А вот для еще одного немецкого пилота этот этап стал весьма неудачным.

Андре Лоттерер

После старта из самого хвоста пелотона Лоттерер за несколько минут сумел отыграть пять позиций и подняться до 16-го места. И дело на этом не закончилось. Лоттерер очень умело продвигался вперед. Но, к сожалению, это уверенное продвижение было прервано техническими проблемами, и за несколько минут до финиша команда зазвала его в боксы и заявила о сходе. Тем не менее — благодаря боевым заслугам обоих своих пилотов — DS Techeetah пока уверенно держат лидерство в чемпионате, и соперникам придется очень сильно потрудиться, чтобы его отнять.

Отдельно хочется сказать про Стоффеля Вандорна. Похоже, что он окончательно освоился в Formula E и стал приносить хорошие результаты. На пятом этапе в Гонконге он завоевал первый поул в карьере, правда, не смог его реализовать, так как сошел по ходу гонки. В Риме и Берлине он также оказывался в суперпоуле, в Риме поднялся на третью ступеньку пьедестала, финишировал в очках в Монако, да и в Берлине стал пятым. Сейчас у него пока 30 очков и он занимает только 15-е место в личном зачете, но статистика весьма неплохая, и похоже, что уже в следующем сезоне он сможет побороться за призовые места наравне с весьма опытными соперниками.

Кстати, два других примечательных новичка сезона — Фелипе Масса и Паскаль Верляйн — также неплохо показывают себя в Formula E. Масса идет 14-м в личном зачете, а Верляйн — 13-м, сравнявшись по очкам с Эдоардо Мортарой.

Что же касается Jaguar Racing, то Алекс Линн на старте провалился на одну позицию, но потом сумел сконцентрироваться и не только вернуть упущенное, но и отыграть еще одно место у Даниэля Абта, а через десять минут после старта уже был третьим. Но затем Абт контратакует, и у них с Линном происходит контакт, в результате чего англичанин сначала откатывается на пятое место, потом теряет еще две позиции, а затем и вовсе останавливается посередине трассы: на его автомобиле заклинило заднюю подвеску.

Митч Эванс отыграл две позиции на старте и стал подниматься выше. Но, к сожалению, 12-е место стало его результатом на финише.

На данный момент Эванс занимает шестое место в личном зачете, а от лидера его отделяет 33 очка, что, в принципе, вполне реально отыграть за три этапа. Алекс Линн сейчас лишь на 20-м месте с четырьмя очками, но не надо забывать, что он выступает в серии не с начала сезона.

Команда jaguar Racing расположилась сейчас на восьмом месте в командном зачете, и их отделяет всего десять очков от Venturi Formula E Team.

«В этом сезоне еще ничего не решено, — прокомментировали в команде Jaguar Racing итоги берлинского E-Prix. — В любом случае мы будем до конца бороться за очки, а у Митча Эванса есть хороший шанс попасть в Топ-5 пилотов по итогам сезона. Для нашей команды история Formula E только начинается».
 
Впереди три этапа, и ближайший состоится 22 июня в Берне.

Результаты гонки

Пилот___________Команда________________Машина________Время/разница
1. Л. ди Грасси____Audi Sport Abt Schaeffler___Audi___________47:02:477
2. С. Буэми_______Nissan e.dams___________Nissan__________+1.856
3. Ж-Э. Вернь_____DS Techeetah____________DS____________+2.522
4. А. да Кошта_____BMW I Andretti Motorsport__BMW__________+5.845
5. С. Вандорн_____HWA Racelab_____________Venturi_________+6.336
6. Д. Абт_________Audi Sport Abt Schaeffler____Audi___________+6.551
7. А. Симс________BMW I Andretti Motorsport__BMW___________+8.235
8. О. Роуланд_____Nissan e.dams____________Nissan_________+10.781
9. С. Берд________Envision Virgin Racing______Audi___________+13.153
10. П. Верляйн____Mahindra Racing__________Mahindra_______+14.846
11. Э. Мортара____Venturi Formula E Team____Venturi_________+15.377
12. М. Эванс______Panasonic Jaguar Racing___Jaguar_________+17.688
13. Р. Фряйнс______Envision Virgin Racing_____Audi___________+21.197
14. М. Гюнтер_____GEOX Dragon____________Penske_________+26.154
15. Ф. Масса______Venturi Formula E Team____Venturi_________+26.684
16. Г. Паффетт____HWA Racelab____________Venturi__________+27.718
17. Ж. Д’Амброзио_Mahindra Racing__________Mahindra_______+27.729
18. О. Терви______NIO Formula E Team_______NIO___________+32.117
19. Т. Диллман____NIO Formula E Team_______NIO___________+33.706
20. Х-М. Лопес____GEOX Dragon____________Penske_________+46.895
21. А. Лоттерер____DS Techeetah____________DS____________сход
22. А. Линн________Panasonic Jaguar Racing__Jaguar_________сход

Лучший круг: Лукас ди Грасси — 1.09.357

фото: автора, ABB FIA Formula Е и Jaguar Racing

Источник: drive2.ru