Самые интересные моменты истории Citroen: ТОП-10
Статья об истории бренда Citroen: самые интересные факты, характеристики значимых моделей, фото. В конце статьи — видео о том, стоит ли покупать Рено, Пежо и Ситроен.
Креативные технологии — этими двумя словами передается принципиальная суть компании Citroen, созданной в начале XX века Андре Ситроеном. Прошло больше ста лет, а компания, пережив взлеты и падения, продолжает радовать автолюбителей красивыми, удобными и высокотехнологичными автомобилями.
1. Citroen как отражение Андре Ситроена
Когда сыну русских эмигрантов Андре Ситроену пришла в голову мысль собирать на фабрике, ранее производившей снаряды, автомобили, никто и подумать не мог, до каких вершин славы поднимет предприимчивый молодой человек свое детище.
Название этой марки машин стало синонимом автомобилей, поражающих своей красотой и нестандартностью, а также инженерных решений, на шаг опережающих время.
Началом карьеры молодого Ситроена (1905 год) стал патент на шевронные шестеренки, которыми оснастили печально известный (но уже по другому поводу) Титаник. Жажда деятельности привела Андре на фабрику Mors, занимающуюся выпуском автомобилей.
С началом Первой мировой войны завод пришлось перепрофилировать под выпуск снарядов, а мирную четырехколесную продукцию удалось вновь запустить в производство лишь в 1919 году. Именно тогда Андре спроектировал и реализовал идею автомобиля в деревянном кузове, в котором использовались стартер и электричество для работы фар.
Модель Citroen Type A стала первым европейским автомобилем, производство которого приняло серийный характер. В 20-е годы ХХ века фабрики бренда едва справлялись с количеством заказов, выпуская по 300 машин ежедневно – никто в Европе даже не представлял, что такой ажиотаж возможен!
Усовершенствованная модель под маркой 5CV оказалась еще удачнее, удивляя водителей своей надежностью и способностью преодолевать даже сельские дороги.
Ситроен с самых первых шагов своей деятельности позиционировал свое кредо: выпуск недорогих автомобилей, доступных простым людям. Компания старалась реализовать идею «массовой» автомашины, используя весьма нетрадиционные решения.
Параллельно с выпуском Citroen Type A начался выпуск машин для такси. Спустя десять лет лишь у одного из десятка таксомоторов Парижа не было на капоте логотипа компании – «двойного шеврона».
Надо было всегда стремиться быть на один шаг впереди остальных. Американский конструктор, приглашенный для работы в Citroen, сумел реализовать уникальную для своего времени идею цельнометаллического кузова. Так возник легковой автомобиль с нежным женским именем Rosalie, который оснащался дизельным двигателем.
Великая депрессия 30-х годов, больно ударившая по Америке, аукнулась и в Старом Свете. Процветающая компания, ставшая одним из лидирующих автопроизводителей Европы, в одночасье оказалась в сложном положении, неся большие убытки.
Чтобы спасти ситуацию, Андре Ситроен выпустил «в люди» ставшую мировым хитом Traction Avant. Новаторская разработка позволила оснастить серийный автомобиль передним приводом с независимой подвеской.
Несмотря на то, что автомобиль стал легендой, компания потратила слишком много средств. В результате Citroen был куплен компанией Michelin (1934), которая за счет свежих инвестиций вывела продажи Traction Avant на новый уровень.
Андре Ситроен умер в 1935 году, успев порадоваться успеху своего автомобиля…
2. Принципы Андре Ситроена, перевернувшие рекламный мир
Нововведения Андре Ситроена, которые сегодня являются совершенно обыденными для продажи автомобилей, когда-то были воистину революционными. Будучи по натуре не только прирожденным инженером, но и маркетологом, глава компании умел прекрасно преподнести свою продукцию.
В качестве носителя рекламы он использовал символ Парижа – Эйфелеву башню, прослужившую билбордом почти девять лет. На ней горела каждую ночь огромная надпись Citroen.
Рекламные ходы Андре Ситроена были просты:
Реклама как двигатель торговли. Ситроену пришла в голову мысль размещать страницы в газетах для рассказа о своих машинах. Он показывал ролики перед началом сеансов в кино, раздавал на улицах листовки, устраивал автопробеги по Африке и Азии. Ситроен стал выпускать уменьшенные копии своих машин, предназначенные для детей.
Глаза не врут, поэтому в магазине на Елисейских полях были витрины из стекла, позволяющие рассматривать автомобили всем желающим.
Товар сегодня, деньги – завтра. Ситроен ввел кредитные программы для покупки автомобиля. Будучи сам по уши в долгах из-за своих проектов, он спокойно позволял брать машины в кредит (с 1922 года) на год или полтора года.
Производитель и продавец – одна компания. Ситроен ввел понятие единых стандартов для единой сети магазинов. Число дилеров Citroen быстро увеличилось до 5 000. Корпоративным стилем стала общая реклама, единые стандарты по обслуживанию и специальные обучающие программы (включающие вождение) для сотрудников.
Африканцы тоже полюбят машины. Вдохновленный пробегом по Сахаре, Ситроен основывает «Трансафриканскую компанию», вкладывая на протяжении двух лет много сил и средств в развитие проекта. Венцом его должно было стать турне правящей четы Бельгии по Африке, но анонимное письмо, предупреждающее аристократов об угрозе со стороны аборигенов, уничтожило проект.
Пусть машина служит долго! Ситроен предложил покупателям невиданное: после приобретения автомобиля компания обязалась удерживать цены на автозапчасти и ремонт. Были выпущены «Каталог запчастей» и «Справочник по ремонту» Citroen, дилеры же, обслуживая клиентов, всегда предлагали лишь фирменные запчасти, произведенные на заводах компании.
Клиент всегда прав. VIP-персоны имели право хотеть чего-то особенного. Если это не шло вразрез с безопасностью, Ситроен легко переделывал машины под запросы клиентов. Правда, это удлиняло сроки изготовления и удорожало процесс, зато привлекало в ряды клиентов Citroen много богатых покупателей.
3. Никаких сделок с фашистами!
С началом Второй мировой войны выпуск машин полностью прекратился. Президент Citroen П.-Ж.Буланже отказался сотрудничать с немецкими властями, саботируя работу по производству грузовиков по заказу рейха, выпуская автомобили с дефектами. В итоге он оказался в списке самых значимых врагов фашистской Германии.
При этом инженеры компании ни на день не прекращали работу по созданию новых проектов машин. Работы велись тайно с дальним прицелом. В мирное время «концепты военного времени» стали основой для выпуска моделей 2 CV, DS, TypeH.
4. Автомобиль-рекордсмен 2CV
Начало мирной послевоенной жизни Citroen отметила выпуском малолитражки 2CV, заслужившей прозвище «две лошадки». Простенькая и непритязательная, модель так полюбилась французам, что выпуск ее продолжался вплоть по 1990 года.
За сорок с небольшим лет компания собрала 8 756 688 машин. Мечта Андре Ситроена стала реальностью – теперь все французы могли позволить себе недорогой автомобиль. И пусть ему присуждали звание «самого некрасивого в мире», небогатые французы ездили и радовались жизни. Правда, состоятельные граждане предпочитали импортные авто…
5. «Богиня» для Фантомаса
Модель DS-19, продемонстрированная в 1955 году в Париже, потрясла автомобильный мир. Автомобиль, подобно звезде Голливуда, двадцать лет не сходил с полос прессы, «зазвездился» в кино и спас президента Шарля де Голля во время покушения.
Фурор вызвали креативный дизайн и технические инновации (дисковые тормоза, усилитель руля, динамично варьируемая высота кузова). Автомобиль производил впечатление стремительного, с ярко выраженной аэродинамикой, низкой посадкой и большими видовыми стеклами.
Футуристический внешний вид произвел такое мощное впечатление на публику, что за первый час после открытия выставки приобрести «Богиню» решили 800 человек, к концу дня – 12 000, а через неделю заказов уже перевалило за 80 тысяч.
Когда на экраны вышел второй фильм про Фантомаса «Фантомас разбушевался», зрители увидели на экране способный летать автомобиль Citroen DS.
Выглядел он крайне убедительно: выдвижные крылья и оперение, крохотный турбореактивный движок, замаскированный в багажнике.
Чего только не снимут в кино ради восторга зрителей – но здесь Citroen превзошел сам себя, ведь после выхода фильма в прокат по рекомендации спецслужб советские ученые озаботились созданием летающей четырехколесной машины.
6. «Эпоха Maserati»
Удачная реализации модели Citroen DS существенно улучшила финансовое состояние компании, позволив расширить свое производство и купить итальянский бренд Maserati, прославившийся ручной сборкой автомобилей GT и премиум-классов.
Взяв за основу двигатель V6 от Maserati, французы выпустили модель SM, которой был присвоен титул «Лучшего автомобиля из Европы» (по мнению авторитетного журнала Motor Trend, издающегося в США).
7. Кризис 70-х
Топливный кризис, разразившийся в 70-е годы прошлого века, поставил существование компании под угрозу.
На территории Соединенных Штатов вводились серьезные технологические ограничения, связанные с потреблением топлива, и машины Citroen оказались не у дел.
Доступные лишь богатой элите, прожорливые модели CX, GS и SM оказались никому не нужны. Руководство компании признало свою ошибку в том, что оно ориентировалось на «массовый», а затем и на «премиум» сегменты, начисто упустив из вида средний класс покупателей.
8. «Эпоха Peugeot»
Ошибка в стратегии развития привела к тому, что компания в 1974 году была признана банкротом.
Опасаясь массовых беспорядков, правительство Франции выступило посредником переговоров, в результате которых компанией Peugeot SA были приобретены 90% акционного пакета Citroen. В результате реорганизации получился холдинг PSA Peugeot Citroen, переориентировавшийся на создание бюджетных машин во время топливного кризиса.
Модель Citroen Visa, выполненная на основе Peugeot 104, расходилась хорошо, принося доход. Но флёр новаторства и эксклюзива, так высоко ценимый Андре Ситроеном, исчез.
Машина стала утилитарной и обычной. Слава концерна канула в прошлое. Холдинг выпускал бренд Citroen, от которого остались лишь внешние черты и пневмоподвеска, остальная же начинка повторяла Peugeot.
9. Феникс Citroen
Выпуск в 1990-е годы экстравагантных моделей бренда Citroen позволил реанимировать новаторский дух. Модели XM и Xantia, завоевавшая 23 различных мировых приза, вернули Citroen в высшую лигу автомобильных разработчиков и производителей.
Разработки следовали одна за другой: простая рабочая лошадка Berlingo, семейный минивэн Xara, переделанный затем в Xara Picasso. Все сотрудники компании, начиная с 1992 года, вновь стали учиться в специальном институте в целях повышения квалификации – как и хотел Андре Ситроен.
Сегодня компания не зацикливается на моделях какого-то одного класса, выпуская и бюджетные малолитражки типа С-1, и представительские седаны С-6, и коммерческие автомобили разных модификаций в сериях Jumper и Berlingo.
10. Российский триумф Citroen
В России автомобили Citroen пользовались спросом, что подсказало компании Peugeot Citroen идею перенести на территорию нашей страны производство полюбившихся россиянам моделей.
Переговоры о строительстве завода начались в 2006 году, а в 2008 году была достигнута договоренность с японским автопроизводителем Mitsubishi Motors о совместном строительстве большого завода под Калугой, причем Peugeot Citroen владела 70% акций.
Мощность производства позволила выпускать 160 000 автомобилей ежегодно. С 2010 года на заводе собирается популярная в России модель Citroen C4.
Автомобиль обладает направленными фарами, тормозной системой с вентилируемыми дисками и ABS, высокотехнологичной подвеской Hydractive. Второе поколение C4, запущенное в производство в 2010 году, производится и по сей день.
Заключение
Марке Citroen присуща определенная экстравагантность, отражающая неординарность и взгляд на мир ее создателя. В истории компании отразились все экономические события и инновации, пришедшиеся на прошлое столетие.
В первой половине ХХ века Citroen оказалась на пике популярности, зарекомендовав себя как компания, склонная к авантюрным экспериментам, приводящим к оглушительному успеху.
Топливный кризис второй половины прошлого века едва не погубил компанию, удержавшуюся «на плаву» лишь чудом и любовью французов к их «родной» марке машин.
Источник: fastmb.ru