Российские лайнеры станут сверхзвуковыми?
На выездном заседании президиума Госсовета РФ президент России Владимир Путин предложил вернуться к теме создания сверхзвукового пассажирского движения.
Значит ли это, что российское авиастроение возвращается к хорошо забытому прошлому, и что может получиться из этой затеи?
КОГДА У РОДИНЫ БЫЛИ КРЫЛЬЯ…
Первый сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144 поднялся в воздух 31 декабря 1968 года.
В тот день десятки людей — авиаконструкторы, инженеры и техники, собравшиеся на аэродроме Раменское, — с тревогой следили за погодой. Облака никак не рассеивались, и риск того, что первый полет лайнера, который должен был совершить революцию в современном авиастроении, сорвется, был слишком реален.
Первым не выдержал Андрей Николаевич Туполев. Он коротко переговорил с маявшимся в кабине экипажем и дал добро на взлет. Задерживать испытания не имел права даже всесильный генеральный конструктор знаменитого КБ.
В это же время во Франции к такому же первому вылету готовился сверхзвуковой англо-французский «Конкорд». И советские авиастроители просто обязаны были быть первыми. Надо сказать, что задачу в итоге они выполнили, европейцы же подняли свою машину только спустя два месяца. Но спешка свое дело сделала: назвать Ту-144 очень удачным проектом может только самый заядлый оптимист.
С пассажирами на борту он пролетал всего восемь месяцев, выполнив 102 рейса. Преимущество во времени было очевидным: если из Москвы до Хабаровска обычным рейсом с дозаправками лететь около 10 часов, то «тушка» оказывалась на месте назначения уже через 4 часа. Но при этом экипажи Ту-144 состояли из испытателей: управлять этой махиной было просто опасно и доверять такую работу обычным пилотам никто не решался. Отказы техники следовали один за другим. Проблема была и в том, что только 18 аэродромов СССР могли принимать эту машину, да и то исключительно днем и в сухую погоду.
Жалобы с земли поступали одна за другой. Дирекция одной птицефабрики, расположенной в районе трассы, жаловалась, что от звукового удара у них перестали нестись куры. У жителей деревень сами собой вылетали стекла в окнах, и крестьяне грешили на нечистую силу.
Две катастрофы: одна — на авиасалоне в Ле-Бурже, когда погиб не только экипаж «тушки», но и жители домов, на которые упала машина; вторая — на испытаниях в Подмосковье. Тогда два члена экипажа не вернулись с задания. Чуть позже была критическая посадка с отказавшим двигателем. Затем один из лайнеров загорелся при взлете. Про экономику полетов пришлось просто забыть — они оказались напрочь убыточными. В итоге первый сверхзвуковой пассажирский лайнер очень скоро списали на землю.
«Конкорд» оказался куда успешнее. Он летал до 2003 года и перевез больше 2 млн пассажиров. Но и на Западе сверхзвуковые пассажирские самолеты были признаны слишком неэффективными. Ведущие авиастроительные корпорации отказались от этого направления и пошли по более простому пути. Теперь они не гнались за сумасшедшей скоростью, а наращивали количество пассажирских мест в салонах. Самолет-гигант типа А-380 стал главной сенсацией и законодателем моды в авиапромышленности.
В РОССИИ ВСПОМНИЛИ ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ
В сентябре 2018 года заместитель гендиректора ПАО «Туполев» Валерий Солозобов заявил, что предприятие завершает предпроектные работы по сверхзвуковому пассажирскому самолету. Он сможет развивать скорость до 1900 км/ч на высоте 11 км. Но большой сенсаций в обществе эти слова не стали. Многие лишь удивленно пожали плечами.
Над вторым поколением сверхзвукового пассажирского самолета инженеры и конструкторы начали трудиться еще в конце 70-х годов. Но опять без особого успеха, а потом про Ту-244 просто забыли. Так зачем вытаскивать на свет очередную устаревшую разработку?
Именно поэтому заявление президента Владимира Путина для многих оказалось настоящей неожиданностью. «Нам сейчас надо вернуться к сверхскоростному, сверхзвуковому пассажирскому движению. Надо об этом подумать», — сказал он. А уже через два часа, после того как новостные ленты передали слова главы государства, Объединенная авиастроительная корпорация вновь заявила, что лайнер Ту-244 должен стать последователем Ту-144.
Авиастроители заявляют, что опытный образец поднимется в воздух в 2025 году. Вероятно, это будет огромная машина. Длина ее составит порядка 88 метров, размах крыльев — 45 метров, а высота — около 15 метров. Корпус самолета подбирается по размеру в зависимости от количества пассажирских мест — от 250 до 320 кресел. Разработчики обещают двигатели с отклоняемым вектором тяги — такие сейчас ставят на истребители — и новую оптико-электронную аппаратуру.
На первом этапе самолеты смогут преодолевать расстояние до 10 тыс. километров. Разработчики обещают решить и проблему звукового удара, и недоработки, связанные с экологией, а также множество других проблем, которые не позволили когда-то первым сверхзвуковым гражданским самолетам получить дальнейшее развитие.
За кадром остается только вопрос экономики. Известно, что перелет из Лондона в Нью-Йорк на «Конкорде» стоил порядка 11 тыс. долларов в оба конца. Сколько же тогда придется заплатить за перелет из Москвы во Владивосток?
На Западе было немало попыток создать сверхзвуковой пассажирский самолет, но до воплощения в железе ни один из них не дошел. Часто эта тема становится почвой для буйной фантазии авиамечтателей.
Например, недавно компанией Airbus был запатентован «Конкорд-2». Этот монстр будет способен летать со скоростью, в 4,5 раза превышающей скорость звука. Лайнер якобы долетит из Лондона до Нью-Йорка за один час.
Новый самолет должен будет следовать по специально выделенным воздушным коридорам на высоте около 30 км.
Стартует он вертикально, как ракета. В его салоне смогут разместиться до 19 пассажиров. Но и этот фантастический самолет существует только на картинках. Никаких упоминаний о серьезных работах над «Конкордом-2» нет.
РЕАЛЬНОСТЬ ИЛИ ФАНТАЗИЯ?
Специалисты оценивают перспективы сверхзвукового пассажирского самолета очень сдержанно. «В конце 2012 года была принята государственная программа «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы». В ней нет ни слова о самолете Ту-244», — напоминает кандидат технических наук Владимир Наумов.
Его коллеги считают, что огромный расход топлива не может сделать эту машину окупаемой, поэтому вспоминают деловую авиацию. Самые богатые люди в мире вполне могут выложить сотни миллионов долларов за возможность пересекать океан за несколько часов.
«Уже сегодня есть нереализованная на рынке потребность в быстрых перелетах деловых людей на самолетах с пассажировместимостью 12-16 человек. И, конечно, машина должна летать на расстояние не меньше 7-8 тыс. километров по трансатлантическим маршрутам», — говорит академик РАН Сергей Чернышов.
Но для этого надо решить сложную проблему шума самолета при взлете и посадке. Если машина не соответствует международным нормам, то она просто бесполезна. «Если обновленный самолет не пустят на Сардинию, то кому он нужен?» — спрашивает генеральный директор МКАА «Безопасность полетов» Сергей Мельниченко.
Эксперты признают, что если технические вопросы еще можно решить, то экономика оказалась камнем преткновения. Кто будет летать на быстром, но очень дорогом лайнере через всю страну? Найдется ли у нас столько пассажиров, готовых платить огромные деньги за скорость? Не лучше ли разрабатывать нужные ближнемагистральные самолеты для перелетов на небольшие расстояния внутри страны? Но на эти вопросы никто из официальных лиц пока не ответил.
Источник: