Подготовленная стратегия: о том, что сделал Mercedes для победы в Венгрии
Руководитель команды Тото Вольфф и главный стратег Джеймс Ваулз рассказали о том, почему они смогли победить на Хунгароринге.
Во время Гран-при Венгрии Mercedes продемонстрировали настоящий мастер-класс гоночной стратегии и как по нотам разыграли всю партию во главе с Хэмилтоном, чтобы лишить Макса Ферстаппена первой победы в карьере с поул-позиции.
С самого начала лидерство было на стороне Ферстаппена: он стартовал с поула и вначале полностью контролировал гонку, опережая Хэмилтона. Поскольку Хунгароринг, как известно, труден для обгона, команде Mercedes пришлось пойти на осознанный риск, чтобы выиграть гонку.
На некоторых трассах самым простым и эффективным приемом является так называемый «андеркат»: пит-стоп ДО автомобиля-лидера, свежие шины, чистый воздух, когда лидер уходит на пит-стоп, быстрый круг для сокращения времени и дистанции и, наконец, обгон соперника благодаря такой стратегии. На некоторых трассах — но не на Хунгароринге. Джеймс Ваулз подробно объясняет, почему в этот раз они не выбрали такой вариант.
Льюис Хэмилтон и Джеймс Ваулз
— Уже в начале гонки было ясно, что для победы над Ферстаппеном нам нужно либо успеть уйти на пит-стоп перед ним, либо, наоборот, постараться его максимально «пересидеть» на трассе и затем получить преимущество благодаря новым шинам — рассказал Ваулз на канале Mercedes на YouTube. «Как известно, мы выбрали второй вариант, хотя андеркат и выглядел в данной ситуации предпочтительнее. Но проблема заключалась в том, что в этом же окне пит-стопов у нас было две Ferrari, и обе находились позади нас на протяжении уже многих кругов. В конце концов Феттель заехал на пит-стоп и на трассе оставался только Леклер, но именно это и заставило нас колебаться при принятии стратегического решения.
— Было две проблемы. Первая заключалась в том, что жесткие шины довольно сложно прогреть. В первых поворотах они не будут полностью эффективны, и крайне сложно будет достигнуть темпа Ферстаппена. Вторая состояла в том, что сразу после выезда с питлейна Хэмилтону пришлось бы обгонять очень быструю Ferrari. К тому же даже если на круге выхода мы получались всего в полутора секундах от Ферстаппена, понятно, что отыграть их за один круг не удастся. А потом преимущества уже не будет. Так что мы решили остаться на трассе.
— Ферстаппен остановился на пит-стоп при первой возможности, когда у него при возвращении на трассу был бы чистый воздух и он не оказывался в трафике; это было правильное решение, которое заставило нас еще больше увеличить отрезок до нашего пит-стопа. Расчеты осложнялись нехваткой данных по работе с шинами, так как пятничные тренировки прошли под дождем.
— У нас не было возможности провести длинные сессии посуху на жесткой резине, чтобы понять, как она ведет себя на тяжелой машине, и что будет происходить с ней в гонке. К сожалению, было слишком много неизвестных. Все команды изначально собирались придерживаться стратегии с одним пит-стопом. В Будапеште обгонять чрезвычайно сложно, и нам предстояло провести рокировку именно с помощью пит-стопа.
— Но как только Льюис заехал на пит-стоп, стало понятно, что возможности совершить андеркат у нас не будет, и тогда мы собрались привести в исполнение следующий план — план компенсации: а именно постараться на свежих шинах догнать и обогнать Ферстаппена.
Стратегия компенсации — это стратегия, которая ставит пилота в выгодное положение, предоставляя ему определенное преимущество, в данном случае — новый комплект медиум, который помог бы догнать впередиидущую машину.
Как сказал Ваулз, это «должно было вынудить Ферстаппена оказаться в ситуации, когда он максимально использует ресурс своих жестких шин и, возможно, доведет их до полной деградации».
— У нас есть специальная расчетная команда, которая в гонках работает не покладая рук. Они проанализировали некоторые данные с пятницы, затем дополнили актуальной информацией с гонки и создали несколько моделей того, как будут работать в гонке шины на нашем Mercedes и на Red Bull Макса Ферстаппена. Эти модели и позволили нам понять, что стратегия с двумя пит-стопами приведет нас в итоге к очень выигрышной ситуации, когда оказываемое на Макса давление заставит его «убить» свою резину и потерять необходимое для хорошего темпа сцепление с трассой, в то время как наши шины будут еще относительно свежими.
— После того, как мы совершили второй пит-стоп, стало понятно, что нам предстоит очень непростая работа. Требовалось не просто наверстать 20 секунд отставания, нужно было еще и обогнать в конце Макса. У Льюиса были на эту тему вполне справедливые опасения, но на каждом круге он все же отыгрывал необходимое время.
— Темп Хэмилтона привел к тому, что Ферстаппену требовалось как-то отвечать на скорость соперника. Он отчаянно сражался, но, чтобы нарастить собственный темп и как минимум удержать отрыв, ему приходилось атаковать и, как следствие, расходовать шины. В итоге все его усилия оказались бесполезны: как и предсказывала наша расчетная команда, его резина окончательно деградировала и он полностью потерял темп.
…На 48-м круге Mercedes переобувают британца в использованный комплект медиум, и ему остается 22 круга, чтобы догнать и обойти Ферстаппена, с чем он и справился на отлично. Потеряв лидерство, Ферстаппен заехал в боксы, чтобы переобуться на мягкий комплект и заработать лишнее бонусное очко за самый быстрый круг в гонке. Почему же Mercedes выбрали для своего пилота комплект медиум, а не софт?
— После пятничных тренировок было понятно, что мягкие шины быстрее деградируют, — сказал Ваулз. — Более того, в гонке ожидались более высокие температура воздуха и трека, так что деградация происходила бы еще быстрее. Ну а нам были нужны шины, которые сумеют сохранить свои свойства к концу этого стинта, в тот момент, когда Льюис догонит Ферстаппена и должен будет его обойти.
Стратегия была рассчитана идеально, и Джеймс Ваулз не допустил ни одной ошибки. Единственной его ошибкой было ждать на подиуме, когда Льюис откроет шампанское.
— Только там ты осознаешь, какой у Льюиса опыт по этой части, — сказал Ваулз. — За четыре секунды он успел взять бутылку, встряхнуть ее, открыть и облить меня всего целиком, так что я промок, ослеп и вообще ничего не видел вокруг! Но это было прекрасно!
Тото Вольфф: «Я мотивировал Льюиса словами его отца».
Тото Вольфф рассказал, что у него в запасе много разнообразных инструментов для мотивации пилотов, но во время Гран-при Венгрии лучшим способом мотивировать Льюиса было процитировать любимые слова его отца Энтони Хэмилтона.
Энтони Хэмилтон
После второго пит-стопа отставание от Red Bull Макса Ферстаппена было так велико, что в какой-то момент возможность победы выглядела просто невероятно. Ко всему прочему у Mercedes Льюиса всю гонку были большие проблемы с тормозами.
— Мы были в глубоких сомнениях по поводу результата гонки, так как понимали, что с каждого круга нам необходимо отыгрывать целую секунду, — сказал Тото Вольфф. — В какой-то момент Максу увеличили мощность двигателя, и он сумел взвинтить темп до темпа Льюиса. И когда инженер Хэмилтона Боно сказал ему, что у них с Максом сопоставимые времена круга, Льюис задал резонный вопрос — зачем мы вообще проводили второй пит-стоп.
— Тем не менее он каким-то невероятным образом сумел не просто собраться, а выжать из машины вообще все, на что она была способна, и продолжить сражение. И я думаю, что одной из причин были наши радиопереговоры. Энтони Хэмилтон сказал мне одну вещь, что есть всего одно предложение, которое всегда одинаково сильно мотивирует его сына: «Ты можешь это сделать». Более того, мы и сами были уверены в этих словах.
— Еще с утра мы всей командой обсудили в мельчайших подробностях стратегию на предстоящую гонку и посчитали, что вариант с двумя пит-стопами окажется неконкурентоспособным. Но наши стратеги смогли моментально отреагировать на происходящее на трассе, принять правильное решение и внести коррективы.
— Изначально мы рассчитывали, что Льюис должен был догнать и обогнать Ферстаппена на жестком комплекте, но в ходе гонки у нас возникли серьезные проблемы с тормозами, так что поддерживать столь агрессивный темп было невозможно. Тогда было решено заехать на второй пит-стоп и использовать уже состав медиум.
— Чтобы добиться доминирования в гонках в нашу эпоху, недостаточно быть коллективом людей. Команда должна объединиться полностью и создать нечто особенное. Здесь важен каждый член команды, но все же главную задачу реализует пилот. Тот уровень управления автомобилем, который демонстрировал Льюис в Венгрии, для меня является просто другим измерением, — сказал Тото Вольфф.
Источник: