Почему водители охотятся на камеры? — radiradio

Почему водители охотятся на камеры?

«Мир новостей» уже писал о том, что в России в последнее время активно процветает частный бизнес, который, забравшись под крышу региональных чиновников, массово ставит на обочинах дорог стационарные камеры на треногах. Сбор штрафов подобными комплексами фиксации нарушений явно не всегда оправдан.

В Севастополе с середины декабря компании «Безопасные дороги», работающей в рамках концессионного соглашения с правительством города, было не до праздников и веселого настроения. Владельцы стационарных и передвижных камер фиксации нарушений один за другим теряли своих главных помощников — водители изощренно уничтожили минимум 16 стационарных камер, установленных на дорогах ялтинского направления.

СКОВАННЫЕ ОДНОЙ ЦЕЛЬЮ

В конце 2018 года СМИ стали сообщать о случаях вандализма по отношению к стоящим на обочинах дорог камерам видеофиксации. Если ты нарушитель, то нечего пенять на камеры. Но если камеры ставят там, где для водителей искусственно создана «ловушка» знаками или разметкой, то основания для недовольства имеются.

Хозяева камер понесли ущерб в десятки миллионов рублей, но они уверены, что вандалы будут найдены. Директор ООО «Безопасные дороги Севастополя» Андрей Томилин заявил, что инцидентами активно занимаются представители уголовного розыска и у них уже есть подозреваемые. В поиске виновных участвуют и страховщики, ведь оборудование было предусмотрительно застраховано.

Как заявил господин Томилин, пострадавшей стороной окажутся все жители Севастополя, ведь «по условиям концессии правительство города компенсирует нам оперативные расходы на обслуживание системы видеофиксации, и в итоге сами же люди, в том числе и те, кто уничтожал камеры, своими налогами и оплатят нанесенный нам ущерб».

Жители Крыма ехидно предположили, что виновным могут признать Деда Мороза: «Это он, видать, желания водителей исполнил!» А если серьезно, люди разделились на два лагеря: одни гневно осуждали действия земляков, другие ободряли.

«Кому-то, наверное, пачка штрафов пришла, вот и мстит теперь камерам», «Эти вандалы — звери, потому что не хотят жить по правилам!», «Дикари! Надо ездить, не превышая скорости, и будет всем счастье», «Камеры эти людям жизни спасают», «Крушить камеры — неправильно, но власть сама толкает народ на партизанскую войну: где спокойно можно ехать 90, ставят ограничение 40-60 км/ч. Для чего? Да бизнес делают. Камеры уже окупились тысячу раз, и большинству понятно, что ограничения вводятся не ради безопасности, а для выкачивания денег с населения!», «Кто-то показал, что не все здесь овцы, которых можно только стричь», «Моральное уродство — ставить за городом знак «50» на прямой дороге, но не установить на переходе нормальное освещение. Оно же бабла не принесет!»…

Представитель ООО «Безопасные дороги» между тем отметил, что в других регионах России к дорожным камерам сложилось более цивилизованное отношение: «На материковой части такого дикарства нет. Нормальные люди уже связали очевидный факт: там, где стоит камера, количество аварий уменьшается и люди дисциплинированнее себя ведут. Поэтому отношение к камерам поменялось, и такого, как в Севастополе, уже нет».

ВОДИТЕЛИ ОХОТЯТСЯ НА КАМЕРЫ

Похоже, Андрей Томилин плохо знаком с темой. Уничтожение камер фотовидеофиксации отнюдь не крымская специфика. Полиция достаточно часто фиксирует случаи повреждения камер и треног, которые намеренно переворачивают, ломают, давят, сбивают машинами и расстреливают точно так же, как севастопольцы.

В Белгороде неизвестные молодые люди, используя оружие для пейнтбола, обстреливали камеры видеофиксации; в Ульяновске злоумышленники сломали прибор видеофиксации, установленный возле проезжей части, и избили мужчину, который обслуживал технику; в Саратовской области автолюбитель расколотил камеру, установленную у дороги; в Свердловской области мужчина бейсбольной битой повредил комплекс фотовидеофиксации нарушений ПДД на трассе

Екатеринбург — Нижний Тагил — Серов, да еще снимал свои действия на камеру телефона; в Красноярском крае украли две камеры видеофиксации нарушений ПДД; на автотрассе Ачинск — Ужур — Троицкое похитили прибор, который позже обнаружили в паре километрах от места происшествия, но уже разбитый; в Тверской области неизвестные уничтожили несколько комплексов видеофиксации нарушений ПДД, обстреляв их из охотничьего ружья; в Красноярске водитель УАЗа умышленно наехал на камеру, а затем вышел из машины и избил ее оператора; в Казани жертвами вандалов в разное время стали сразу несколько комплексов фиксации; в Самаре на камерах ГИБДД еще полгода назад начали писать неприличные слова из трех букв…

Тем не менее по всем фактам вандализма на дорогах возбуждаются уголовные дела. Представители МВД предупреждают, что граждане, испортившие чужое имущество, будут возмещать ущерб (стоимость комплекса фотовидеофиксации 2,5-4 млн рублей).

По правилам камеры должны ставить на участках с высокой аварийностью, но реально их втыкают там, где они соберут больше штрафов. Получается, что сегодня часто функция у таких камер — не предотвратить ДТП, а содрать денег: коммерсантам надо быстрее окупить оборудование, а бюджету региона скорее получить доход. Ведь «частник» не только забирает себе процент от штрафов, но и до последнего времени пополнял бюджет региона. А вывод из всего сказанного простой: видеофиксация нарушений ПДД не должна становиться «серым» и бесконтрольным бизнесом.

КСТАТИ

С 1 января 2019 года регионы утратили возможность направлять штрафные деньги от водителей в местные бюджеты. Это сделано для того, чтобы прекратить злоупотребления, когда есть цель — собрать побольше денег, а не построить хорошие и безопасные дороги. Теперь деньги от штрафов после видеофиксации нарушений будут направляться только в региональные дорожные фонды.

По данным аудиторско-консалтинговой группы «ФинЭкспертиза», в 2017 году в бюджеты российских регионов от оштрафованных водителей поступило почти 70 млрд рублей (для сравнения: в 2016 году, по данным Федерального казначейства, показатель составлял 60 млрд рублей).

Рекордный всплеск выписанных штрафов в прошлом году, по утверждению экспертов, дали именно новые камеры видеофиксации. А они появлялись, как правило, на обочинах дорог, и аналитики считают, что субъекты РФ стали злоупотреблять установкой приборов.

Та же «ФинЭкспертиза» привела любопытные цифры. Например, если брать по России, то самая высокая доля доходов в бюджет от штрафов за нарушения ПДД приходится на Калмыкию. Это не менее 392,3 млн рублей при общих доходах бюджета 16,3 млрд рублей (2,4% от всех поступлений в казну региона).

В бюджет Астраханской области в 2017-м поступило 302,1 млн рублей при общих доходах 49,2 млрд рублей. Доля от всех поступлений — 0,61%.

Средний размер штрафа в пересчете на одного жителя региона в Калмыкии с населением 281 тыс. человек составил более 1,4 тыс., в Астраханской области, где проживает чуть более миллиона человек, — порядка 300 рублей.

Источник: mirnov.ru