Первый раз на Can-Am X Race за рулем “пресс-кара” BRP Maverick Sport
Ралли-рейды — вещь в себе, для далекого от автоспорта человека непонятная. Экстремум для обычного зрителя — встать у трамплина, на котором сине-белый "Камаз" отправится в “ротораскрывающий” полет, извергая рев и клубы черного дыма. Красиво, инстаграмно!
Зрелищность ралли рейдов, увы, достаточно невысока, если смотреть на них вживую. Трюковой езды тут нет. Дистанция многодневная, протяженная, растянутая на сотни или даже тысячи километров. Обычный человек в большинстве случаев за день сможет посетить лишь одну точку на одном СУ, просто потому, что все подъездный дороги перекрывают для обеспечения безопасности движения. Это означает, что в какой-то локации мимо вас проедут несколько десятков автомобилей, но на этом все. И куковать до вечера, пока канал не откроют…
Вместе с тем, в Европе раллийные гонки собирают невероятное число зрителей, которые готовы мерзнуть, мокнуть под дождем, жариться под палящим солнцем чтобы просто мельком увидеть проезд своих кумиров. Болеть за автоспорт для них не менее естественно, чем за любимый футбольный клуб. Чтобы в этом убедиться, вы можете просто посмотреть мой прошлогодний репортаж с Чемпионата мира по ралли в Испании. Причины, по которым в России все не так, банальны. Отсутствие автомобильной культуры, смещение фокуса общественного внимания на "дворовые" виды спорта, сложная экономическая ситуация и высокая цена “входного билета” в спорт. Авто- и мотоспорт в стране выживают, фактически, благодаря энтузиастам, вкладывающим личные средства в технику, выступления и проведение соревнований.
Зеркало этой истории — гонка Can-Am X Race, в далеком 2009 году появившаяся как трофи, организованное дистрибьютором квадроциклетной марки BRP.
С годами гонка эволюционировала в классическую баху — короткую версию ралли-рейда — проводимую в несколько этапов. Полагаю, это было связано с запросом со стороны участников — им хотелось больше гонять, и меньше копаться в грязи. Это крупнейшая квадро-серия в России. На каждый этап приезжает по восемь десятков участников в пяти категориях — ATV, SSV Standard, SSV Sport, SSV SuperSport и Adventure. ATV — это квадрики, SSV означает side-by-side vehicle, двухместный мотовездеход, он же “кибитка”, что-то среднее между квадроциклом и багги. С первым его роднит двигатель и полноприводная трансмиссия с подключаемым передком, со вторым — конструкция пространственной рамы и органы управления. В класс Adventure допускаются новички как на ATV, так и на SSV, но максимальная скорость в этой категории ограничивается семидесятью км/ч.
Разница в подготовке авто разных классов хорошо заметна по интерьеру. У кого-то модный съемный руль Momo, а у кого-то штатный замотан бечевкой по периметру для лучшего грипа. У кого-то герметичный шлем с подачей свежего фильтрованного воздуха, а у кого-то к ступице просто примотаны влажные салфетки, чтобы вытирать маску на ходу.
В SSV Standard едут серийные машины с атмосферными двигателями и штатными шинами и подвеской, в SSV Sport допускаются стоковые турбированные модели, но общая ширина не должна превышать 1.7 м. В SSV SuperSport нет ограничений по доработке подвески и выбору шин, но габаритная ширина не должна превышать 2 м. Все SSV должны быть выпущены тиражом не менее 2000 экз — никаких “котлет”. Это самый массовый класс. Тем не менее, уровень подготовки машин разный, что хорошо заметно по оборудованию и компонентам. Разница в бюджетах заметна и в экипировке, и в технической поддержке.
Этапы Can-Am X Race имеют официальный статус Кубка России по ралли-рейдам в категории Т3. Я посетил второй этап (из трех), который прошел в Карелии. Это совсем не междусобойчик — на гонку приезжают сильные спортсмены, часто преуспевшие на другой технике или в другой дисциплине, причем из разных стран. Сергей Карякин, Денис Кротов, Айрат Мардеев, Андрей Каргинов, Раис Миннинханов, Ирек Миннахметов, Алексей Бердинских и другие, не менее известные раллийные штурманы, такие как Алексей Кузьмич, Олег Уперенко, Сергей Скрипка и так далее.
Сергей Карякин, Игорь Чагин, Раис Миннинханов, Айрат Мардеев, Владимир Чагин
На мой вопрос, зачем вообще пилоту "Камаза" нужно гонять на мотовездеходе, Айрат Мардеев улыбнулся. "Это очень хорошая тренировка для штурманов. Не видно ничего впереди, так как низко сидишь. Ориентироваться нужно быстрее. Ну и нам, конечно, тоже интересно, надо на всем уметь ездить быстро. К тому же, Карелия славится своими раллийными спецучастками, которые нам тоже очень нужны. Полученный опыт можно будет применить и на грузовиках."
Самый популярный аппарат среди участников серии — подготовленный BRP Maverick X3. Как минимум, у него "боевой" или доработанный пространственный каркас безопасности и специальное навигационное и контрольное оборудование. Подвеска длинноходная (560 мм спереди и 610 мм сзади), регулируемая (в SSV SuperSport все ставят Reiger, но и в базе уже стоят Fox с выносными бачкам). Привод — подключаемый полный с понижайкой и управляемой электроникой блокировкой переднего диффа.
Сергей Карякин — Антон Власюк
Трехцилиндровый турбомотор Rotax объемом в 900 кубиков выдает до 225 л.c. (сток 174 л.с.), что позволяет 840-килограммовому автомобилю разгоняться до сотни за 3.8 секунды (в стоке 720 кг и 4.8 с). Максималка не впечатляет, всего 140 км/ч, но это и не важно, так как она ограничена правилами. Важнее то, что подвеска позволяет нестись сломя голову там, где на обычном автомобиле это решительно невозможно. Трансмиссия "маверика", к слову — бесступенчатый вариатор. Не ограничивает ли он "творческий потенциал"?
Востряков Артем — Кореев Максим
Мардеев снова широко улыбается: "Ограничивает, конечно. Хотелось бы иметь рычаг, как на раллийной машине, которая дает еще больше удовольствия. Но тут мы все в равных условиях, и нужно просто привыкнуть к вариатору. Автомобиль очень чувствителен к работе педалью газа — стоит ее чуть отпустить, и автомобиль резко теряет ход." Выходит, педаль тормоза фактически не нужна? Айрат смеется: "В Карелии — нужна!".
Шумейко Артем — Кузьмич Алексей
Гонщики "Камаза" распределили этапы Can-Am X Race между собой, арендовали автомобили и поддержку у команды Gepard, в итоге каждый примет участие в одном этапе. Кстати, на втором "гепардовском" автомобиле в гонке принял участие сын “Царя” — Владимира Чагина — 20-летний Игорь Чагин, сравнительно недавно увлекшийся автоспортом, но уже показывающий серьезный прогресс.
Чагин Игорь — Безденежных Иван
Если на "Шелковом пути" в прошлом году я ехал на медиа-каре Toyota Fortuner, то тут, чтобы быть ближе к участникам, журналистам выдают мотовездеходы. Мне достался 100-сильный Maverick Sport 1000R с двухцилиндровым литровым "ротаксом" и вискомуфтой в переднем диффе (полным приводом я ни разу так и не пользовался) весит 620 кг. 161 л/с на тонну! Конечно, до X3 ему далеко, что по динамике, что по раллийным возможностям, но я начал получать удовольствие уже на 20-километровом дорожном участке от отеля до лагеря.
На правом кадре сначала стоит Maverick X, а вторым идет Sport. В ожидании открытия канала можно поработать — только так можно подготовить публикацию более-менее оперативно — мероприятие закончилось вчера поздно вечером.
Мотор рычит, ветер разбивается о короткий ветрозащитный щиток, давит на грудь сквозь ветровку, старается оторвать козырек у шлема, и это уже на скорости чуть за сотню! Дорожка петляет среди высоких сосен, с холмов открываются зачаровывающие виды на очаровательные карельские озера. Руль довольно тяжелый, несмотря на наличие усилителя, но это оправдано — резких движений лучше не совершать, рейка короткая, уводы у высоких шин значительные, центр тяжести высоко… Приноровиться удалось далеко не всем коллегам — из восьми журналистов лишь четверо смогли поддерживать темп колонны на асфальте. И это мы еще не доехали до знаменитых карельских лесных грунтовок!
Короткое общение с пограничниками — начинается погранзона — и вот мы в поселке Вяртсиля. В здании местного ДК — медосмотр, на поляне перед ним — стартовый лагерь, штаб гонки, пресс-центр. На участников немного растерянно от проходной метизного завода взирает бронзовый Ильич.
Алексей Кузьмич, на верхнем фото слева: Результат гонки в Карелии на 200% зависит от мастерства пилота
Организация такая же по уровню, как на больших гонках уровня ЧМ и ШП, только без иноземцев и многочисленных вертолетов. А в чем то даже и лучше — все очень четко, но бюрократии меньше, развиты онлайн-сервисы (результаты и фото в реальном времени, даже номер моего пропуска в погранзону можно было посмотреть на сайте).
Для участников нет поблажек, отступления от регламента строго пенализируются вплоть до снятия с гонки, не взирая на статус, достаток или степень "крутизны" пилота. Атмосфера при этом практически семейная — большинство участников давно знакомы друг с другом. Но без стеба не обходится. На Yamaha YXZ 1000 R — секвенталка, сзади на топливном баке — большая наклейка DO YOU EVEN SHIFT BRO? "Братан, а ты когда-нибудь переключал передачи?".
На моем "Спорте" тоже две педали и классический рычаг PRNDL. Никаких подрулевых лепестков, нет даже наружных зеркал и поворотников. Вот почему наше движение в колонне по дорогам общего пользования сопровождалось и было согласовано с ДПС. Уже первые километры по пыльной каменистой грунтовке показали озорной характер кибитки. Уверенный, линейный разгон, сопровождающийся мощным звуковым сопровождением, насыщенная обратная связь на уже не таком тяжелом руле, отсутствие ударов в руль на кочках и камнях, чрезвычайно энергоемкая подвеска. В поворотах на скорости 60-80 километров в час можно утопить сделать небольшое контрсмещение, утопить правую педаль в пол, и машина уходит в глубокий занос, который предельно легко корректировать рулем и тягой. Как и говорил Мардеев, сброс газа моментально осаживает стабилизирует автомобиль, тормозами можно пользоваться минимально.
Но самое интересное началось на рельефных трехмерных грунтовках в полторы машины. Брызговиков на "спортах" нет, и камни от впереди идущей машины летят мне в щиток, шлем, маску. Отпускаю ведущего подальше перед связкой поворотов, газ в пол… присев на задние колеса, вездеход ревет и несется к горизонту. Главное тут — не бояться и не опоздать с рулением. На подбросах, где автомобиль уже взлетел бы, багги сохраняет зацеп за счет хода подвески. Наверное, Мардеев прав, и настоящий раллийный автомобиль дает больше кайфа, чем его гоночный турбовый Maverick X3, но мне достаточно и атмосферного "спорта", который боком выходит из одного поворота и тут же заходит в следующий, разбрасывая булыжники размером с куриное яйцо по густым зарослям малины. Щенячий восторг!
После такого пролога на пролетающих мимо гонщиков смотришь не как простой зритель, хотя это и простая оптическая иллюзия, типа несуществующего оазиса в пустыне.
Сергей Карякин и Антон Власюк
Мадьяров Айдар и Сагдиев Ленар
Интерес к съемке в еще гудящей голове устраивает сражение с желанием поскорее вернуться за руль бешенной кибитки.
Бердинских Алексей и Панчехин Антон
SSV на трамплинах выглядят менее зрелищно, чем раллийные автомобили — длинноходная подвеска глотает высоту.
Гатиятулин Александр и Кирпичников Владислав
Часть трассы в несколько сотен километров проходит вдоль государственной границы. Выглядит сюрреалистично — автомобиль несется в скольжении вдоль следовой полосы под поднятым шлагбаумом, рядом в скромной деревянной будке сидят солдаты.
Справа от трассы следовая полоса и граница с Финляндией. На трассе экипаж Кузнецов Анатолий — Смолин Алексей
Сергей Карякин и Антон Власюк
На коленях одного из них, высокого русого сержанта, автомат с тертой накладкой на цевье и пламегасителем на длинном стволе. В лес углубляться нельзя — везде слаботочные кабеля и датчики. А так хочется сходить за ягодками, да и грибочков там немало — рыжеют тут и там их шапки.
Мардеев Айрат и Ахмадеев Руслан
Обратная дорога оказывается совсем не такой живописной — попадаем в пыльный "тоннель", по которому в обе стороны плотно движутся технички с прицепами и участники на боевых авто. Это более экстремально, чем гонки по лесу… К слову, несмотря на стартовый взнос в 30 000 рублей и очевидно высокую стоимость самих авто (один лишь гражданский Maverick X3 до каких-либо доработок стоит 2.5 миллиона рублей, а подготовленный — от 5-6 млн), многие участники предпочитают жить в полевых условиях — в палатке или автодоме, вместе со всей командой. На берегу озера, гладь которого вечером окрашивается отражением высокого изумрудным и розовым — милое дело!
Один из палаточных лагерей
Езда по пыли на машине без остекления превращает тебя в пыльное чудовище, но все равно — улыбаешься. Тот же восторг, только в концентрате, отражается и в глазах спортсменов. Даже без толп зрителей, они получили мощный заряд энергии, часть которой, конечно, направят на созидание. Благодаря этим парням и девушкам, автоспорт в России живет — и, хочется верить, будет жить и прогрессировать.
Кузнецов Анатолий — Смолин Алексей
На трассе — Кашанов Юрий
Победа в общем зачете 2 этапа Can-AM X Race досталась Сергею Карякину и его штурману Антону Власюку. Поздравляю, парни!
Финиш Сергея Карякина. Как сказал мне сам пилот, SSV гораздо круче квадроцикла, на котором он выиграл Дакар — просто потому, что намного быстрее!
Передача карнета на финише
Игорь Чагин, на второй фотографии: На последнем СУ у нас порвался ремень вариатора, пришлось его заменять. Мы сделали это всего за 3.5 минуты!
Ну а мне теперь не терпится проверить в деле Maverick X3 — пускай и в базовой 174-сильной версии. И еще появилась мечта — принять участие, для начала, в зачете Adventure. Осторожно, ралли-рейды — это заразно!
Друзья, спасибо за внимание к моему посту и фото. Буду рад любым вашим комментариям по теме автоспорта, ралли-рейдов, багги и так далее! Если вы участник гонки, пишите в личку, накидаю вам фоток в большом разрешении. Читайте также другие мои истории на похожие темы:
— За рулем гоночной Lada Vesta на трассе Гонки Чемпионов
— Этап Чемпионата Мира по ралли WRC глазами простого зрителя
— Почему в Европе любят ралли, а у нас нет, и что можно увидеть простому зрителю на этапе WRC
— Четыре дня на ралли-рейде "Шелковый путь" за рулем медиа-кара
— 20 мгновений ралли-рейда "Шелковый путь 2018"
Источник: