Ни одна левая бутылка не проскочит
Помарочный учет каждой бутылки алкоголя, который вводится с 1 января 2019 года, должен еще больше повысить прозрачность рынка, уверены разработчики новой версии ЕГАИС.
Впервые о ЕГАИС — Единой государственной автоматизированной информационной системе, предназначенной для госконтроля над алкогольной и спиртосодержащей продукцией, россияне услышали в 2005 году.
Несмотря на то что внедрить ее собирались 13 лет назад, относительно стабильно система заработала только осенью 2009-го, а к 2018 году обзавелась уже третьей версией. Как говорится, нет предела совершенству. Как и нет спокойной жизни у участников рынка. Теперь их задача — успеть до конца года внедрить ЕГАИС 3.0, которая будет отслеживать легальность алкоголя не только в сфере оптовых поставок, но и в рознице, где больше всего контрафактной и некачественной продукции.
Чем же отличается новая версия ЕГАИС от предыдущей? Раньше акцизные марки привязывались не к бутылке, а к выпущенной партии. В рамках ЕГАИС 3.0 акцизная марка должна быть привязана к конкретной бутылке. Если нынешняя акцизная марка имеет номер, по которому можно отследить путь только самой марки, то новая марка акциза даст возможность проследить путь именно самой бутылки. Это исключит оборот бутылок с идентичными акцизными марками, одна из которых нелегальная.
Учет в рамках ЕГАИС 3.0 теперь должны вести не только производители алкоголя, импортеры, но и поставщики, общепит и торговые точки. Все они на каждом этапе должны сканировать коды марок с каждой бутылки при приемке алкоголя с обязательным указанием штрихкодов с каждой наклеенной акцизной марки.
Конечно, для участников рынка это новая головная боль, зато покупатель сможет отслеживать движение каждой бутылки от производителя до полки магазина, считав информацию при помощи мобильного телефона.
В общем, получается, конечный покупатель от нововведений только выиграет. Что касается бизнеса, то кто-то успел приготовиться к нововведению, кто-то нет, но все смирились с новым порядком как со стихийным бедствием и приспосабливаются к нему как могут.
Единственная неприятная новость — представителям бизнеса придется инвестировать в оборудование дополнительные средства, и в конечном итоге за все заплатит покупатель. «Другого пути нет. Вся алкогольная продукция может подорожать», — отметил президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович.
Зато, уверен президент Союза производителей алкогольной продукции Игорь Косарев, с введением помарочного учета оборот алкоголя станет более технологичным и прозрачным, что уменьшит риск для потребителя и принесет в бюджет дополнительные десятки миллиардов рублей.
Самыми уязвимыми во всей этой истории окажутся магазины, находящиеся в глубинке, где дефицит с IT-специалистами, которые сумеют разобраться в новых правилах, обновлениях, сложных описаниях и смогут оперативно устранить сбои в работе системы. Не исключено, что малый бизнес, который поднимался с таким трудом, после введения третьей версии ЕГАИС может просто не сдюжить и погибнуть. Кто закроет образовавшуюся брешь и каким алкоголем?
Источник: