Молоко или заменитель?
Как уже сообщал «МН», 1 июля в России вступает в действие постановление Правительства РФ, согласно которому магазины обязаны отделять на прилавках натуральную молочную продукцию от продуктов с использованием заменителей молочного жира.
На этой радостной волне я захотела пообщаться с производителями молочной продукции, чтобы узнать их мнение о нововведении, а также поинтересоваться у сетевых магазинов, готовы ли они создавать полки для качественного молочного продукта?
РЫНОК УЖЕ ПРОГОЛОСОВАЛ ЗА КАЧЕСТВО
Как оказалось, такие полки во многих магазинах уже есть, только называются они иначе: «Фермерские продукты». Пока большая государственная машина раскачивалась в поисках решения вопроса, рынок чутко отреагировал на запрос общества.
«Еще три года назад сети стали запрашивать продукцию подороже, но гарантированного качества, — говорит коммерческий директор компании «Фуд Милк» Александр Остапенко. — Потому что у многих больные дети с лактазной недостаточностью или с непереносимостью синтетических добавок. Люди стали просить у магазинов продукцию, которая гарантированно натуральная и для них будет безопасна, а ретейл отреагировал на спрос. Вот отсюда и появилась фермерская полка! Не мы ее придумали».
Так что бороться за свой интерес первыми стали не производители, а покупатели молочной продукции. К примеру, появившиеся в некоторых магазинах полки «Фермерские продукты» уже ни у кого не вызывают удивления. Они расположены в одном торговом ряду с остальной молочкой, но на отдельных стеллажах, выделены яркой вывеской, рекламными указателями.
В сравнении с остальной молочной продукцией фермерские товары занимают сравнительно немного места, производителей пока тоже немного — около пятнадцати — двадцати. Продукция представлена молоком, сметаной, кефиром, ряженкой, творогом, йогуртами, творожными запеканками, кроме коровьего есть козье молоко и продукты из него.
На фермерской полке нет продуктов с заменителем молочного жира, суррогатов с заменой белковых составляющих. Это недешевый товар: литровая бутылка молока может стоить от 85 до 120 рублей, но покупатели качеством довольны и голосуют своим кошельком за право есть вкусно и полезно. И хотя эти товары идеально подходят для полки «Продукты без заменителя молочного жира», возникает вопрос: не должны ли они в соответствии с нововведением правительства потесниться или даже исчезнуть с прилавков?
СПАСИБО, У НАС ВСЕ ХОРОШО
Этот вопрос одинаково волнует как производителей, так и магазины, потому что не для того они несколько лет растили и лелеяли свои фермерские полки, чтобы вдруг расстаться с ними.
«Фермерская продукция продается лучше, когда стоит на отдельной полке, — считает Александр Остапенко. — А что касается разделения другой продукции по разным полкам, мне кажется, там все равно бардак будет, что бы производитель
ни писал на упаковке… Я как молочник это знаю, на этом рынке больше 20 лет работаю».
По логике вещей все верно, торговые сети могут иметь разные отделы под разными вывесками. А это значит, что, придя в магазин, покупатель увидит не две вывески, сообщающие про «правильное и неправильное молоко», а как минимум три — еще и про фермерский продукт.
Словом, постановлению правительства все рады. Для продвинутых торговых сетей это будет еще один маркетинговый ход. Для обычного небольшого магазина — прогресс, клиентам не придется самостоятельно перечитывать все надписи на упаковках хотя бы на первом этапе знакомства с продуктом. Остается один маленький вопрос, который подспудно тревожит население: а можно ли написанному на этикетке верить?
ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ
Я поинтересовалась у представителей торговых сетей: при расстановке товара по полкам магазин будет ориентироваться на информацию, заявленную производителем, либо самостоятельно заказывать проверку качества молочной продукции? И получила ответ, что возможны оба варианта или их совмещение.
Но если, несмотря на все меры контроля, суррогатный товар все-таки окажется на полке «Продукты без заменителя молочного жира» или, что еще коварней, на полке «Фермерские продукты»? Какое наказание понесет недобросовестный производитель за выставленный фальсификат?
В этом смысле, как считает известный российский эксперт агрорынка, гендиректор компании «ИКАР» Дмитрий Рылько, «основной проблемой является отсутствие материальной ответственности бизнесменов за обман потребителя. Пока над владельцем молзавода не висит дамоклов меч огромного штрафа и закрытия предприятия, никаких подвижек в решении этой проблемы не будет».
Но это, как говорится, совсем другая тема.
Источник: