Малый и средний бизнес в России загибается
В то время как практически во всем мире малый и средний бизнес активно развивается, внося все более весомую лепту в ВВП своих стран, в России происходит прямо противоположный процесс. Число малых и средних компаний сокращается со скоростью 6-7% в год.
Согласно единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), который ведет Федеральная налоговая служба, на 10 февраля этого года в реестре находилось 6,058 млн компаний, меньше, чем в феврале 2018 года (6,059 млн). Аналитики Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ) утверждают, что падение численности компаний МСП происходит во всех федеральных округах, свидетельствуя о «явных проблемах малого и среднего бизнеса».
«Несмотря на заявления официальных лиц о поддержке МСП и важности развития данного сегмента, пока в нем наблюдается стагнация», — говорит эксперт ИКСИ Надежда Каныгина. Это негативно сказывается на занятости: на 10
января число занятых в секторе МСП составило 15,87 млн работников, за год оно снизилось на 1,5% (или на 233 тыс. человек). За февраль численность занятых в секторе снизилась еще на 30 тыс. человек.
Почему же МСП России все больше напоминает шагреневую кожу?
«В 2018 году никаких улучшений административного климата не произошло, растет налоговая нагрузка», — отмечает первый вице-президент Общероссийской общественной организации «Опора России» Владислав Корочкин.
Если, к примеру, взять торговый малый бизнес, то, по словам г-на Корочкина, на него заметно влияет экспансия федеральных сетей, которые «съедают куски рынка» малых компаний. Государство же в этот процесс никак не вмешивается, предпочитая занимать позицию постороннего наблюдателя.
Эксперты называют целый ряд проблем, не дающих сектору МСП, что называется, вдохнуть полной грудью. В их числе невозможность получить льготный кредит и повышение тарифов на услуги естественных монополий, больнее всего бьющие как раз по малому и среднему бизнесу.
Вопреки призывам главы государства прекратить «кошмарить бизнес», продолжается практика проведения бесконечных проверок. Согласно опросам, на которые ссылается уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов, 83,5% респондентов считают, что административная нагрузка (имеются в виду проверки различных государственных надзорных и контрольных органов) на их бизнес за последний год увеличилась или осталась прежней.
Сокращаются и программы поддержки МСП со стороны государства. По данным Бориса Титова, в 2015 году общий объем поддержки малого и среднего бизнеса составлял 16,9 млрд рублей, а в прошлом году — всего лишь 5,02 млрд.
Совершенно непонятно, как в подобных условиях правительство собирается решить стратегическую задачу, поставленную президентом: довести вклад малого и среднего предпринимательства к 2024 году до 40% (нынче он не превышает 20%).
Надо отметить, что доля МСП в ВВП России очень сильно отстает от этого показателя во всех развитых и многих развивающихся государствах. В США, Турции и Японии эта доля составляет от 53 до 56%, в Китае — 55%, в Финляндии — 60%, в Италии — 68%. Даже некоторые соседи по пространству СНГ нас по темпам развития МСП заметно опережают. Например, доля МСП в ВВП Казахстана — 27%.
Так что, как видим, велосипед изобретать нам не надо, достаточно перенять опыт других стран, давно понявших роль МСП в решении экономических задач. И не только экономических, но и, что не менее важно, социальных.
Во многих странах именно малый и средний бизнес создает большую часть рабочих мест, обеспечивая миллионы людей куском хлеба, а значит, понижая вероятность социальных взрывов. Что мешает нашим властям по-настоящему осознать эту нехитрую истину, перейдя наконец от слов о необходимости поддержки МСП к реальным делам, совершенно непонятно.
Источник: