Как «строят» гоночные автомобили. Тормоза. — radiradio

Как «строят» гоночные автомобили. Тормоза.

Кто то говорит, что тормоза придумали трусы, но на самом деле тормоза придумали гонщики, чтобы ездить быстрее! (с)

Предыдущие части про постройку гоночных автомобилей были здесь
ВВЕДЕНИЕ
КУЗОВ
ДВИГАТЕЛЬ
ТРАНСМИССИЯ
ПОДВЕСКА

Возвращаясь к первой фразе все тормозные механизмы которые сейчас используются на автомобилях так или иначе когда то были изобретены и опробованы в гонках. Поэтому действительно придумали гонщики, почему хорошие тормоза позволяют проходить трассу быстрее я думаю пояснять не нужно.

Рассмотрим элементы хорошей тормозной системы. Это конечно не всегда так из-за бюджета, технических ограничений и т.д.
Главный тормозной цилиндр
Изначально когда просчитывают тормозную систему очень важным параметром являются диаметры цилиндров. Главный тормозной может быть 1 как на большинстве обычных автомобилей или же 2. В гоночных автомобилях не часто применяют диагональную систему, поэтому контур у передних свой у задних свой. Поэтому когда главных цилиндра 2 то каждый отвечает за свой контур.

педальный узел, 2 главных

Если тормозную систему переделывают глобально то вакуумный усилитель всегда убирают а диаметры цилиндров меняют. Это позволяет гонщику регулировать торможение в большей степени усилием, а не ходом педали.

фото педального узла кольцевого автомобиля Seat TCR

На фото из кольцевого Seat TСR видно, как это исполнено. Причем баланс регулируется с помощью крутилки, которая по средствам троса крутит эту планку смещая баланс.

Тормозные трубки и шланги
Трубки проходящие по салону бывают из армированных шлангов, бывают медные.

Через моторный щит они проходят через специальные соединители (фитинги), выходят в арки колес или рядом так же.

На суппорты приходят армированные шланги которые в ралли часто дополнительно защищают гофрами. Это позволяет делать тормозную систему более защищенной, надежной а так же уменьшает ход педали и делает тормоза четче.

Регулятор
Регулятор отвечает за распределение тормозных сил между осями когда в автомобиле один тормозной цилиндр и регулировка осуществляется перекрытием сечения шланга на задние тормоза. Бывают крутилки или флажки.

Гидроручник
Это штука которая встречается в ралли и ралли кроссе, в кольце такими вещами не пользуются.
Суть в своем цилиндре и удобной рукоятке. Гидроручник воздействует на задние дисковые тормоза гораздо эффективнее тросиков используемых в гражданских автомобилях.

Тормозные суппорты
Гоночные тормозные суппорты многопоршневые от 2х и подбираются по диаметрам поршней при расчете тормозной системы. Сами суппорты жестче, легче и с другими размерами колодок.

Тормозные диски
На дорогих и быстрых гоночных машинах они составные.

составной диск

Существуют так же плавающие составные, они дополнительно позволяют компенсировать температурные деформации. Чаще всего используют диски с насечками позволяющими лучше отводить продукты износа. Перфорация реже так как является концентратором напряжений и трескаются диски чаще по этим местам. Внутри диска каналы создаются для лучшего охлаждения диска при вращении и могут по форме и направлению сильно отличаться от гражданских дисков.

Применение составных дисков так же позволяет менять диаметр диска не меняя ступичную часть.
Вот хорошее видео описывающее конструкцию и цели

Из бюджетных соображений применяются и обычные диски, порой с обычными суппортами, но чаще с насечками и с улучшенными характеристиками хотя материал все равно всегда чугун.

Тормозные колодки
Тормозные колодки конечно же тоже имеют другие составы.

Для понимания отличия гражданских от гоночных можно посмотреть график коэффициента сцепления колодок с диском в зависимости от температуры, одного из известных производителей.

график думаю весьма приблизительный, но суть отражает

Причем те что здесь по графику снизу (я их выделил красным цветом) это не просто гражданская колодка, это уже тюнинговый состав с улучшенными характеристиками относительно стока.

Как видно из графика коэффициент выше и стабильнее в рабочем диапазоне
А рабочий диапазон сдвинут туда где гражданская колодка давно перестала работать.

Дополнительные устройства охлаждения
Устройства это конечно громко сказано, обычно это воздушный шлаг подводящий воздух с забором из зоны высокого давления воздуха в районе переднего бампера к суппорту и диску как на картинках.

вид снизу

В хороших исполнениях есть специальный кожух к которому это подсоединено.

Существуют в природе и варианты жидкостного охлаждения суппортов. В гонках грузовиков разрешен впрыск воды на тормозные механизмы поэтому при торможении идет много пара. Но все же это скорее экзотика.

Тормозная жидкость
Ну и тормозные жидкости в спорте соответственно применяются специальные гоночные, которые имеют более высокую температуру закипания.

Так как я являюсь дилером MOTUL, в своем гоночном автомобиле тоже применяю подобные жидкости.

И в конце пару слов про «керамические тормоза»:

Коэффициент трения выше и при температуре меняется меньше, вес меньше, соответственно неподрессоренные массы ниже. До прогрева до рабочих температур тормозят малоэффективно.

Цена комплекта керамических дисков с колодками может быть около 10000 долларов за ось.
Поэтому повсеместного применения нет)

Как всегда если вам понравилась статья, делитесь!

P.S
Вся жизнь нашей раллийной команды в группе ВКонтакте
Все видео команды КАНАЛ НА YouTube
Хештег # команды в instagramm — sudarev_motorsport
Мой instagramm sv_sudarev

Источник: drive2.ru