Как делают немецкие автобаны
Статья об автомобильных дорогах ФРГ: как делают немецкие автобаны, их чего, стоимость строительства, интересные факты. В конце статьи — видео о том, как строят автобаны в Германии.
Содержание статьи:
- Что представляет собой немецкий автобан
С чего всё начиналось
Нацисты и автобаны: удачный пиар
Как это строят
Сколько это стоит
Ремонты
Видео о том, как строят автобаны в Германии
Если речь заходит о качественных автомобильных дорогах, только ленивый не вспомнит о немецких автобанах. Существует даже особая категория туристов, которые специально приезжают в Германию на автомобиле, чтобы прокатиться по этим скоростным трассам в погоне за впечатлениями, которых, по их убеждениям, нигде в мире больше не испытаешь…
Каким образом немцам удаётся создавать это чудо автомобильных дорог? Давайте заглянем в прошлое и настоящее и познакомимся с секретами знаменитого немецкого автобана.
Что представляет собой немецкий автобан
На фото: автобан в районе Дортмунда
Переводится слово «автобан» достаточно прозаично: «дорога для автомобилей». В самом деле, это ни много ни мало – дорога для движения автотранспорта в обе стороны. В каждую сторону на автобане может быть от двух до трёх полос, плюс самая правая полоса для использования аварийными службами, которая отделяется от основных полос сплошной разметкой, более широкой, чем обычная, и выезжать на которую обычному транспорту запрещено.
На сегодняшний день протяжённость автобанов в Германии составляет около 13 тысяч километров. Номер автобана в Германии всегда начинается с литеры «А», далее следует порядковый номер магистрали.
По последней цифре можно узнать направление автобана: нечётные цифры указывают дороги, следующие с севера на юг, чётные – с запада на восток.
На автобанах существует правило минимальной скорости – 60 км/ч. А вот предельной скорости здесь нет, есть только рекомендуемая. Как правило, рекомендуется на немецких автобанах скорость 130 км/ч.
Именно это привлекает сюда многих автотуристов из Европы: такая «скоростная экзотика» существует лишь в Германии, на остальных автомобильных трассах ЕС ограничение скорости присутствует.
Разделительные ограждения из бетона или металла исключают возможность выезда на встречную полосу. Светофоров и перекрёстков на автобане, как правило, нет — здесь запрещено перемещение велосипедистов и пешеходное движение.
С чего всё начиналось
На фото: автобан Бонн — Кёльн
Существует штамп, что своими автобанами немцы обязаны нацистскому режиму и в частности Адольфу Гитлеру. Но это – всего лишь миф, следы умело проведённой пропагандистской работы нацистов. На самом деле автобаны Германии были изобретены задолго до прихода Гитлера к власти.
Строительство первого участка немецкого автобана было начато в 1913, а завершено в 1921 году. Это был участок автомобильной дороги без перекрёстков и светофоров. Длина автобана составляла всего-навсего 8 400 м.
Финансировали строительство дорожного участка германские промышленники и просто состоятельные граждане страны, которым было не безразлично будущее автомобильной сферы жизни. Дорога носила гордое наименование «Дорога для автомобильного движения и тренировок» и поначалу использовалась в качестве гоночной трассы.
Полноценный автобан вошёл в жизнь немцев лишь в 1932 году, когда в эксплуатацию ввели трассу «Бонн – Кельн» длиной в 20 км. В те времена мало какие авто могли превысить скорость в 60 км/ч, но на этом автобане было установлено ограничение скорости до 120 км/ч. Автобан «Бонн – Кёльн» стал первой платной скоростной трассой в Германии.
Нацисты и автобаны: удачный пиар
На фото: Гитлер на открытии нового немецкого автобана
Изначально национал-социалистическая партия Германии яростно выступала против строительства автобанов, обосновывая это тем, что такие платные скоростные дороги нужны «лишь богачам, аристократам и капиталистам еврейского происхождения» и абсолютно бесполезны для простого немецкого народа.
Протесты нацистов были столь убедительны, что автобан между Кёльном и Бонном официально переименовали в просёлочную дорогу, тем самым якобы подчёркивая, что автобанов в Германии нет.
Впрочем, протестовали против строительства автобанов нацисты ровно до того момента, пока не пришли к власти. С этого момента по всей Германии развернулось активное строительство автобанов, причём использовались именно те проекты рубежа 20-30 годов, которые столь яростно критиковались всего несколько лет назад.
По настоянию Геббельса, на открытии строительства каждого автобана обязательно появлялся фюрер нации, которого фотографировали с лопатой или тачкой. Таким образом, в сознание немцев последовательно внедрялся миф о том, что строительство автобанов – исключительно заслуга партии нацистов.
На деле же Гитлер распорядился согнать на строительство гражданское население в рамках обязательной трудовой повинности. Со временем этих рабочих заменили узники концентрационных лагерей.
Строительство велось ударными темпами, но к 1941 году замедлилось, а в 1943 – вовсе прекратилось, поскольку перебрасывать автобанами военную технику оказалось не так выгодно, как железными дорогами, а у населения транспорта было к этому моменту, мягко говоря, немного.
После войны немецкое правительство возобновило строительство автобанов, главной целью которых оставалось обеспечение высокой скорости передвижения транспорта.
В ХХI веке стала действовать государственная программа реконструкции, цель которой – расширить те участки, которые являются наиболее загруженными или опасными. Из того, сколько времени прошло с момента первичной постройки автобанов и времени их реконструкции, можно заключить, с каким высоким качеством строились эти трассы.
Как это строят
На фото: современное строительство автобана в Германии
Как и во всех странах мира, строительство дороги начинается с тщательного по всестороннего планирования. Создаётся макет, учитывающий все нюансы прохождения автобана, его соединение с уже существующей сетью автомобильных дорог, системы развязок, мосты, съезды.
Современное автодорожное строительство в Германии немыслимо без участия экологов: учитываются даже такие, казалось бы, несущественные факторы, как миграционные пути диких животных. Немецкие строители стремятся создать максимально удовлетворяющий всех проект.
В современной Германии легко угодить под суд, если строительный проект не удовлетворяет требованиям экологов и законам о проживании граждан: шумная автострада, построенная рядом с жилыми кварталами, вряд ли вызовет горячее одобрение местных жителей. Поэтому планы прокладки автобанов много раз согласовываются на различных уровнях.
Никаких особых необычных материалов у немцев нет: тот же самый асфальт, тот же самый бетон, что и во всём мире. Секрет заключается в том, что размещается под верхним слоем дороги — это так называемая «дорожная подушка», которая кладётся в несколько слоёв под асфальтом и может достигать пары метров в высоту.
Перед началом строительства специализированная техника для земляных работ проходит по трассе будущего автобана, выбирая до двух метров грунта. В получившуюся траншею, в зависимости от особенностей грунта, могут уложить георешётку для прочности сцепления будущих слоёв подушки.
Сама подушка составляется из слоёв песка, глины и гравия. Каждый слой тщательно утрамбовывается при помощи специальной техники и поливается раствором извести или хлорида кальция. Пропитка этими химическими соединениями приводит к тому, что слои уплотняются, в них постоянно удерживается фиксированный процент влаги.
После пропитывания подушки её тщательно перемешивают и снова подвергают трамбовке. Подготовленная таким образом дорожная подушка не вспучивается и не проседает в результате воздействия влаги, физических нагрузок и перепада температур.
Когда дорожная подушка готова, на неё укладывается асфальт или бетон. В Германии бетонные дороги покрываются дополнительно защитным слоем-плёнкой, который не даёт бетонной массе растрескиваться под солнцем.
В Германии отсутствует такая популярная в нашей стране «забава» как укладка асфальта в лужи после дождя. Немцы слишком ленивы для того, чтобы, едва завершив строительство дороги, приступать к её ремонту. Может, именно поэтому здесь, если пошёл дождь, строительные дорожные работы немедленно прекращаются и возобновляются только тогда, когда последняя лужа высохла. Это ещё один секрет качества немецких автобанов.
Современные немецкие автобаны возводятся ещё и с учётом нужд проживающего вблизи населения. Дороги покрывают специальным составом, который поглощает звуки движения (состав этот может достигать десяти сантиметров в высоту по всему пространству автобана!). Таким образом, проживание вблизи автобана не становится некомфортным.
Характерно, что при строительстве автобанов в Германии применяется исключительно отечественная строительная техника. Опыт строительства автомобильных дорог у немцев очень большой, поэтому и технику они предпочитают использовать исключительно отечественную, рассчитанную именно на те требования, которые предъявляются строителями. В Германии на строительстве или ремонте автобана вы не увидите импортных асфальтоукладчиков или любых других строительных машин.
Сколько это стоит
На сегодняшний день стоимость строительства одного километра немецкого автобана обходится стране в среднем в 6 миллионов евро. Цена достаточно высока, но вполне оправдана применяемыми высокими технологиями, качественной специализированной техникой и квалификацией рабочих.
Педантичные и бережливые немцы отлично понимают, за что они платят столь высокую цену:
- построенные с учётом всех требований автобаны без проблем выдерживают современный трафик автомобилей;
немецкие автобаны служат долго, обеспечивая качественное автомобильное сообщение;
ремонт для автобана требуется крайне редко, и как правило, он плановый – внеплановые разрушения полотна здесь событие исчезающее редкое.
Есть и ещё один нюанс, благодаря которому столь высокая цена за строительство дорожного полотна не смущает германское правительство. В цене на бензин в Германии заложено 80% налога, который преимущественно идёт на нужды дорожного строительства. Так что расходы на строительство в некоторой мере лежат на плечах тех самых граждан, которые впоследствии ездят по построенным автобанам.
Ремонты
В среднем гарантийный срок службы автобана в германии составляет 30 лет. Это означает, что все эти тридцать лет та строительная дорожная компания, которая занималась постройкой трассы, обязана за свой счёт поддерживать её нормальное функциональное состояние.
В этом правиле кроется ещё одна немаловажная причина высокого качества немецких автобанов — какой строительной компании захочется тратить время и средства на постоянные ремонты, если можно изначально возвести качественное автодорожное сооружение и не отваливать бесконечные дополнительные для «доведения до нужной кондиции»?
Также не стоит забывать, что немецкие законы в отношении строительных компания достаточно суровы: если из-за некачественного дорожного покрытия произошла авария, автодорожники угодят в лапы к судьям, где их ждут высокие штрафы.
Это ещё одна причина того, что ямочный ремонт на автобанах Германии — невозможная экзотика: такой ремонт неизбежно нарушает целостность и ровную поверхность полотна, что неизбежно приводит к проблемам движения автотранспорта.
Автобаны Германии регулярно использует примерно треть всего автомобильного парка страны. Платят за проезд по автобанам лишь водители грузового транспорта, для остальных эти чудо-дороги остаются бесплатными.
В последнее время в Германии активно поднимается вопрос о введении скоростных ограничений при движении по автобанам, так что любителям скоростной езды стоит поторопиться, чтобы успеть в полной мере оценить качество и уникальные характеристики легендарных немецких «дорог для автомобильного движения и тренировок».
Видео о том, как строят автобаны в Германии:
Источник: