Как делают дороги в Японии
Статья о том, как делают дороги в Японии: особенности японских дорог, инновации, тенденции развития. В конце статьи — видео о строительстве скоростных дорог в Токио.
Содержание статьи:
- Японская дорожная инфраструктура
Платные и бесплатные магистрали
Nippon Expressway Company
Особенности строительства дорог в Японии
Инновации японских дорожников
Планы и тенденции развития
Видео о строительстве скоростных дорог в Токио
Поездка по автомобильным дорогам Японии, даже в густонаселённом Токио — это не испытание нервной системы, а скорее приятное занятие. Тех, кто приезжает в Страну восходящего солнца, удивляет отсутствие пробок, чистота, ровная поверхность проезжей части.
Создание дорожной инфраструктуры – одно из наиболее важных и ответственных дел в рамках развития экономики любой страны. Как же строят дороги в Японии?
Японская дорожная инфраструктура
На фото: многоярусные автострады Японии
Автомобиль – основной вид транспорта в Японии. Именно им осуществляется до 60 % пассажирских и 52 % грузовых перевозок. Общая длина автомобильных дорог в стране составляет 1, 203 млн. км, в число которых входит 7,6 тыс. км высокоскоростных трасс, 55 тыс. км национальных автобанов, 129 тыс. км дорог между префектурами. Остальные 1,012 млн. км дорог – деревенские и городские дороги.
Сеть автодорожных магистралей соединяет главные города островов Кюсю, Сикоку и Хонсю; отдельные автодорожные сети существуют на островах Окинава и Хоккайдо. Все эти дороги – разделённые высокоскоростные платные магистрали, доступ на них регулируется.
Протяжённость автомобильных дорог в Японии превышает дороги Китая, России, Канады и уступает лишь суммарной длине дорог Бразилии, Индии и США. Если же говорить о плотности дорог на единицу территории, то здесь Япония находится на первом месте в мире.
При этом численность автомобилей на душу населения здесь уступает лишь аналогичному показателю Соединённых Штатов — в среднем на семью в Японии приходится 1,13 машин.
Первую скоростную автомобильную дорогу в Японии начали строить в 1954 году. В 1965 году была сдана в эксплуатацию первая скоростная автодорога в городе Мэйсин. Длина трассы составила 190 километров. Ещё через 4 года ввели в эксплуатацию трассу Томэй. В 1981 году в стране уже функционировало 2880 км скоростных автотрасс.
Платные и бесплатные магистрали
На фото: скоростные автомагистрали Японии
Все скоростные автодороги Японии являются платными. Цена за использование такой магистрали – самая высокая в мире. Стоимость зависит от длины трассы.
В среднем, за то, чтобы проехать по платной трассе 100 километров, в Японии придётся заплатить 22 доллара США. Это на порядок выше, чем стоимость проезда по платным магистралям в соседнем Китае (10 долларов) и в далёкой Великобритании (12 долларов).
Для жителей же США, привыкших к средней цене платной трассы в 3 доллара за 100 км пути, японские расценки и вовсе покажутся запредельными. Но, тем не менее, японские платные магистрали существуют, процветают и строятся.
Впрочем, это не значит, что у японских водителей нет выбора — рядом с платной скоростной магистралью обязательно проходит и обычная трасса, по которой, как правило, передвигается общественный транспорт.
Бесплатные дороги всегда уже платных, на них много регулирующих движение светофоров. Бесплатная дорога имеет только один ряд в каждом направлении, а платные, как правило, строятся двух- и трёх-полосные в каждом направлении.
И закономерно состояние и уровень обслуживания на автомобильных заправках, в СТО, мотелях и придорожных кафе на платных трассах ощутимо выше, чем на бесплатных.
Nippon Expressway Company
Для того, чтобы осуществлять строительство новых скоростных трасс и поддерживать состояние уже сооружённых дорог, в Японии были созданы три корпорации по строительству автомобильных дорог Nippon Expressway Company — NEXCO (Японские автодорожные компании):
- Центральная (C-NEXCO);
Восточная (E-NEXCO);
Западная (W-NEXCO).
Корпорации соответственно отвечают за центральные, восточные и западные Японские острова.
Эти корпорации функционируют под эгидой государства. Изначально финансирование NEXCO осуществлялось за счёт крупных финансовых вложений почтовых отделений.
Средства формировались на основе вкладов множества людей. Таким образом, можно сказать, что дороги Японии строились во многом не за счёт государства, а за счёт вкладов граждан.
Особенности строительства дорог в Японии
Этап планирования
На фото: дороги в Токио
Первый шаг в строительстве любой автомобильной дороги – это планирование. В Японии к этому этапу традиционно подходят со всей серьёзностью. Для работ привлекается множество представителей различных профессий. Прежде всего, определяется:
- какой тип дороги требуется в данных конкретных условиях;
какой у неё будет трафик;
каковы особенности местности и как они повлияют на строительство и дальнейшую эксплуатацию дороги.
Планирование особо сложных магистралей может занять целые месяцы и даже годы. Учитывается необходимость развязок, эстакад, мостов.
К процессу планирования в обязательном порядке подключаются экологи и экономисты: первые определяют, как дорога повлияет на окружающую среду, вторые оценивают, во что обойдётся строительство, какие материалы предпочтительнее будет использовать.
Когда предварительный этап строительства завершён, строительные эксперты и геодезисты создают детальные планы и чертежи. На этом этапе в обязательном порядке привлекается общественность.
Любой гражданин страны имеет право обратиться со своими вопросами по поводу предстоящего строительства, высказать своё мнение по поводу будущей дороги. Как правило, все замечания и пожелания в обязательном порядке рассматриваются сотрудниками группы планирования.
Более того, разработчики проекта в обязательном порядке будут запрашивать оценки и предложения у местных государственных или федеральных структур, чтобы убедиться, что дорога построена с максимальным учётом их пожеланий.
В случае, если земельный участок, который фигурирует в плане строительства, принадлежит частному лицу, необходимо будет провести переговоры и выкупить участок для прокладки по нему дороги.
В Японии, как и в США, существует тенденция заблаговременного планирования и выкупа подобных участков у частников. Это существенно ускоряет процесс планирования и строительства по сравнению, например, с Российской Федерацией, где вопросы выкупа участков под дороги упираются во взвинчивание цен собственниками и отсутствие планового выкупа государством территории под прокладку дорог.
Земляные работы
После того, как этап планирования завершён и выбран подрядчик, начинаются земляные работы. Для дороги необходимо создать прочную основу, иначе долго она не прослужит.
Создаётся ровная поверхность, добавляются и уплотняются гравийные слои.
На этом же этапе создаются дренажные системы и системы ливневой канализации. Все японские дороги имеют уклон, позволяющей воде скатываться и не оставлять на дорожном покрытии луж. Поэтому на японских дорогах практически отсутствует грязь и вода даже после сильных ливней.
Бетонное покрытие
Как известно, современные дороги строят или из асфальта, или из бетона. За основу своих дорог японцы взяли технологию, распространённую в США — основным покрытием автомобильных дорог в Японии является бетон.
В отличие от асфальтового покрытия, бетон обходится дороже, но при этом служит не в пример дольше, поэтому в итоге бетонный автострады выгоднее асфальтовых.
С другой стороны, именно бетон позволяет японским дорожным строителям создавать многоуровневые сложные развязки, которые давно стали «визитной карточкой» японского мегаполиса.
При строительстве используют смесь песка и щебня, которую скрепляют цементом. Жидкий бетон заливается в стальные формы, уложенные на дорогу. При помощи дорожного вибратора смесь «утряхивают», чтобы она равномерно оседала, не оставляя внутренних пустот.
Такая технология способствует повышению прочности дорожного покрытия. Качественно уложенный бетон служит десятилетиями, в то время как асфальтированную дорогу нужно ремонтировать каждые несколько лет.
С трещинами в бетоне справляются, выполняя надрезы-стыки между плитами бетона. При наличии надрезов плита может без риска разрушения сжиматься и расширяться под воздействием перепадов температур.
Инновации японских дорожников
Подогрев дорог
На фото: разбрызгиватель термальной воды по центру дорожного полотна
Япония традиционно идёт «впереди планеты всей» в области инноваций и технических революций. Дорожное строительство – не исключение.
Японские инженеры давно сообразили, что снег с дорог убрать сложнее, чем просто не допустить его появления. Климат на некоторых островах Японии достаточно суровый, на том же Хоккайдо среднегодовая температура – всего 8 градусов тепла.
Но снегопады и оледенения японским дорогам не грозят — уже давно во всех городах страны, где выпадает снег, все дороги и тротуары оснащены системой подогрева.
Эта инновация успешно борется как с оледенением, так и с выпадающим на дороги снегом. Таким образом, существенно снижается риск возникновения аварий, движение более безопасное.
Посередине дороги, как правило, прокладывается бетонная полоса, в которую монтируются разбрызгиватели горячей воды из термальных источников. Интервалы между разбрызгивателями достаточно небольшие, струи воды успевают подогреть поверхность и растопить на ней снег.
Интенсивность разбрызгивания регулируется, состояние устройств регулярно проверяется специальными службами. В тех районах, где разбрызгивателей нет, под дорогой прокладывают трубы с той же термальной водой, которые выполняют ту же функцию.
«Поющие» дороги
Ещё одна интересная особенность японской автодорожной инфраструктуры – наличие так называемых «поющих дорог».
«Поющая дорога» – это участок, на котором проезжающий автомобиль вызывает вибрацию, передающуюся как мелодия. Эффект достигается за счёт нанесения на дорогу параллельных полос шириной до 24 мм и глубиной до 6 мм.
Примечательно, что «нужную мелодию» такие участки будут «исполнять» только в том случае, если водитель движется по дороге с требуемой скоростью. Как правило, ограничение скорости на «поющей дороге» – 50 км/ч. Таким образом дорога помогает контролировать скорость движения.
С другой стороны, звучание дороги не даёт водителю уснуть за рулём — это ещё одна польза от внедрения такого, на первый взгляд, экзотического оформления дорожного полотна.
Первая «поющая дорога» появилась в 1995 году в Дании, но Япония в свойственной ей манере давно уже перехватила пальму первенства по внедрению этой интересной инновации.
Планы и тенденции развития
В Японии постоянно строятся новые дороги. Поскольку автомобильный транспорт на островах основной, в эти дороги вкладывается довольно много денег.
В настоящее время продолжается строительство второй объездной магистрали Токио, прокладывается скоростная автотрасса по берегу Японского моря между префектурами Тоттори и Мацуэ. Основной упор строители делают на создание скоростных автотрасс.
Впрочем, это не значит, что небольшие горные деревни остаются во власти бездорожья – дороги в Японии есть практически везде, где живут люди, а живут они на этих островах очень плотно, территории не хватает. Но даже дефицит территории – не помеха прокладыванию новых дорог, ведь они – залог и основа успешной экономики страны.
Заключение
Результатом планового и тщательного подхода к дорожному строительству в Японии закономерно стала сеть дорог, передвигаться по которым приятно и комфортно.
Даже в мегаполисах здесь почти не случается пробок – требуется разве что лёгкое притормаживание на наиболее запруженных участках пути.
Дорожная обстановка на японских трассах лишний раз свидетельствует о том, что грамотное планирование и аккуратный подход к выполнению всех этапов работ служит залогом высокого качества и долгой службы автомобильной дороги.
Видео о строительстве скоростных дорог в Токио:
Источник: